Есиповский, Игорь

Бывший губернатор Иркутской области

Бывший губернатор Иркутской области (2008-2009). Бывший депутат Государственной Думы РФ пятого созыва. В 2007 году занимал должность консультанта председателя Союза машиностроителей России, в 2005-2006 годах был генеральным директором "АвтоВАЗа", а в 2001-2005 годах - начальником департамента товаров и технологий двойного применения ФГУП "Рособоронэкспорт". Доктор экономических наук. В мае 2009 года погиб в авиакатастрофе.

Игорь Эдуардович [18] Есиповский родился 28 марта 1960 года в городе Днепродзержинске Украинской ССР [24].

В 1977 году Есиповский начал работать на Московском авиационно-производственном объединении имени Дементьева [24], [23]. В 1979-1981 годах Есиповский проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР [24]. После возвращения из армии он вернулся на предприятие, став руководителем заводского комитета ВЛКСМ [24], [23].

В 1986 году Есиповский окончил вечернее отделение Московского авиационного института (МАИ) и в том же году был назначен вторым секретарем Фрунзенского райкома ВЛКСМ [24]. Отмечалось, что в 1986-1987 годах в том же райкоме в качестве заместителя секретаря Фрунзенского районного комитета ВЛКСМ Сергея Монахова работал будущий глава компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский [45], [34].

В 1986 году Есиповский был избран депутатом Фрунзенского районного Совета народных депутатов [23].

В 1988-1991 годах [23] Есиповский работал [24] в Центре межотраслевых научно-технических программ (ЦМНТП) - Фонде молодежной инициативы, с 1989 года [24] возглавлял научно-производственное объединение (производственно-конструкторский центр [38]) "Эконовация". ЦМНТП был создан Ходорковским и функционировал при комсомоле под эгидой Государственного комитета СССР по науке и технологиям (ГКНТ) [37], [35]. Вскоре этот центр был преобразован в государственно-кооперативное объединение "Межотраслевые научно-технические программы", или "МЕНАТЕП" [37], [44], [42], [35].

В 1991-1992 годах Есиповский возглавлял Фонд социального развития России "Возрождение" [23]. В мае 1991 года распоряжением председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина фонд был преобразован в государственно-общественную организацию с аналогичным названием - Фонд социального развития России "Возрождение" [46].

В 1992-2000 годах Есиповский занимал пост генерального директора Общероссийского объединения "Российский авиафонд", занимавшегося защитой служащих ВВС и работников авиакомплекса, а также пост президента АО "Авиаинвест" [24], [23].

Отмечалось, что в 1996 году Есиповский защитил кандидатскую диссертацию по военной экономике. Сферой его научных интересов СМИ называли разработку механизмов и нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в предприятия авиационной промышленности в процессе их экономического оздоровления. О значимости научной работы Есиповского в тот период можно судить по тому, что он, по сведениям прессы, выступил соавтором проекта Президентской инвестиционной программы развития авиации до 2000 года. В 1999 году Есиповский стал доктором экономических наук, защитив диссертацию на тему "Концептуальные основы развития техники и технологий двойного применения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях" [21], [18].

В 2001 году Есиповский пришел на работу в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Рособоронэкспорт" [24], [20], [23], созданное в ноябре 2000 года согласно указу президента России Владимира Путина путем объединения компаний "Промэкспорт" и "Росвооружение" [43]. В прессе отмечалось, что руководитель "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов и его заместитель Сергей Чемезов (с апреля 2004 года - глава ФГУП [47]) "добились для 'Рособоронэкспорта' права проводить торговые операции не только с продукцией военного назначения, но и с другими товарами - вплоть до нефти, драгметаллов и даже финансовых инструментов" [18]. Есиповский в "Рособоронэкспорте" занял должность начальника департамента товаров и технологий двойного применения и занялся взаимозачетами за поставку оружия (так называемыми офсетными программами, то есть "формами зарубежной встречной торговли, когда стороны обмениваются товарами и услугами" [40], [33]), а также "работой с регионами" [18].

В 2004 году Есиповский получил высшее командное образование, окончив Академию Генштаба [24], [33] (по другим данным - курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ [20]).

В ноябре 2005 года кандидатура Есиповского как представителя "Рособоронэкспорта" была введена в состав совета директоров "АвтоВАЗа" [41], [40]. В том же году он занял пост президента и генерального директора, позднее - только генерального директора компании "АвтоВАЗ" [39], [38], [36], [32]. Отмечалось, что после того, как "АвтоВАЗ" перешел под контроль "Рособоронэкспорта", СМИ особенно активно заговорили о том, что ФГУП, "агрессивно скупая промышленные активы", превращается "в крупнейший машиностроительный конгломерат страны" [36]. В отставку с поста генерального директора "АвтоВАЗа" "в связи с переходом на другую работу" Есиповский подал в августе 2006 года [31], [32].

В 2007 году Есиповский в качестве бывшего гендиректора ОАО "АвтоВАЗ" и консультанта председателя Союза машиностроителей России [28] Чемезова (с марта 2007 года) [29] баллотировался на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва от Амурской области по списку партии "Единая Россия" [27]. По результатам голосования прошел в Госдуму [26], заняв там пост первого заместителя председателя комитета по промышленности [23].

Однако уже 15 апреля 2008 года президент Путин принял отставку главы Иркутской области Александра Тишанина и назначил Есиповского временно исполняющим обязанности губернатора [22], [23], [24], [23], [21], [20]. По мнению аналитиков, кандидатуру Есиповского на пост руководителя столь значимого для страны региона продвигал Чемезов [17], сам являющийся выходцем из Иркутской области [47]. Они обращали внимание на то, что Есиповский стал "вторым главой региона из 'Рособоронэкспорта'" (первым был губернатор Самарской области Владимир Артяков) [17].

Пресса писала о том, что с утверждением Есиповского в качестве нового губернатора вышел казус. Отмечалось, что по закону утверждать главу региона в должности должно местное законодательное собрание, а его на момент назначения Есиповского просто не было. Иркутская область с 1 января 2008 года объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом (УОБАО) в единый Иркутский край [30] (на Тишанина еще в 2007 году были возложены полномочия главы администрации УОБАО [25]), а выборы в краевое собрание должны были состояться только 12 октября 2008 года [17]. Кроме того, сообщалось, что Есиповскому предстоит сложить с себя полномочия депутата Госдумы, так как закон запрещает совмещать обязанности губернатора и депутата [19].

Между тем депутатские полномочия Есиповского Госдума прекратила только в сентябре 2008 года. Таким образом, до этого срока он фактически совмещал обе должности, что стало прецедентом в российской политической практике. Этот факт местные наблюдатели воспринимали как свидетельство того, что Есиповский не планирует продолжать свою карьеру в Иркутской области. Прекращение же его полномочий как депутата эксперты сочли сигналом для иркутской политэлиты "о том, что господин Есиповский здесь надолго" [16].

21 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев внес кандидатуру Есиповского на пост губернатора Иркутской области на рассмотрение законодательного собрания региона. На следующий же день Игорь Есиповский был официально утвержден в должности [15], а 13 декабря состоялась церемония его инаугурации как губернатора [14].

10 мая 2009 года стало известно, что накануне Есиповский погиб в авиакатастрофе [8], [9], [5]. Вертолет "Белл", на котором летел губернатор, разбился в урочище Малышкино в 80 километрах от Иркутска [8]. Кроме Есиповского, погибли пилот Виктор Кунов, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Михаил Штонда и охранник Александр Шостак [8], [9].

В тот же день 10 мая правоохранительные органы заявили, что причиной авиакатастрофы была техническая неисправность, а губернатор совершал рабочую поездку [10], [11]. Это подтвердил и заступивший на должность Есиповского исполняющий обязанности губернатора Сергей Сокол [12]: сообщалось, что губернатор летел осмотреть окрестности поселка Большое Голоустное, где планировалось возвести особую экономическую зону "Ворота Байкала" [13]. На следующий день в качестве возможной причины аварии называли ошибку пилота [6], [7]. Также сразу после трагедии появились слухи, что вертолет мог использоваться Есиповским для охоты [12]. 19 мая газета "Коммерсант" сообщила, что согласно ее источникам вертолет врезался в дерево при попытке поднять с земли тушу подстреленного медведя [2]. В тот же день спасатели, работавшие на месте падения вертолета, опровергли эту информацию. Сотрудники МЧС утверждали, что не обнаружили на месте происшествия ни туши убитого медведя, ни охотничьих трофеев [3]. Уголовное дело об авиакатастрофе было закрыто в мае 2011 года: следствие установило, что причиной падения вертолета стала низкая профессиональная подготовка летчика [1].

14 мая 2009 года Есиповский был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы [4].

Есиповского называли специалистом по вопросам создания и использования техники и технологий двойного применения. Отмечалось, что ему принадлежали более 20 научных трудов в области оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами [21]. Известно, что Есиповский вместе с Чемезовым и Артяковым выступил одним из соавторов монографии "Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами на рубеже веков", изданной в 2002 году под редакцией председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина [48], [33].

Друзья и коллеги говорили о Есиповском как о "человеке слова", который решений своих не меняет. По утверждению прессы, Есиповский - человек состоятельный, "и этого не скрывает". По мнению наблюдателей, для области, которой Есиповский стал руководить в 2008 году, это могло быть неплохо, поскольку "ему нет никакой необходимости думать о финансовой стороне вопроса" [18]. Отмечалось, что Есиповский был очень эрудирован, отлично разбирался в международной политике (интересовался Китаем и перспективами сотрудничества с ним). Увлекался автомобилями [18].

У иркутского губернатора остались жена и двое детей - дочь и сын [24].

Использованные материалы


[1] Константин Воронов. Губернаторскую авиакатастрофу признали любительской. — Коммерсантъ, 19.05.2011. — № 88 (4629)

[2] Николай Сергеев. Губернаторский вертолет налетел на дерево. — Коммерсантъ, 19.05.2009. — №87(4142)

[3] Охотничьих трофеев на месте падения вертолета, в котором летел иркутский губернатор, не было. — Интерфакс, 19.05.2009

[4] Иркутского губернатора Игоря Есиповского похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. — РИА Новости, 14.05.2009

[5] Ксения Мирная. Всего три дня Игорь Есиповский успел провести после отпуска в рабочих буднях. — Общественно-политическая газета "Областная", 11.05.2009. — №51 (476)

[6] Основные версии аварии вертолета с иркутским губернатором - неисправность и ошибка пилота. — РИА Новости, 11.05.2009

[7] Следствие определилось с версиями гибели иркутского губернатора. — Росбалт, 11.05.2009

[8] Губернатор Иркутской области погиб в катастрофе вертолета. — РИА Новости, 10.05.2009

[9] Губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и четверо сопровождающих его лиц погибли в авиакатастрофе. — ТАСС-Сибирь, 10.05.2009

[10] Вертолет, в котором погиб иркутский губернатор, мог быть неисправен - источник. — РИА Новости, 10.05.2009

[11] Разбившийся в авиакатастрофе иркутский губернатор совершал плановый облет территории. — РИА Новости, 10.05.2009

[12] Сергей Сокол: Иркутский губернатор совершал рабочую поездку. — ИА REGNUM, 10.05.2009

[13] Алексей Копылов. Власти Приангарья раздвигают "Ворота Байкала". — Коммерсантъ-Хабаровск, 17.04.2009. — №69 (4124)

[14] Анна Павлова. Игорь Есиповский вступил в должность. — Коммерсантъ, 15.12.2008. — №228/П(4045)

[15] Татьяна Семенова. Депутаты проголосовали за наделение Игоря Есиповского полномочиями губернатора Иркутской области. — Законодательное собрание Иркутской области, 22.11.2008

[16] Александра Терентьева, Павел Кошеленко. Прощание с мандатом. — Коммерсантъ-Хабаровск, 04.09.2008. — №158

[17] Наталья Рожкова. Ищите парламент. — Время новостей, 18.04.2008. — №67

[18] Ольга Липчинская. Игорь Есиповский любит автомобили и разбирается в экономике. — Комсомольская правда, 18.04.2008

[19] Ольга Туктарова. Новый губернатор приехал в Иркутск без семьи. — Комсомольская правда, 17.04.2008

[20] Игорь Есиповский: Улучшение жизни жителей Иркутской области - моя главная задача. — Regions.Ru, 16.04.2008

[21] Кто в Иркутске теперь главный. — Комсомольская правда в Беларуси, 16.04.2008

[22] В.Путин принял отставку губернатора Иркутской области А.Тишанина и назначил врио губернатора И.Есиповского. — Прайм-ТАСС, 15.04.2008

[23] Путин назначил Игоря Есиповского врио губернатора Иркутской области. — РИА Новости, 15.04.2008

[24] Иркутские политики не комментируют отставку губернатора Приангарья. — ИА REGNUM, 15.04.2008

[25] Иркутская область слилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. — ИА REGNUM, 01.01.2008

[26] Список зарегистрированных депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. — Российская газета, 19.12.2007

[27] Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутый от Всероссийской политической партии "Единая Россия". — Единая Россия (edinros.ru), 02.10.2007

[28] Партийцы нацелились на Госдуму. — Амурская правда, 26.07.2007. — №134

[29] Константин Лантратов, Виктор Хамраев. Сергей Чемезов отказался от власти. — Коммерсантъ, 02.05.2007. — №73 (3649)

[30] Иркутский губернатор официально возглавил Усть-Орду. — ИА REGNUM, 05.02.2007

[31] Дмитрий Беликов. АвтоВАЗ справился с управлением. — Коммерсантъ, 15.12.2006. — №235 (3566)

[32] Аркадий Соларев. Куда повернет "Лада". — Российская газета, 03.08.2006. — №168 (4134)

[33] Егор Кошеров. Артяков - Есиповский: мастера офсета. — Хронограф Тольятти, 22.05.2006. — №17 (136)

[34] Владимир Перекрест. За что сидит Михаил Ходорковский (часть 1). — Известия, 17.05.2006

[35] Наташа Мозговая. Ходорковский-3, старые записи. — mozgovaya.livejournal.com, 01.02.2006

[36] Алексей Хазбиев. Спурт военного капитала. — Эксперт, 16.01.2006. — № 1-2 (496)

[37] Владимир Прибыловский. Ходорковский и его бизнес, параллельные биографии. — Антикомпромат, 01.01.2006

[38] Вадим Удманцев. Не национализация, а господдержка. — Военно-промышленный курьер, 28.12.2005. — №49 (116)

[39] Структура акционерной собственности ОАО "АВТОВАЗ" не изменилась, государство делегировало в компанию менеджмент в лице Рособоронэкспорта - Б.Алешин. — Прайм-ТАСС, 22.12.2005

[40] Дмитрий Беликов. Очень вазные персоны. — Деньги, 28.11.2005

[41] Дмитрий Беликов; Николай Семенов. Владимир Владимирович пришел на АвтоВАЗ. — Коммерсантъ, 22.11.2005. — №219 (3303)

[42] Биография Михаила Ходорковского. — NEWSru.com, 28.12.2004

[43] Вакансии "Рособоронэкспорта" заполняются. — Профиль, 04.12.2000

[44] Инна Лукьянова. Человек с рублем. — Профиль, 23.11.1998. — №43 (115)

[45] Александр Головков. Странное слово "Менатеп". — Дело (Самара), 14.10.1997

[46] Распоряжение ВС РСФСР. О фонде социального развития России "Возрождение". — LawRussia.ru, 18.05.1991

[47] Чемезов Сергей Викторович. — МАКС 2007 (airshow.ru)

[48] Под ред. С.В. Степашина. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами на рубеже веков. — pwgs.org. — М.: 2002