Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Гибель "Курска": виноваты все и никто

Генеральная прокуратура назвала виновных, но не причину катастрофы АПЛ "Курск"

В катастрофе "Курска" виновны как руководство Северного флота, так и экипаж подлодки. Об этом заявил в понедельник прибывший в Мурманск генпрокурор России Владимир Устинов.

Генпрокурор пояснил, что речь идет прежде всего о нарушениях, которые касаются регламента и подготовки проведения военно-морских учений. В частности, комиссия установила, что "Курск" несколько лет подряд выходил в море с неисправными механизмами выброса аварийной антенны и радиобуя.

По словам Устинова, в день гибели атомохода на нем была отключена система "Снегирь", которая должна была записывать переговоры подводников по громкой связи. Кроме того, в найденных вахтенных документах отсутствуют сведения об аварийной обстановке или нештатной ситуации на борту атомной подводной лодки. Генпрокурор отметил, что последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами 12 августа 2000 года. Эта запись была сделана в журнале управления левым бортом подлодки.

Кроме того, на атомоходе обнаружены ленты самописцев из третьего и пятого отсеков. В девятом отсеке следователи нашли записку, в которой говорилось, что у моряков нет спасательных средств. Однако следователи, по словам генпрокурора, эти средства в отсеке обнаружили. Объясняя это разночтение, Устинов предположил, что подводники не увидели спасательных средств из-за отсутствия света и задымленности отсека.

Генпрокурор категорически опроверг версию о причастности иностранной подлодки к аварии в Баренцевом море, которую выдвинула после аварии главная военная прокуратура. Он подчеркнул, что "никакого ни надводного, ни подводного" иностранного судна в районе гибели "Курска" моряки не зафиксировали. Напомним, что глава ВМФ адмирал Владимир Куроедов утверждал, что вероятность того, что гибель "Курска" вызвана столкновением с иностранной подводной лодкой, составляет не менее 50%.

А в интервью, данном в ноябре 2000 года, теперь уже бывший вице-премьер Илья Клебанов заявил, что его комиссия располагает большим количеством "косвенных признаков", подтверждающих такое столкновение. Следственные бригады прокуратуры выяснили также, почему часть экипажа, которая оставалась в девятом отсеке, не использовала спасательный аппарат. На стыковочной площадке над люком отсека они обнаружили сколы, из-за которых подводники не могли обеспечить герметичность соединения спасательной капсулы.

Заявление Устинова в некотором роде продолжает целый ряд обвинений выдвинутый в его недавней речи на заседании расширенной коллегии Генпрокуратуры в адрес МВД России, армии, и таможни. Заметим, что не далее как вчера, высокопоставленные представители МВД в программе "Времена" (ОРТ) выдвинули в ответ целый ряд обвинений в невозбуждении и закрытии уголовных дел лиц, совершивших тяжкие преступления.

Что же касается дальнейшей судьбы руководства флотом и памяти погибших моряков, то акцентирование вины экипажа отчасти выводит из-под удара руководство Северного флота. Тем не менее, маловероятно, чтобы отставка Клебанова оказалась в трагической истории "Курска" последней.

Куроедов считает, что виноваты доверчивые ученые

"Упущения, допущенные руководством Северного флота, не способствовали благоприятному проведению учений", однако "причинно-следственной связи" между гибелью атомохода "Курск" и допущенными в ходе учений нарушениями нет заявил журналистам в понедельник на брифинге в Мурманске главком ВМФ России Владимир Куроедов.

Куроедов признал, что в ходе подготовки боевых учений Северного флота в августе 2000 года командованием действительно был допущен ряд нарушений. Так, например, план учений был составлен не в соответствии с нормативно-правовыми документами военно-морского флота, определяющими порядок подготовки и проведения учений.

Однако основной версией гибели атомохода, по мнению главкома, по-прежнему является взрыв торпеды. Кроме того, подвела доверчивость ученых.

"Военно-морской флот отказывается от применения торпед с перекисью водорода в качестве топлива. Торпеды с перекисью водорода использовались на российском флоте с 1957 года, а на подлодках типа "Курск" - с 1991 года. В настоящее время такие торпеды уже не используются на подводных лодках. Доверие ученых-конструкторов и принимавших в эксплуатацию подводную лодку военных к маловодной перекиси водорода было неоправданно", - отметил Куроедов.

По словам главкома, в мае-июне, когда на Баренцевом море установится хорошая погода, на поверхность моря будут подняты необходимые следственные фрагменты первого отсека АПЛ "Курск" и предъявлены следствию. Только после этого можно будет сделать окончательные выводы о причинах трагедии с АПЛ "Курск".

Подчеркнем, что непосредственно после гибели "Курска" именно главком ВМФ уверенно требовал искать причину аварии не во взрыве торпеды, а в столкновении с иностранной подводной лодкой неизвестного происхождения. Когда же эту версию публично поддержал вице-премьер Илья Клебанов, руководивший правительственной комиссией по расследованию гибели АПЛ "Курск", возникло впечатление, что желание силовых структур вести поиск внешнего врага, возможно, отражает установки правительства. Однако генеральная прокуратура с самого начала расследования подчеркивала, что реальных доказательств столкновения с иностранной субмариной не обнаружено.

Клебанова понизили в должности

Президент России Владимир Путин освободил министра промышленности, науки и технологий Илью Клебанова от должности вице-премьера правительства.

Как сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь главы государства Алексей Громов, помимо ВПК, Клебанов на посту вице-премьера отвечал за деятельность МПС, Минатома и Минсвязи. Теперь эти ведомства будет напрямую курировать глава правительства Михаил Касьянов.

По словам Громова, теперь Клебанов сконцентрируется на решении вопросов ВПК, а также на сотрудничестве с Минобороны в области выполнения гособоронзаказа.

С августа 2000 года Клебанов возглавлял правительственную комиссию по расследованию причин гибели "Курска".

Понижение Клебанова в должности произошло сразу после того, как генпрокурор России Владимир Устинов объявил окончательные итоги расследования обстоятельств катастрофы. Устинов опроверг версию о столкновении "Курска" с иностранной субмариной, которую вскоре катастрофы озвучили в эфире Илья Клебанов и главком ВМФ, адмирал Куроедов.

Другие материалы