США готовы спасти своих солдат от предвзятости Международного уголовного суда любой ценой

Не сумев договориться с Международным уголовным судом в целом, американцы намерены потребовать от наиболее "ключевых" членов ООН гарантий неприкосновенности для своих военнослужащих

Не сумев предотвратить создание Международного уголовного суда (МУС) за военные преступления, Соединенные Штаты намерены теперь приватным образом договориться с наиболее влиятельными странами мира о том, чтобы американские военнослужащие ни при каких обстоятельствах не могли оказаться в числе его подсудимых.

Сама идея о создании независимого судебного органа, которому были бы подсудны наиболее одиозные преступники - лица, совершающие злодеяния в военное время, и лидеры различных тоталитарных режимов, причем не в отдельно взятой стране, а во всем мире, - возникла относительно недавно. До этого мировая практика знала лишь разовые случаи создания международных судебных органов, которые формировались для расследования конкретных преступлений, как это было, например, в Нюрнберге в 1945-46 годах, где судили нацистских главарей, или в Гааге, где в 1993 году был создан Международный трибунал по расследованию преступлений на Балканах. Нынешний Международный суд будет иметь куда более обширные полномочия и обещает быть не таким однобоким, как тот же Гаагский трибунал по бывшей Югославии, который возбуждает дела исключительно против сербов.

Решение о создании МУСа было принято в 1998 году. Для того чтобы суд вступил в действие, соответствующий договор должны были подписать и ратифицировать не менее чем 60 стран - членов ООН. Это условие оказалось выполненным в 2002 году, несмотря на активное противодействие целого ряда государств и прежде всего США. На сегодняшний день к договору о созании МУСа присоединились 76 стран мира.

Согласно основным положениям МУСа, в его состав войдут 18 судей и один прокурор. Все должности будут выборными, из числа представителей стран ООН, ратифицировавших договор. МУС имеет право судить только частных лиц, но не отдельные страны. Под юрисдикцию МУСа подпадают лица, виновные в геноциде, агрессии, военных преступлениях и преступлениях против человечества, которые либо являются гражданами стран, ратифицировавших договор о МУСе, либо совершили свои преступления на территории какой-либо из этих стран. Суд не будет иметь обратной силы и может рассматривать только те преступления, которые были совершены после 1 июля. В распоряжение МУСа уже поступили материалы, касающиеся более чем 40 вооруженных конфликтов из числа протекающих в мире на сегодняшний день.

США с самого начала активно препятствовали созданию Международного уголовного суда, поскольку опасались, что суд может начать преследования американских военнослужащих, расквартированных за границей, "по политическим мотивам". В мае 2002 года администрация Джорджа Буша даже официально объявила о том, что выходит из договора о создании МУСа и отзывает подпись, которую Билл Клинтон поставил на этом документе в самом конце своего президентского срока. В соответствующем письме, направленном Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, это решение мотивировалось тем, что полномочия, предоставляемые МУСу, слишком неточны и поэтому деятельность этого органа будет очень трудно контролировать. Выступая на одной из пресс-конференций в те дни, спецпредставитель США по военным преступлениям и преступлениям против человечества Пьер-Ришар Проспер заявил в этой связи: "США считают договор о создании Международного уголовного суда незаконным документом и не желают иметь с ним ничего общего". В частности, американцы полагают, что международные судьи могут иметь к ним особые претензии как к гражданам сверхдержавы. "Это совершенно непроверенный орган, в котором судья может поступать так, как ему заблагорассудится", - утверждал Проспер.

Подобно Страсбургскому международному суду по правам человека, МУС может принимать иски лишь в тех случаях, когда заявитель исчерпал все возможности добиться справедливости в своей родной стране или когда таких возможностей у него изначально не было. Поэтому США в качестве альтернативы Международному уголовному суду предложили свою помощь всем заинтересованным странам в развитии национальных судебных систем, с тем чтобы военные преступления, входящие в компетенцию МУСа, разбирались бы на месте - в судах тех стран, где они были совершены.

После того как мир не принял такую альтернативу - более 100 стран призвали мировое сообщество не позволять США саботировать создание МУСа, - американцы решились на ультиматум: поскольку 30 июня заканчивался мандат миротворцев ООН в Боснии, США, являясь одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности, заявили, что наложат вето на продление мандата, если не получат гарантий судебной неприкосновенности для своих солдат. Этот шаг Вашингтона снова вызвал бурю негодования, поскольку вывод миротворцев ООН грозил хрупкому миру в Боснии самыми катастрофическими последствиями.

Решение в конце концов было найдено. США отказались от своего требования предоставить американским миротворцам в зоне боснийского конфликта постоянный иммунитет от возможных преследований со стороны МУСа, а взамен предложили ввести годичный мораторий на проведение расследований в отношении своих граждан. Совет Безопасности ООН оценил этот шаг как позитивный и согласился на него ради продления мандата миротворцев в Боснии. Американцы сразу же предложили, чтобы это условии автоматически продлевалось каждый год, но под нажимом других членов СБ вынуждены были отказаться от своего намерения.

Между тем сторонники МУСа подвергли резкой критике это решение, причем на этот раз в центре внимания оказался уже не Вашингтон, а сам Совет Безопасности. Дело в том, что этот шаг представляет собой серьезный прецедент вмешательства СБ ООН в сферу международных конвенций и соглашений. "Совет Безопасности не вправе интерпретировать документы, утвержденные за его стенами", - заявил представитель Канады в ООН Пол Хайнбекер. Однако представитель США в ООН Джон Негропонте был непреклонен: "Мы не можем согласиться на создание структуры, которая способна превратить критику, вызванную лидирующим положением Америки в мире, в основу для уголовных процессов против американцев. Тех самых, кто рискует жизнью ради свободы. Если Международный уголовный суд попытается начать процесс против кого-либо из американских солдат, мы будем считать эти действия незаконными. Ни одна страна не должна недооценивать наших обязательств по защите своих граждан".

Видимо, чтобы окончательно обезопасить себя от ненавистного МУСа, США решили договориться через его голову с ведущими странами - членами ООН. Главы американских дипломатических миссий в "ключевых государствах" мира уже получили соответствующие инструкции. Послам предстоит убедить представителей этих стран в том, что гражданам США не могут быть предъявлены обвинения от лица Международного уголовного суда. Пока, правда, с доводами американцев готова согласиться одна только Румыния. Остальные страны хранят молчание.

Другие материалы