Новости партнеров

Держи карман шире

Повышение тарифов на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте денег московским властям не принесет

Первый по-настоящему холодный месяц осени в Москве ознаменовался повышением тарифов на целый комплекс коммунальных услуг. Коммунальщики повышают цены на свои услуги не в первый раз. Причем причины всегда называются одни и те же: низкая самоокупаемость, а то и убыточность предприятий ЖКХ, рост цен на энергоносители, неспособность городских властей обеспечить нужды общественного транспорта...

До сих пор ни одно повышение так и не привело к ощутимым результатам. Московские дворы по-прежнему напоминают в лучшем случае задворки стамбульского базара, сами москвичи по-прежнему не знают, сколько недель им придется греться с помощью электричества и газовых плит, горячую воду как отключали на месяцы, так и отключают.

Поесть, помыться, согреться

Нынешнее подорожание - не первое для москвичей в текущем году. В феврале подорожал проезд в железнодорожном транспорте, в марте - тарифы на потребление газа. Дважды за 9 месяцев 2002 года (в мае и августе) повышались тарифы на электрическую и тепловую энергию. 1 сентября в Москве была повышена плата за отопление жилья, холодное и горячее водоснабжение.

С 1 октября за воду и канализацию жителям столицы, пользующимся услугами централизованного горячего водоснабжения, придется платить 50 рублей 70 копеек с человека в месяц. В квартирах, где установлены газовые колонки, этот тариф составит 42 рубля 80 копеек.

Кроме того, до 7 рублей 70 копеек с человека в месяц увеличится и стоимость вывоза мусора и утилизации твердых бытовых отходов.

Также с сегодняшнего дня в Москве повышаются тарифы на газ. Теперь каждому проживающему в квартире с газовой плитой и централизованным горячим водоснабжением придется платить по 6 рублей 50 копеек в месяц. Горожане, пользующиеся газовой колонкой, будут платить по 16 рублей с каждого вместо прежних 13 рублей 80 копеек.

Между тем, по словам коммунальщиков, и это повышение не покроет всех расходов на содержание жилого фонда и обеспечение москвичей теплом и электроэнергией. Конечно, можно повышать тарифы до бесконечноти. И, скорее всего, по этому пути и пойдут московские власти, намеревающиеся через несколько лет перевести всех трудоспособных и состоятельных москвичей на стопроцентную оплату услуг ЖКХ.

Однако рост цен ситуацию не изменит. Пенсионеры, сохраняющие в этом случае все льготы по оплате, так и будут добросовестно носить в Сбербанк свои рубли. Злостных неплательщиков (а таких, судя по регулярным жалобам коммунальщиков, в столице немало) рост тарифов не взволнует - пени за квартплату отменены давно, а случаев выселения за неуплату в Москве пока не зафиксировано. Не повлияет он и на состоятельных людей - человек, получающий больше тысячи долларов в месяц, вряд ли заметит разницу в сто рублей. Именно поэтому неумолимый рост тарифов заметят только бюджетники и москвичи с небольшим достатком.

Но самое смешное в том, что и сами коммунальщики ничего не выигрывают от повышения. Ведь, согласно самым приблизительным данным, даже двойное увеличение всех тарифов не покроет необходимых расходов, особенно накануне зимы.

Позвонить

А с 1 ноября жителей столицы ожидает еще и повышение платы за пользование домашним телефоном - теперь абонентская плата составит 110 рублей в месяц.

Как утверждают связисты, нынешний тариф покрывает затраты операторов только на 80 процентов. Ситуация не изменится даже после повышения из-за влияния инфляции. МГТС обещает сохранить все действующие льготы для ветеранов войны, пенсионеров и инвалидов.

Московские власти пока отказались от идеи перевода всех домашних телефонов на повременную оплату. Затраты, связанные с установкой счетчиков, таковы, что об этом можно смело забыть на ближайшие несколько лет. Пожалуй, это единственный шаг городских руководителей, который однозначно одобряет большинство жителей города.

Доехать хоть куда-нибудь

С 1 октября постановлением правительства Москвы вводятся новые тарифы на проезд во всех видах столичного пассажирского транспорта.

Независимо от расстояния, стоимость одной поездки и провоза одного места багажа в метрополитене, автобусе, троллейбусе и трамвае составит теперь 7 рублей (до сих пор проезд на автобусе, троллейбусе и трамвае стоил 4 рубля, в метро - 5 рублей). Талон на проезд, купленный у водителя автобуса или троллейбуса, будет стоить 10 рублей (стоил 5 рублей).

Меняется, соответственно, и стоимость различных проездных билетов. В частности, стоимость магнитного билета на 5 поездок в метро составит 30 рублей (было - 20 рублей), на 10 поездок - 50 рублей (35 рублей). Стоимость проездного билета на метро на месяц, предусматривающего не более 70 поездок, cоставит с октября 250 рублей (раньше - 160 рублей). А транспортная карта на три месяца (с учетом залоговой стоимости самой карты) теперь стоит 890 рублей.

Единый билет на месяц на 4 вида транспорта (включая не более 70 поездок на метро) будет стоить 500 рублей (до сих пор - 320 рублей). Цена месячного льготного билета для студентов и школьников составит 75 рублей (прежде - 48 рублей).

В отличие от тарифов на коммунальные услуги, стоимость проезда на транспорте не повышалась почти два года. Последнее повышение было в июле 2000-го. Однако нынешний рост тарифов смело можно назвать шоковым - стоимость проезда в наземном общественном транспорте увеличилась практически вдвое.

Но плановая шоковая терапия вряд ли поможет работникам общественного транспорта, скорее наоборот. "Зайцев" очевидно станет больше. Зачем платить 10 рублей водителю за кажду поездку, если штраф за безбилетный проезд по-прежнему составляет те же 10 рублей, а шанс встретить контролера, особенно в утренние и вечерние часы, ничтожно мал? Кроме того, в России полно умельцев, готовых разными способами подделать проездные, продлить срок службы транспортной карты, наладить кустарное производство талонов. Можно также ожидать, что вновь оживет бизнес по продаже студенческих проездных.

Еще одна очевидная проблема - маршрутные такси, незаменимые для многих москвичей. Вряд ли их владельцы станут долго ждать - тарифы на проезд в маршрутках повысятся в ближайшие дни. Но много ли москвичей готовы расстаться с 20-ю рублями ради поездки в обшарпанном РАФике, если за 30 всегда можно доехать до ближайшего метро на частнике?

Пока очевидно, что больших денег московские власти в результате нынешнего повышения не получат. Работа общественного транспорта тоже, скорее всего, не улучшится. Даже наоборот. Может быть, московским властям вместо восстановления различного рода истуканов и проведения референдумов по вопросу об их восстановлении, потратить эти средства на общественный транспорт? Потому что тратить все равно придется. Пока еще никому в мире не удалось добиться самоокупаемости общественного транспорта - он убыточен по определению и всегда будет нуждаться в финансировании. Особенно в Москве, где льготами на проезд пользуется почти половина горожан.

Другие материалы
Культура00:01Сегодня

Галактика в опасности

Этот российский фильм 6 лет снимают на бюджетные деньги. Он стоит миллиард и не окупится
Из жизни00:01Сегодня

«Пиво можно найти даже в кладовке на работе»

История москвича, который перебрался в Германию и не пожалел