Путин увеличил население России

В Госдуму внесены президентские поправки к закону о гражданстве

24 сентября президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект поправок к закону "О гражданстве РФ". Этот проект сможет изменить сложившееся полтора года назад положение, при котором граждане бывшего СССР фактически не имели возможность получить гражданство России.

Закон "О гражданстве РФ" был принят Государственной думой 19 апреля 2002 года. Являясь одним из программных нововведений президента, закон был призван навести порядок в миграционных процессах.

Заседаниям Думы предшествовали выступления президента, в которых он утверждал, что "все, кто хотели жить в России, уже переехали", "получить Российское гражданство - не блины печь" и мигрантов нужно направлять туда, "куда нужно и выгодно". В целом, президент и поддерживающие его силы стремились если не ужесточить, то сильно упорядочить миграционное законодательство.

Принятый закон "О гражданстве РФ" поставил фактически невыполнимые условия для приобретения Российского гражданства. В законе определялось получение гражданства в обычном и упрощенном порядке.

Для получения гражданства в обычном порядке стало необходимо не менее 5 лет прожить в РФ с видом на жительство. Учитывая, что вид на жительство выдавался в течение года, общий срок проживания в Российской Федерации перед получением гражданства должен был составлять как минимум 6 лет. В реальности, учитывая особенности Российской бюрократии, чтобы стать гражданином России требовалось около восьми лет.

Упрощенным порядком приобретения гражданства могли воспользоваться граждане бывшего СССР, супруги граждан РФ, бывшие граждане РФ и некоторые другие категории лиц. Однако, в этом случае их обязывали предварительно прожить не менее года на территории Российской Федерации, что для большинства жителей СНГ было невозможным по социально-экономическим причинам.

Приобретение российского гражданства также могло происходить только при соблюдении ряда условий, таких как знание русского языка. Отсутствие четких критериев создавало условия для злоупотреблений.

Принятие закона сопровождалось резкими высказываниями представителей силовых структур. Например, глава МВД России Борис Грызлов, заявлял, что "миграционная политика должна повернуться на 180 градусов и осуществляться в интересах государства, а не пожеланий человека". На этом фоне полномочия по регулированию миграционных процессов были переданы МВД.

В результате, жители России и стран бывшего СССР, претендующие на российское гражданство оказались в ужасном положении. Многие их них проживали на территории РФ много лет, однако этот срок не учитывался при получении гражданства. Фактически являясь россиянами, они оказались лицами "второго сорта".

В итоге получение гражданства стало сложной бюрократической процедурой, сопровождающейся огромным количеством документов и чудовищными сроками оформления. Едва ли не самым простым способом получить его легально стало обращение в суд. Одновременно образовался черный рынок торговли гражданством, а множество людей попросту перешли на нелегальное положение.

При этом Россия продолжает остро нуждаться в легальных мигрантах. При низкой рождаемости экономика страдает от ненасыщения рынка труда в определенных сферах. Согласно Концепции демографического развития России Правительства РФ, в ближайшие годы нам потребуются три-четыре миллиона мигрантов.

Закон "О гражданстве" никак не способствовал решению этих проблем. Согласно недавнему отчету МВД, в стране проживает около 15 миллионов незаконных мигрантов. Статус этих людей не позволяет им платить налоги, (милиционеры считают, что из-за этого бюджет ежегодно теряет несколько миллиардов рублей), заставляет их заниматься рабским трудом и криминальным бизнесом.

За время своего существования закон неоднократно подвергался резкой критике со стороны правых, представителей русских общин в СНГ и правозащитников. Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" утверждал, что "против миграции у нас сегодня выступают лишь политики, желающие сделать себе карьеру с помощью ура-патриотизма".

Одновременно стала меняться позиция власти в отношении проблем миграции. За прошедшее с момента принятия закона время, президент неоднократно получал обращения от людей, имевших право на гражданство, но лишенных возможности его получения. Общеизвестны случаи, когда президенту пришлось вмешаться в процесс получения отдельными лицами гражданства. Благодаря Путину, гражданами России стали житель Латвии и ветеран ВОВ Кононов, обвиненный латышами в военных преступлениях, семья прапорщика 201 дивизии, дислоцированной в Таджикистане, скульптор Зураб Церетели. 26 декабря 2002 года Президент подписал указ о приеме в гражданство 1102 человек, проживающих за пределами РФ.

Стало ясно, что существующая миграционная политика не способствует наведению порядка, а просто лишает всяческих прав довольно большую группу населения страны. Что и было озвучено президентом в Послании к Федеральному Собранию 16 мая. В послании Путин заявил, что существующий закон делает многих людей "лицами без гражданства в своей собственной стране" и призвал законодателей к внесению соответствующих поправок.

Изменения, предложенные президентом предполагают отмену "срока проживания" для уроженцев РСФСР, предоставление гражданства выходцам других экс-советских республик, легально проживающим в России более года, ряду других категорий.

Правда про нелегальных иммигрантов в поправках не говорится, так что 15 миллионов нарушителей, скорее всего, так и не начнут платить налоги.

Елена Любарская

Другие материалы