ВЦИОМ рассчитал "коэффициент продвинутости" российского электората Сравнительный анализ опросов ВЦИОМ и интернет-акции "Накликай Думу"
Итоги очередного тура интернет-акции "Накликай Думу", призванного установить предвыборные рейтинги партий среди интернет-аудитории, продолжают изучаться специалистами. Как известно, на этот раз в акции приняли участие около 50 тысяч человек. Кроме уже опубликованных общих цифр распределения предпочтений, данные опроса позволяют оценить региональные, возрастные и половые электоратов. Не меньший интерес представляет сравнение результатов акции с данными традиционных социологических исследований. Вашему вниманию предлагается комментарий экспертов Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Л.Бызов, член экспертного совета ВЦИОМ,В.Петухов, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ
Завершающий этап избирательной кампании актуализирует внимание к вопросу об исходе предстоящих парламентских выборов, о шансах тех или иных политических партий и объединений на прохождение в Государственную Думу. Не меньший интерес представляет и вопрос о политических предпочтениях различных групп и слоев населения, включая такую специфическую группу как пользователи Интернет. С этой точки зрения важной представляется интернет-акция "Накликай Думу", проводимая в несколько волн, в каждой из которых приняло участие свыше 30 тысяч человек. Тем более что речь идет о политически активной части интернет-аудитории, о людях, которые готовы заявить о собственной точке, политических предпочтениях.
Понятно, что подобный опрос ни в коей мере не может претендовать на репрезентативность, служить зеркалом симпатий всех россиян, так как пользователи Интернета представляют собой достаточно специфический срез - они существенно моложе среднего россиянина, значительно более обеспечены материально, и среди них намного больше жителей крупных городов, где культура пользования Интернетом уже вошла в повседневную привычку.
Проведенный практически в те же сроки (вторая декада ноября) Экспресс-опрос ВЦИОМ дает возможность сравнить результаты интернет-акции с результатами социологических опросов, проводимых по стандартной репрезентативной выборке (напомним, что в обоих случаях расчет рейтингов политических партий велся среди тех, кто намерен участвовать в выборах).
Таблица 1
За какую из ведущих партий проголосовали бы на выборах в Государственную Думу респонденты ВЦИОМ и интернет-акции "Накликай Думу", в %
Ведущие партии, блоки | ВЦИОМ | "Накликай думу" |
Единая Россия | 26,2 | 11,8 |
КПРФ | 19,6 | 6,2 |
СПС | 5,5 | 27,5 |
Яблоко | 5,4 | 17,6 |
ЛДПР | 5,3 | 5,8 |
Родина | 4,1 | 9,1 |
Аграрная партия | 1,5 | 0,4 |
Народная партия | 1,0 | 0,5 |
Против всех | 6,0 | 14,8 |
Данные, приведенные в таблице 1, демонстрируют существенные различия в политических предпочтениях респондентов ВЦИОМ и интернет-акции. Судя по результатам опроса ВЦИОМ, в Государственную думу следующего созыва попадут все пять партий, которые и сегодня имеют в ней свое представительство (хотя СПС, Яблоко и ЛДПР балансируют на грани прохождения). Определенные шансы сохраняет на преодоление 5-% барьера также недавно созданный блок "Родина". Первое-второе место с существенным отрывом от остальных соперников занимают "Единая Россия" и КПРФ.
Но если предположить, что в выборах участвовали бы только активные пользователи Интернета, то картина результатов оказалась бы совершенно иной. С большим отрывом вырываются вперед СПС и Яблоко при лидерстве первой из этих партий, лишь третье место занимает "Единая Россия" с довольно скромным результатом около 12%, также проходят в Госдуму "Родина", КПРФ и ЛДПР. Причем, в интернет-аудитории почти в два раза больше намеревающихся голосовать "против всех".
Обращает на себя внимание и то, что, несмотря на начало активной фазы выборов, связанной с агитационной рекламной кампании, каких-то существенных сдвигов в политических предпочтениях и россиян в целом и интернет-аудитории не наблюдается. Единственная партия, немного усилившая свои позиции и там и там - это блок Родина.
Таблица 2
Динамика электоральных предпочтений населения в целом и интенет-пользователей, в %
Ведущие партии, блоки | ВЦИОМ | "Накликай думу" | ||
октябрь | ноябрь | октябрь | ноябрь | |
Единая Россия | 29,8 | 26,2 | 10,6 | 11,8 |
КПРФ | 25,5 | 19,6 | 6,8 | 6,2 |
СПС | 3,4 | 5,5 | 28,1 | 27,5 |
Яблоко | 6,8 | 5,4 | 19,9 | 17,6 |
ЛДПР | 3,1 | 5,3 | 5,2 | 5,8 |
Родина | 2,4 | 4,1 | 7,4 | 9,1 |
Аграрная партия | 1,5 | 1,5 | 0,4 | 0,4 |
Народная партия | 0,6 | 1,0 | 0,4 | 0,5 |
Против всех | 5,7 | 6,0 | 16,3 | 14,8 |
Что же касается "Родины", идеология которой по мнению многих достаточно близка к коммунистам, то этот блок располагает значительно более "продвинутым" электоратом, не только чем КПРФ, но и в сравнении с "Единой Россией". Можно сказать, что этот блок - выразитель одновременно и "левой" идеологии и "национальной" идеологии, ориентированной на определенные слои городского населения.
Соотношение предполагаемых результатов выборов по общероссийскому опросу и по опросу Ленты.Ру позволяет рассчитать "коэффициент продвинутости" электоратов ведущих партий и блоков (табл. 3). Он получается в результате деления рейтинга Ленты.Ру на рейтинг ВЦИОМ. Партии с коэффициентом превышающим 1 могут быть отнесены к числу "продвинутых", а партии с коэффициентом меньше 1 - соответственно, наоборот.
Таблица 3
Коэффициент "продвинутости" ведущих партий и блоков
Ведущие партии, блоки | Коэффициент "продвинутости" |
Единая Россия | 0,45 |
КПРФ | 0,32 |
СПС | 5,00 |
Яблоко | 3,26 |
ЛДПР | 1,09 |
Родина | 2,22 |
Аграрная партия | 0,27 |
Народная партия | 0,5 |
Из данных таблицы 3 видно, что в первую очередь СПС и Яблоко располагают наиболее "продвинутым", приобщенным к Интернету электоратом. Слабо "интернетизироваными" являются сторонники КПРФ и Аграрной партии, что также представляется вполне предсказуемым результатом. Отчасти это связано с тем, что электорат КПРФ, по результатам опросов ВЦИОМ, - представители старших возрастных групп. И, наоборот, СПС чаще поддерживается молодыми респондентами и представителями средних возрастных групп.
Обращает при этом на себя внимание то, что в оценках, даваемых пользователями Интернет, возрастной фактор не столь отчетливо выражен, как в данных репрезентативных общероссийских опросов. Это можно объяснить, по всей видимости, тем, что пользователи Интернет - это не социальная группа в классическом смысле, сколько определенная субкультура, образ жизни, которые формирует как мировоззренческие установки, так и политические взгляды, отчетливо выраженные симпатии к партиями и общественно-политическим образованиям либеральной и демократической направленности.