Новости партнеров

Оскар 2004: Петя и волки

Фильм Питера Джексона "Властелин колец: Возвращение короля" получил 11 золотых статуэток из 11 возможных

And the Oscar goes to.... В буквальном переводе на русский язык эта известная на весь мир фраза означает "И Оскар пошел к...". Человек достаточно патриотичный и знакомый с русским фольклором и, тем более, с идиоматической его составляющей легко наполнит это предложение соответствующим смыслом, возможно, употребив вместо "к" предлог "на". Однако для истинных любителей кино эти четыре слова свидетельствуют об одном - о коронации. Человек или группа персонажей, указанные в конце фразы, перестают быть простыми смертными, они навсегда присоединяются к сонму кинематографических богов, "посланных к...".

Оскар-2004 не предвещал никаких неожиданностей. Не ожидалось антивоенных заявлений особенно строптивых пацифистов, прессе и звездам была возвращена знаменитая "красная дорожка", в качестве конферансье на сцене комплекса Kodak царствовал традиционный Билли Кристал. Да, немного изменились правила игры: церемония состоялась раньше, а студиям, в рамках борьбы с пиратством, запретили рассылку просмотровых копий. Но все это было сделано, естественно, для их же пользы. Единственное, что могло омрачить пуританское поедание попкорна перед экранами телевизоров, это невзначай обнаженная часть звездного тела, но на этот случай у организаторов была пятисекундная задержка трансляции. По-настоящему занимательным был лишь один вопрос: получит ли наконец этот новозеландский выскочка с простым русским именем Пётр главные Оскары, или более матерые голливудские волки отобьют у него добычу.

Волки:

Все началось строго по регламенту. Лучшими исполнителями ролей второго плана в своих половых категориях были признаны Тим Роббинс ("Таинственная река") и Рене Зеллвегер ("Холодная гора"). Кто в этом сомневался? Только самые неисправимые оптимисты. Роббинс, очевидно, принадлежит к той категории актеров, о которых невозможно сказать решительно ничего плохого. Он, как, например, и Дастин Хоффман, абсолютно естественен в каждой своей роли. Иногда он удивительно выразителен, даже когда просто смотрит в камеру. Недаром фраза его героя в "Побеге из Шоушенка" - "Оставайся живым или просто ложись и умирай" - была признана одним из самых узнаваемых экранных выражений в истории кинематографа. Рене Зеллвегер не столь харизматична. Когда смотришь фильмы с ее участием, часто не можешь отделаться от странного вопроса: что вы в ней нашли? Однако смотришь дальше и понимаешь: что-то все-таки в этой похожей на плюшевую игрушку техасской норвежке есть. Хотя бы за это ощущение актриса уже достойна всяческих наград. В прошлом году это почти случилось, однако "Чикаго" - это всего лишь мюзикл, а академия жаждала не песен, но драмы. Теперь Зеллвегер с полным правом может сказать "Их есть у меня".

С распределением золотых статуэток за главные роли интрига сохранялась до самого конца, правда, только в мужской категории. Конкуренция была более чем серьезная. Одно перечисление имен номинантов заставит многих киноманов почтительно привстать, а наиболее впечатлительных киноманок упасть в обморок: Джонни Депп, Бен Кингсли, Джуд Лоу, Билл Мюррей, Шон Пенн. И Оскар пошел к... самому ожидаемому - Шону Пенну. Несмотря на кажущуюся очевидность выбора академиков, все претенденты здесь выглядят очень убедительно и достойно, во всяком случае для неискушенного и нервного зрителя. Серьезно жалко лишь Мюррея: Кингсли уже получил свой Оскар, а молодая поросль еще покажет свою удаль. Женская категория не приготовила никаких сюрпризов. Основные ставки были сделаны именно на бывшую южноафриканскую балерину Шарлиз Терон с ее "Монстром", и остальные конкурентки заведомо стояли на ступень ниже. На голливудский Олимп вернулась натуральная и по-настоящему симпатичная блондинка! Остальные девушки выглядят скромнее, хотя в адрес актрис за плечами которых "Крестный отец" (Дайан Китон) или "Особое мнение" (Саманта Мортон), подобные заявления звучат почти кощунственно. И почему-то совсем не жалко новозеландскую девочку Кишу Кастл-Хьюз ("Всадник на ките"). Даже наоборот, очень хотелось поддать сапогом. Если уж действительно ей что-нибудь перепало бы, то, как правильно заметил Билли Кристал, нам всем пришлось бы иммигрировать в Новую Зеландию.

Петя:

Задолго до торжественной церемонии в киноцентре Kodak всевозможные профессиональные и любительские ассоциации, а также их товарищи прочили безусловную победу Питеру Джексону во всех возможных номинациях. Некоторым она даже представлялась вполне технической - без нокаута, просто по очкам. Однако не принимать всерьез настоящих волков и самого матерого из них - Клинта Иствуда - было бы верхом безрассудства. Особенно после того, как его "Таинственная река" обзавелась обоими главными "мужскими" Оскарами, обстановка накалилась до предела. Остальные волки: Питер Уир ("Хозяин морей. На краю земли"), София Коппола ("Трудности перевода" и претендент с трудно произносимым именем Фернандо Мейрелеш ("Город Бога") сразу как-то погрустнели и отступили на второй план, освободив арену для битвы титанов.

Первый Петин удар был фактически неотразим. Виртуально Оскар за режиссуру Петя получил еще на старте своей теперь уже знаменитой на весь мир трилогии "Властелин колец". Просто академики разумно сочли, что для первых двух серий вполне хватит номинаций, а вот уже после выхода третьей все праведные труды Пети получат достойную награду. И пусть, по общему признанию, третья часть уступает первым двум по качеству драматургии, это нисколько не умаляет Петиных заслуг. Что касается главной награды года в категории "Лучший фильм", то перед объявлением ее обладателя, наверняка, многих не покидало некое ощущение тревоги. Вроде и Петя вполне себе достойный, но чего-то не хватает, слишком уж все было бы гладко, если бы в оправу его "Короля" вот так просто влепили бы еще один золотой фрагмент. Однако сказка должна следовать классическому сценарию: добрый Петя побеждает голодного, старого волка, вся вина которого и состоит как раз в том, что он волк, а не жаворонок. Итак, жизнеутверждающая сказка Питера Джексона "Властелин колец" сокрушила мрачную фантазию Клинта Иствуда - "Таинственную реку".

Иствуда не жалко. Его имя уже давно стало совершенно нарицательным в Голливуде. Остается лишь пожелать "зеленому" в общем-то еще Джексону, чтобы через 30 с лишним лет он достиг хоть примерно такой же матерости и его образом пугали новых подросших Петь.

Остальные девять номинаций, в которых фигурировали соратники Джексона, они не уступили никому. Золотые статуэтки получили художники Грант Мейор, Дэн Хенна и Алан Ли, дизайнеры костюмов Нгила Диксон и Ричард Тейлор, главный монтажник Джейми Селкирк, создатель грима Питер Кинг, автор музыкального сопровождения Говар Шор, авторы песни Фрэн Уолш, Говард Шор и Энни Леннокс, создатели звукового оформления Кристофер Бойс, Майкл Семаник, Майкл Хеджес и Хаммонд Пик, создатели спецэффектов Джим Ригел, Джо Леттери, Рэндалл Уильям Кук и Алекс Фанки, сценаристы Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс и Питер Джексон.

В некоторых из этих категорий лидерство "Властелина" не было столь бесспорным. Это касается и костюмов, к разработке которых не менее ответственно подошли и создатели "Хозяина морей", и заглавной музыкальной композиции, где одним из фаворитов считался Стинг с песней из "Холодной горы". Но об этом можно уже говорить только в сослагательном наклонении. Факт остается фактом: "Властелин колец" совершил почти немыслимое - завоевал Оскары во всех 11 номинациях, в которых был представлен. Да, по их количеству фильм не смог даже приблизиться к "Титанику" или "Бен Гуру", но те, в свою очередь, не смогли оккупировать все категории, в которых были заявлены.

Остальные:

В кинематографическом фольклоре существует одно очень точное и емкое определение: "В Голливуде есть Спилберг и все остальные". Перефразируя это бесспорное высказывание применительно к данной церемонии, можно сказать: "На Оскаре 2004 был Джексон и все остальные". Лишь две оставшиеся номинации можно условно отнести в разряд "главных": операторская работа и оригинальный сценарий. Со сценарием все предельно ясно. София Коппола не посрамила своего титулованного папу и придумала действительно интересную историю про два потерявшихся в Японии одиночества, которые "развели у дороги костер". "Властелин колец" не мог претендовать на этот Оскар по той простой причине, что никакого оригинального сценария в основе его не было, а было могучее творение Толкиена, где все перипетии сюжета были проработаны с величайшей тщательностью. Отсутствие же фильма Джексона в "операторской" номинации выглядит несколько странным: не заметить величественные натурные съемки и работу с живыми и компьютерными персонажами было очень сложно. Но здесь радует лишь то, что Оскар достался не какой-нибудь "Девушке с жемчужной сережкой" и даже не "Холодной горе", а героическому "Хозяину Морей".

Среди "Остальных" безусловно самыми важными наградами являются Оскары за лучший иностранный и лучший анимационный фильмы. В первом случае приз достался канадскому режиссеру Дени Аркану за фильм "Нашествие варваров", во втором победитель был известен заранее - "В поисках Немо", совместное творение студии Disney и Pixar.

Поощрительными Оскарами, если подобная характеристика будет уместна, отмечен звукорежиссер "Хозяина морей" Ричард Кинг, режиссер короткометражного анимационного фильма "Харви Крампет" Адам Эллиот, создатели короткометражного художественного фильма "Два солдата" Аарон Шнейдер и Эндрю Джей Сакс, создатели документального фильма "Туман войны" Эррол Моррис, Майкл Уильямс и режиссер короткометражного документального фильма "Сердце Чернобыля" Мэриэнн Делео.

Отдельно в списке наград стоит почетный Оскар за достижения в области кинематографии. В этом году его удостоился 82-летний Блейк Эдвардс, создатель знаменитой Розовой Пантеры.

Эпилог:

Оскар-2004 в прямом смысле этого слова можно назвать коронацией. Коронацией не только уже упомянутого выше Пети и его "Короля", но и всего жанра фэнтези в целом. В этом году впервые фильм столь "легкой" категории не только получил главный Оскар, но и отстоял все свои номинации. Питер Джексон может со спокойной совестью взять тайм-аут и задуматься о вечном, его оппоненты - перевести дух и вновь вгрызться в работу, чтоб "уж в следующем году так точно...", голливудские девушки - снять боевую раскраску и амуницию от всевозможных Валентино и Армани и заняться насыщенной личной жизнью, голливудские юноши - просто выпить пива, журналисты - зарядить новые пленки в фотоаппараты и отправиться на поиски Анны Курниковой. В общем, всем пора вернуться к обычной повседневной реальности, суть которой - лихорадочная подготовка к следующему самому большому событию в кинематографической жизни - Оскару-2005.

Андрей Воронцов

Сдвинутый "Оскар" [28.01.2004]У "Властелина Колец" 11 номинаций

"Властелин колец", или Из грязи в князи [22.01.2004]Король Средиземья вернулся

Лучшие фильмы - 2003 [05.01.2004] По версии американского общества кинокритиков

Каннский фестиваль. Янки гоу хоум! [26.05.2003] Главный европейский фестиваль стал апофеозом американского кинематографа

Хороший мужик. Но не орел! [27.01.2003] Выдвинутый на "Оскар" фильм Кончаловского не получил ни одной национальной премии

Другие материалы
Дом00:02Сегодня

Места знать надо

Жилье в Москве можно снять за смешные деньги. Где искать такие квартиры?