Пена дней

Госдума собирается бороться с пивным алкоголизмом в России, круша стереотипы, навязанные рекламщиками

Говорить русскому человеку о вреде пива - все равно, что биться лбом о кирпичную стену. Можно привести тысячи доказательств того, что оно уничтожает его богатырское здоровье, но настанет одно прекрасное утро, и ни один даже самый прожженный логик не сможет доказать россиянину, жаждущему исцеления, что пиво - это не панацея, а яд. Со времен докиевской Руси россияне лечились пивом, но вопреки всеобщему убеждению в том, что пиво обладает целебными свойствами, Государственная и Московская Думы в настоящее время рассматривают законопроекты об ограничении его рекламы.

Третье и последнее чтение проекта поправок к закону "О рекламе" прошло в нижней палате российского парламента 7 июля. Законопроект не приняли и вернули на второе чтение, что наглядно демонстрирует то внимание, с которым депутаты подошли к этой животрепещущей теме. По словам председателя комитета по экономической политике Валерия Драганова, документ вернули на доработку с учетом мнений экспертного совета и поправок, поступивших от правительства. Поправки к документу планируется внести до 21 июля. Затем, 30-31 июля, документ будет рассмотрен сначала на Совете Думы, а затем на заседании палаты, сообщает пресс-служба Союза российских пивоваров.

Самое интересное, что на фоне стараний двух российских дум, которые ополчились на пиво, большинство материалов, опубликованных российскими средствами массовой информации, посвящены именно его благотворному влиянию на организм человека. Правда, в каждом материале присутствует оговорка - пиво полезно только при его умеренном употреблении. Однако в настоящее время Россия переживает настоящий бум именно неумеренного потребления слабоалкогольных напитков - уже несколько лет в стране остро стоит проблема "пивного алкоголизма".

С Думой о пиве

В не прошедшем третье чтение законопроекте авторы предлагали внести изменения в Федеральный закон "О рекламе". Эти изменения касаются рекламы пива в средствах массовой информации. Как заявил на заседании 26 июня глава комитета Госдумы по экономической политике, депутат от фракции "Единая Россия" Валерий Драганов, прежде всего в рекламе пива предлагается запретить "использовать образы людей и животных", причем такая реклама не должна появляться в электронных СМИ в период с 17 до 22 часов, а также на первых и последних страницах печатных изданий. Кроме того, по словам депутата, реклама не должна "создавать впечатление, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха", "дискредитировать лиц, не употребляющих пиво", "обращаться непосредственно к несовершеннолетним", "вестись от имени известных общественных и политических деятелей, а также от имени актеров, деятелей культуры и спортсменов". В рекламе пива не должно также быть прямых утверждений о безвредности его для организма, а сама реклама, в любом виде, не может быть размещена в СМИ, которые специализируются на темах экологии, образования, физической культуры охраны здоровья, на первых полосах любых газет и журналов, быть выставленной на расстоянии меньше 100 метров от детских, медицинских или культовых организаций.

Что русскому хорошо?

Логика депутатов понятна. Русскому человеку, как известно, надо только дать повод - и пошло-поехало. Пивная реклама в нашей стране, граждане которой всегда были рады отметить Взятие Бастилии и День рождения Джавахарлала Неру, является, скорее всего, самым популярным видом рекламы - вечерком, часов этак с 17 до 22 включил телевизор, открыл бутылочку пива, а на немой укор в глазах жены указал ей на идиллическую картинку на экране - известный тинейджер-спортсмен, дискредитируя тех, кто не пьет пиво, рассказывает, поглаживая ротвейлера, о том, что успеха он добился исключительно благодаря тому, что каждый день делал именно это. Пил пиво.

Если водку в России, при всей привязанности к ней населения, все-таки считают злом (хотя и неизбежным), то пиво в сознании людей обладает совершенной харизмой - доброй пеной ложится оно в желудок, растекаясь благодушием и покоем по всему организму. Если при слове "водка" у людей (не у всех, конечно, но такие есть) возникает образ истерзанного алкоголика, бьющего жену и детей, то при слове "пиво" - образ исключительно доброго, хоть и очень толстого человека, главным качеством которого является любовь к себе подобным.

Желтая смерть

Стоит отметить, что этот образ придумали отнюдь не копирайтеры из рекламных агентств - пиво действительно обладает некоторыми положительными свойствами, которых нет в других видах алкоголя. Как пишет в статье "Пивной алкоголизм возвращается" врач-нарколог Дмитрий Сосновский, в пиве, в отличие от других видов алкоголя, практически не содержится вредных примесей и балластных веществ, что положительно отражается на самочувствии пьющего человека.

Фармакологическое действие пива, по словам доктора, таково, что оно действительно очень способствует отдыху, успокоению. Однако в этом как раз и спрятан корень пивного зла - все-таки это алкогольный напиток. Со всеми вытекающими последствиями, которые сложно предугадать, так как заранее о вреде его неумеренного потребления никакие похмелья и отравление не сигнализируют.

Влечение к пиву психологически гораздо сложнее преодолеть, так как никаких условных рефлексов, связанных с похмельем, головной болью, отравлением, у человека не возникает - вспоминается лишь покой и счастье. Однако в больших количествах пиво на клеточном уровне действует как яд - оно приводит к миокардиодистрофии, циррозу печени, гепатиту. В итоге, резюмирует нарколог, пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

При этом, как утверждают власти (в лице, к примеру, руководителя Федеральной службы надзора по защите прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко), за последние годы в стране благодаря "пьяной рекламе" возник новый - алкогольный - образ жизни. Увеличилось потребление алкоголя, причем, что характерно, среди детей подростков и беременных женщин.

Веками сетовали россияне на свою горькую страсть к водке, в последние лет десять лет к ней добавилась еще и наркомания, которая быстро обогнала исконно русское "веселие", но теперь обе этих беды уходят в прошлое. По стране катится пивная бочка, подминая под себя все и вся.

Губит людей не пиво

Почему же этот "пивной апокалипсис" не так заметен? Ну посудите сами - если пиво такое вредное, то почему люди схватились за голову лишь спустя три тысячи лет после того, как научились его варить? Может быть, не всякое пиво такое вредное, как утверждают врачи? Может быть. Так считают не только пивовары, но и медики. На самом деле пиво приносит не только вред, но и пользу.

Не будем обращаться к истокам пивоваренья, вспомним относительно недалекие времена. В XVI веке, как сообщается на сайте "Медмедиа.Ру", знаменитый Парацельс лечил болезни печени папоротниковым пивом, а заболевания дыхательных путей - пивом из шалфея. В XVIII и начале XIX века большинство лекарств европейские аптекари рекомендовали принимать только с пивом.

Жертвы поправок

По мнению российских пивоваров, распространенному через пресс-службу их Союза, введение предполагаемых законопроектом ограничений вынудит ряд пивоваренных компаний, чьи бренды построены на изображении людей и животных, менять стратегию продвижения своей продукции на рынок, что приведет к значительным финансовым потерям - изменение и раскрутка нового бренда в каждом конкретном случае будет стоить 20-30 миллионов долларов. Пивовары предложили альтернативный вариант - честное пивоваренное слово, которое будет зафиксировано в их Кодексе чести. Они готовы добровольно принять на себя обязательства не предлагать свою продукцию подросткам, а также всем остальным в оговоренное в законе время суток, не проводить прямой зависимости между потреблением пива и повышением социального статуса человека, а также уровнем его физического или умственного развития.

Пивовары ждут долива...

Как сообщается на сайте TorgRus.com, 7 июля Дума должна была рассмотреть федеральный законопроект "О внесении изменений в главу 22, части второй "Акцизы" Налогового Кодекса РФ" (Об индексации специфических ставок акцизов). Согласно этому документу, который был внесен в нижнюю палату подкомитетом по налоговому законодательству Комитета по бюджету 22 июня, ставка акциза на пиво в 2005 году поднимется на 135 процентов - до 1 рубля 75 копеек за литр.

Кроме того, в первом чтении будет рассмотрен федеральный законопроект "Об ограничении розничной продажи пива", инициированный Законодательным Собранием Омской области. Представленный документ касается введения запрета продажи пива лицам моложе 18 лет, а также вблизи детских, образовательных и лечебно-профилактических учреждений. Впрочем, Союз российских пивоваров как раз поддерживает эти документы. Более того, на этапе нулевого чтения федерального законопроекта "О специальном техническом регламенте на пивоваренную продукцию и ее производство", которое состоялось весной текущего года, Союз сам выступил с предложением о запрете продажи пива лицам моложе 18 лет. Так, по крайней мере сообщает его пресс-служба.

Впрочем, не все так гладко. ГАЗЕТА. GZT.RU приводит мнение некоторых членов Союза пивоваров, которые уверены, что "политики действуют в интересах бизнесменов, занимающихся производством суррогата и водки и желают добиться снижения потребления пива в стране".

Рекламщики - другая категория потенциальных жертв поправок. Впрочем, у рекламных агентств в творческом багаже существует огромное количество уловок и ухищрений, при помощи которых они смогут обойти новые ограничения. Вспомним несколько рекламных роликов, в которых по телевидению в самый что ни на есть прайм-тайм на всю страну рекламировали водку. "Любые ограничения только стимулируют творчество, что уже не раз демонстрировали производители крепкого алкоголя", - заявил директор по маркетингу частной пивоварни "Тинькофф" Самвел Аветисян.

Да и пиво в ближайшее время пить не перестанут. Ибо истинная причина пития на Руси, как утверждал в свое время один из киевских князей - есть веселие. И бороться с ним придется очень и очень долго.

Павел Аксенов

Другие материалы