Во вторник, 10 августа, стало известно о том, что президент США Джордж Буш определился с кандидатурой нового главы ЦРУ. На это у Буша-младшего ушло более двух месяцев. Предыдущий директор ЦРУ - Джордж Тенет - объявил о своей отставке в начале июня и покинул пост в июле.
Хотя официальной причиной ухода Тенета и была названа необходимость уделять больше времени семье, трудно было сомневаться в том, что отставка одного из самых высокопоставленных членов президентской администрации имела самое прямое отношение к тогда еще не завершенному комиссией Конгресса расследованию обстоятельств терактов 11 сентября 2001 года, а также к неспособности американцев обнаружить в Ираке обещанное оружие массового поражения.
Потом "Комиссия 9-11" все же закончила свою работу и опубликовала отчетный доклад. И хотя в нем не содержалось ни единого указания на то, что за теракты должны нести ответственность Джордж Буш, Джордж Тенет, Колин Пауэлл или кто-либо еще из правящей администрации, члены комиссии достаточно критично отнеслись к работе, выполнявшейся госстуркутрами вообще и ЦРУ в особенности.
Назначение нового шефа ЦРУ происходит в весьма чувствительный для американской политики момент. И дело не только в результатах работы "Комиссии 9-11" или в том, что уже через несколько месяцев в США произойдут президентские выборы.
Особое место в финальном докладе "Комиссии 9-11" заняли рекомендации на будущее. Фактически, члены комиссии предложили "под корень" реформировать структуру разведывательных служб США. Дело в том, что, по их мнению, одной из главных причин неспособности Соединенных Штатов предотвратить террористические нападения в сентябре 2001 года являлась плохая координация действий различных спецслужб - в ЦРУ не знали, чем занимаются в ФБР, а в самом ФБР обмен информацией не был налажен даже между различными территориальными подразделениями. В то же время такие службы, как таможенная или иммиграционная, вообще не считались равноправными участниками антитеррористической работы, что и дало пилотам-смертникам возможность проникнуть в США с помощью фальшивых паспортов.
Вообще-то разнообразие различных государственных органов и их независимость друг от друга являются весьма характерными для государственного строя, называемого "демократией". И хотя работа подобным образом организованной системы и не всегда эффективна, она в определенной степени предохраняет общество от засилья спецслужбистов. Поэтому предложение Комиссии, заключавшееся в появлении в администрации президента нового человека, в руках которого было бы сконцентрировано управление всеми (а их 15) федеральными разведывательными ведомствами и их бюджетами, вызывало воодушевление далеко не у всех американцев.
Вот в какой чувствительно ситуации Бушу пришлось назначать нового шефа ЦРУ. Днем во вторник в СМИ просочилось имя нового главного разведчика. Буш хочет, чтобы этот пост занял конгрессмен-республиканец Портер Госс, возглавлявший до сих пор Постоянный комитет Конгресса США по разведке и принимавший активное участие в работе "Комиссии 9-11".
Тертый сухарь
Биография Портера Госса полна романтики и разнообразных тайн. До сих пор он предпочитает рассказывать о своей политической карьере, которую начал в возрасте 46 лет и умалчивать о предыдущих годах своей жизни. Это неудивительно, так как провел он их, работая в основном в ЦРУ.
Портер Госс родился в 1938 году в штате Коннектикут. В 1960 году Он закончил престижный Йельский Университет, однако не стал адвокатом или биржевым брокером. Первым рабочим местом Портера Госса оказалась военная разведка, где он прослужил два года. После этого долгие годы Госс работал в самом престижном отделе ЦРУ - Оперативном директорате.
Утро 11 сентября 2001 года застало Портера Гросса за завтраком. Однако завтракал конгрессмен не один, а в обществе главы сенатского Комитета по разведке Боба Грэхэма. Третьим же участником этой происходившей на Капитолийском холме трапезы был глава Пакистанской разведки генерал Махмуд Ахмад. Подробности этой встречи не известны до сих пор.
Уровень секретности операций, проведенных при участии Госса, был так высок, что, даже начав заниматься политикой, он был вынужден долгое время ждать, чтобы ЦРУ вообще разрешило ему рассказать о своих связях с разведкой. До сих пор о юных годах Госса известно только, что он работал под прикрытием в Европе и Латинской Америке. Как-то раз он обмолвился, что во время "карибского кризиса" 1962 года находился в Майами.
Карьера Портера Госса прервалась также достаточно романтическим образом. В 1970 году он подхватил какое-то редкое (судя по всему, тропическое) инфекционное заболевание, от которого едва не умер. И тогда друзья - бывшие разведчики уговорили его поселиться рядом с ними в прибережном городке Санибель в штате Флорида, ставшем домом для целой общины подобных отставников с серьезным прошлым.
Политик
Однако Портер Госс проскучал на пляжах Флориды всего четыре года. Уже в 1974 он был избран в Городской Совет и начал очень активно работать на политическом поприще. Хотя "бывших разведчиков не бывает", американских избирателей не очень пугало прошлое Госса. Вскоре он стал мэром Санибеля, а в 1989 году был избран в Конгресс США от республиканской партии. В Конгрессе он не только возглавил Постоянный комитет по разведке, но и стал членом основанного после 11 сентября 2001 года Комитета по национальной безопасности.
Как сказано на официальном сайте конгрессмена Госса, он представляет в Конгрессе население юго-восточной Флориды и занят в первую очередь вопросами здравоохранения, защиты прав ветеранов, окружающей и среды и, конечно же, национальной безопасности.
Кстати, если Сенат одобрит кандидатуру Госса на пост шефа ЦРУ, он станет вторым в истории США членом Конгресса, занявшим такую должность. Этот факт выглядит для Госса весьма обнадеживающе. Первым человеком, совершившим аналогичный карьерный прыжок, был Джордж Буш-старший.
Работая в Конгрессе, Портер Госс голосовал за вторжение американских войск в Ирак, за свержение режима Саддама Хусейна и за увеличение бюджетных ассигнований на контртеррористическую деятельность, а также за выделение в 2003 году дополнительных средств на военные операции в Ираке и Афганистане. Кроме всего прочего Госс являлся одним из подписантов так называемого "Контракта с Америкой". Подписавшие его политики обязались внести в Конгресс проект "Акта восстановления системы национальной безопасности", предполагавшего увеличение ассигнований на нужды разведки и армии, а также отказ американских войск действовать под руководством ООН.
Слово Сенату
Буш выдвинул Госса на пост главы ЦРУ во вторник, заявив, что именно этот человек сможет лучше всего защитить Америку от террористов. Однако кандидатура Портера Госса должна быть одобрена Сенатом. При этом далеко не все члены высшей палаты американского парламента одобряют выбора Буша.
Например, сенатор Джэй Рокфеллер, представляющий демократическую партию в сенатском Комитете по разведке, заявил, что не хочет, чтобы член Конгрессе возглавил ЦРУ. Кроме этого, Рокфеллер считает, что Портер Госс слишком увлечен политикой и не сможет абстрагироваться от интересов собственной партии.
Кстати, немаловажным является и мнение Госса по поводу планируемой президентом Бушем реформы спецслужб. Недавно стало известно, что Буш не просто принял к сведению рекомендации "Комиссии 9-11" о создании супер-ведомства с супер-руководителем во главе, но и собирается проводить их в жизнь еще до выборов. Что касается Госса, то некоторое время назад он заявил, что США не могут позволить себе слепо и необоснованно поспешно реформировать национальные разведывательные службы.
Елена Любарская