1/6 часть суши: Исламисты за демократию и плюрализм

Lenta.Ru в поисках "оранжевых факторов". Глава 2 — Таджикистан

Спустя 14 лет после распада СССР у его бывших республик все еще остается немало общего. Например, "цветные революции". Поэтому Lenta.Ru решила окинуть взглядом постсоветское пространство, и понять, что сейчас происходит в странах, некогда являвшихся частью "семьи народов".

Не ставя перед собой цели спрогнозировать вероятность и предположительный срок проникновения революционного вируса в каждую из них, мы решили сконцентрироваться на факторах, делающих "оранжевую революцию" возможной и определяющих ее будущий формат. Чтобы выявить наличие или отсутствие этих факторов в каждой республике, нам было необходимо взглянуть на нее со следующих точек зрения:

Политическая система - политическое устройство страны; формальная приверженность власти ценностям демократии; ограничение деятельности оппозиции; использование властью силового или административного ресурса; степень моральной дискредитации правящих элит; наличие групп интересов;

Лидер - личность и политическая биография лидера; уровень его популярности; готовность к силовому варианту разрешения конфликтов с оппозицией;

Силовые структуры - готовность армии; спецслужб и милиции встать на сторону власти, оппозиции или занять нейтральную позицию;

Экономическое положение - экономический рост, основные проблемы, надежды на привлечение инвестиций, уровень безработицы и коррупции, влиятельные ФПГ;

Выборы - использование властью методов искажения результатов выборов, прошлые выборы, их результаты и реакция на них мировой общественности, даты следующих выборов;

Оппозиция - наличие оппозиции, степень ее сплоченности, наличие лидера, способного стать альтернативой нынешнему главе государства, наличие народной поддержки, ресурсы;

Позиции США, ЕС и РФ - готовность вмешаться во внутренние дела страны, наличие договоренностей с властью или оппозицией, деловые и стратегические интересы, возможность оказать влияние на ход событий;

Все вышеперечисленные параметры могут по-разному сочетаться в ситуации каждой конкретной республики. При работе над второй главой проекта, посвященной Таджикистану, нам пришлось рассмотреть еще один фактор - клановую структуру таджикского общества

Таджикистан

Общая информация:

Площадь Таджикистана - 143 тысячи квадратных километров. Таджикистан граничит с Афганистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Киргизией и Китаем. Государственным языком Таджикистана является таджикский - разновидность фарси. Жители Памира говорят на языках памирской группы, также имеющих персидские корни, но отличающихся от таджикского. Русский язык широко используется представителями политических и деловых кругов. К 2004 году население Таджикистана достигло 7 миллионов человек. 60 процентов населения составляют таджики, еще 25 процентов - узбеки. В стране проживают также русскоязычные граждане, казахи, киргизы, 12 тысяч беженцев из Афганистана.

Основная часть населения Таджикистана исповедует суннитский ислам. При этом жители Памира принадлежат к исмаэлитской ветви ислама, а русскоязычные граждане считают себя православными. По данным Reuters, в начале 1990-х годов от 60 до 90 процентов населения придерживалось мусульманских законов в повседневной жизни. Таджикистан стал частью Российской Империи в 1860-х -1890-х годах в рамках российской центрально-азиатской экспансии. Вошел в состав СССР в 1924 году. Независимость республики Таджикистан была провозглашена 9 сентября 1991 года. Крупнейшие города Таджикистана - столица Душанбе (817 тысяч человек), Хождент (бывший Ленинабад) - 156,6 тысяч человек (находится в Ферганской долине). Страна входит в Организацию исламской конференции, СНГ, Шанхайскую организацию сотрудничества.

Кланы

Ленинабад правит, Куляб охраняет, Памир танцует, а Каратегин торгуетТаджикская пословица.

В политической и общественной жизни Таджикистана важную роль играют территориально-семейные кланы, или "авлоды". Их членов объединяет единство места рождения, и, зачастую, общий родовой предок. Основными кланами, влияющими на расстановку сил в Таджикистане, являются ходжентский (или ленинабадский), кулябский, каратегинский, гиссарский, а также памирский (или горно-бадахшанский) клан.

Ходжентский клан (северный Таджикистан) находился у власти в стране с 1930-х годов прошлого века. К концу 1980-х годов это стало вызывать сильное недовольство представителей горно-бадахшанского клана (составившего костяк демократического движения республики) и каратегинского клана (члены которого были наиболее задействованы в сфере частного предпринимательства и оказывали серьезную поддержку исламскому движению). В 1992 году в процессе "демоисламской революции" власть в республике перешла к представителям этих кланов. Примерно в это же время важную роль начал играть кулябский клан, для представителей которого характерны приверженность общинному укладу жизни и традиционализм. Кулябцы совместно с гиссарцами и при поддержке ходжентцев стали противостоять "демоисламистам". В результате установления в республике власти президента Рахмонова доступ ко всем ресурсам начал контролироваться представителями кулябского клана. Как сообщил радио "Свобода" политолог Олег Панфилов, президент Рахмонов - выходец из кулябского поселка Дангара, и ведущие посты в республике занимают уроженцы этого поселка и соседних с ним сел.

Политическая система: Республика

Согласно конституции Таджикистана, главой государства является президент, который назначает премьер-министра и членов кабинета министров. Законодательная ветвь власти в Таджикистане состоит из палаты представителей (депутаты избираются на 5 лет по партийным спискам и одномандатным округам), и Национального собрания. Абсолютное большинство в нижней палате парламента Таджикистана имеет Народно-демократическая партия (лидер - Эмомали Рахмонов, президент РТ), унаследовавшая и развившая инфраструктуру КПСС.
Таким образом, с формальной точки зрения политическая система Таджикистана является вполне демократической. Однако де-факто деятельность оппозиции ограничена. До 1997 года в Таджикистане действовал запрет на участие в выборах большинства оппозиционных партий (чьи лидеры одновременно являлись вождями вооруженного сопротивления). Хотя после 1997 года этот запрет был снят, реальный доступ оппозиции к ресурсам весьма ограничен. По сообщениям Human Right Watch, оппозиционные партии испытывают проблемы с получением регистрации в Минюсте республики. Широкое распространение имеет практика заведения уголовных дел на лидеров оппозиции.
Таджикская власть контролирует информационные ресурсы страны. В 2004 году в связи с якобы имевшими место нарушениями налогового законодательства было закрыто независимое издательство "Джиенхон", выпускавшее семь независимых газет. По сообщению Human Rights Watch, боясь преследований, другие частные типографии отказались печатать эти издания. Центральные телеканалы и радиостанции принадлежат государству, и их политика предполагает оказание поддержки президенту Рахмонову.

Лидер: Эмомали Рахмонов

Родился 5 октября 1952 года в поселке Дангара Кулябского района. Окончил среднюю школу и Таджикский государственный университет им. В.И.Ленина по специальности "экономика" (заочно). Еще до получения высшего образования успел отслужить в Советской Армии и поработать электриком и продавцом. С июня 1988 года и до ноября 1992 года работал директором совхоза в Дангаринском районе Кулябской области. В ноябре 1992 года стал председателем Кулябского облисполкома. 19 ноября 1992 года избран председателем Верховного Совета Республики Таджикистан, став самым молодым республиканским руководителем на территории бывшего СССР.

9 ноября 1994 года, после принятия конституции республики, Эмомали Рахмонов был избран президентом Таджикистана. Пятилетний срок правления Рахмонова истек в 1999 году. Он был вновь избран на пост президента страны, получив на выборах 94 процента голосов избирателей. В июне 2003 года после всенародном референдума Рахмонов получил право баллотироваться еще на два семилетних срока после окончания в 2006 году его текущего срока правления. По мнению ОБСЕ и других международных организаций, ни выборы 1999 года, ни референдум 2003 года не являлись свободными и справедливыми. Более того, участникам референдума предлагалось "скопом" принять 55 поправок к Конституции, из которых только несколько касались президента и срока его правления.

Желание Рахмонова продлить срок своего правления лежит в основе большинства претензий, предъявляемых международным сообществом нынешнему таджикскому режиму.

Оппозиция:

Таджикское оппозиционное движение сформировалось в 1991 году на волне протестов против политики коммуниста Рахмона Набиева, избранного президентом республики. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения и несколько демократических движений. В сентябре1992 года оппозиционеры свергли Набиева и установили свою власть в стране. Это вызвало недовольство как старой советской номенклатуры, так и представителей кулябского, гиссарского и ходжентского кланов, не получивших доступа к власти. Избрав своим лидером Эмомали Рахмонова, кулябцы вступили с "демоисламистами" в вооруженное противостояние, которое закончилось гражданской войной, унесшей жизни десятков тысяч мирных жителей и разрушившей экономику республики.

В 1993 году Рахмонову при помощи российских войск и войск из других среднеазиатских республик удалось выбить оппозицию из Душанбе, однако в остальных районах война продолжилась. Мирный договор между Рахмоновым и Объединенной таджикской оппозицией был подписан в Москве в 1997 году. Этот договор предполагал проведение парламентских выборов и предоставление 30 процентов постов в кабинете министров представителям ОТО. После подписания мирного договора Рахмонов разрешил партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и демократическим партиям легально функционировать на территории республики. Что касается остальных партий, то их сторонники в Таджикистане весьма немногочисленны. Если говорить о перспективах объединения оппозиции в борьбе против Рахмонова, то в настоящий момент среди партийных лидеров нет человека, способного составить конкуренцию действующему президенту.

Зато такой человек может найтись среди соратников Рахмонова, недовольных продлением его срока. Например, спикер верхней палаты парламента и мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев считается одним из будущих кандидатов на президентских выборах 2006 года. Убайдуллаев, как и сам Рахмонов - кулябец, и, по неподтвержденным сообщениям, ведет переговоры с Партией исламского возрождения и памирским кланом о возможностях совместного выступления против Рахмонова.

Выборы:

На выборах всех уровней в Таджикистане широко используется административный ресурс. После парламентских выборов февраля 2005 года представитель ОБСЕ в Душанбе Питер Айкер заявил, что они не соответствовали международным стандартам. По его словам, вся кампания в значительной степени находилась под контролем избирательных комиссий и властей, а не под контролем самих кандидатов.

17 февраля 2005 года правящая Народно-демократическая партия получила 74 процента голосов избирателей. Остальные партии или не прошли пятипроцентный барьер (Социал-демократическая партия, Демократическая партия) или набрали относительно небольшое число голосов (Партия исламского возрождения - 8,9 %, Коммунистическая партия - 13,6 процентов). Таким образом, на февральских выборах партия Рахмонова завоевала абсолютное большинство в парламенте.
Принятая в 2004 году новая редакция "Закона о выборах" призвана еще более усложнить оппозиции участие в соревновании за парламентские кресла. Согласно принятым поправкам, каждый кандидат будет обязан внести залог в размере 500 долларов США, что является достаточно большой суммой для представителей многих партий.

Президентские выборы в Таджикистане назначены на ноябрь 2006 года.

Экономика:

Таджикистан является беднейшей из бывших республик СССР. Средний годовой доход жителя Таджикистана составляет всего 260 долларов (по данным BBC), то есть - 71 цент в день. Это неудивительно, учитывая, что, например, в 2003 году ВВП Таджикистана на душу населения достигал всего 1000 долларов (для сравнения, аналогичный показатель РФ за этот год равнялся 8 тысячам долларов). Итак, 60 процентов жителей Таджикистана находятся за чертой бедности, уровень безработицы в стране достигает 40 процентов. В принятом в декабре 2004 года бюджете Таджикистана на 2005 год планируемый курс национальной валюты достигает 3,3 сомони за доллар.

Во многом это связано с послевоенной разрухой, последствиями распада СССР и поздним стартом экономических реформ (1997 год). В республике закрыта большая часть советских рудников по добыче драгоценных металлов и других производств. Сейчас основными статьями экспорта для Таджикистана являются алюминий, электроэнергия, хлопок, текстиль, сельскохозяйственная продукция и (естественно, нелегально) наркотики. Большинство торговых операций Туркмнистана предполагают транзит через территорию РФ. Дорога в Китай была построена только в 2004 году.

Одним из ведущих предприятий Таджикистана является Таджикский алюминиевый завод (ТадАз). В течение долгого времени интерес к этому предприятию испытывал хозяин "РУСАЛа" Олег Дерипаска. И хотя несколько предпринятых Дерипаской попыток приобрести завод не увенчались успехом, на встрече с президентом Путиным 6 апреля 2005 года президент Рахмонов сообщил о планах "РУСАЛа" инвестировать значительные средства в реконструкцию этого предприятия и строительство еще одного завода. Еще одним важным российско-таджикским проектом является Сангтудинская ГЭС. В ближайшее время планируется приезд в республику главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, который должен утвердить строительство второй очереди этой гидроэлектростанции.

Таджикистан получает финансовую помощь от Международного банка реконструкции и развития. Одним из условий этой организации является активизация борьбы с коррупцией. По сведениям таджикского Центра стратегических исследований, около 15 процентов доходов мелких и средних предпринимателей уходит в республике на дачу взяток и подкуп должностных лиц. В последнее время власти Таджикистана проводят политику привлечения к ответственности чиновников среднего и высшего звена, замеченных в излишнем мздоимстве. Так в 2004 году был за получение взятки привлечен к уголовной ответственности начальник отдела финансирования социальных программ министерства финансов Тураев. Однако полного искоренения коррупции в ближайшее время не предвидится.

Армия и силовые структуры:

Численный состав ВС Таджикистана достигает 15 тысяч человек. В стране действует всеобщая воинская обязанность. Срок службы для призывников составляет 24 месяца. В настоящий момент в Таджикистане проходит реформа ВС, предполагающая создание мобильных воинских подразделений. В будущем таджикская армия намерена отказаться от всеобщей воинской обязанности. Ежегодный военный бюджет Таджикистана составляет около 42 миллионов долларов, то есть 1,7 ВВП страны.

В настоящий момент афгано-таджикскую границу патрулируют пограничные войска ФСБ РФ, однако в ближайшее время охрана границы будет полностью передана ВС Таджикистана. На территории республики расположена военная база ВС РФ (201-я мотострелковая дивизия). Хотя в настоящий момент территория Таджикистана используется НАТО только для транспортировки грузов в Афганистан, патрулирование границы будет осуществляться при помощи военных Североатлантического альянса. Представители НАТО неоднократно заявляли о своем намерении оказывать ВС Таджикистана разнообразную поддержку. В настоящий момент в Кулябе располагается база французских ВВС, но ее персонал занят исключительно транспортировкой грузов.

Что касается МВД Таджикистана и спецслужб республики, то с 1992 года этими структурами руководили соратники Рахмонова по гражданской войне. Однако в последние годы, боясь за свою власть, президент Таджикистана успел снять нескольких "старых друзей" с постов. Например, в августе 2004 года был арестован Гафур Мирзоев - глава антинаркотического ведомства республики. В недавней истории Таджикистана имели место попытки вооруженного мятежа представителей силовых структур. В частности, в 1997 году глава Таможенного комитета (бывший глава МВД республики) Якуб Салимов возглавил группу силовиков и военных, попытавшихся свергнуть режим Рахмонова, однако мятеж провалился, а его организаторы скрылись в РФ.

Позиции США, РФ и других международных игроков:

После распада Советского Союза военная база Советской Армии, расположенная на территории Таджикистана, осталась в собственности РФ. В 1993 году Эмомали Рахмонов обратился к помощи российских военных для борьбы с оппозицией, и эту помощь получил. Поэтому с 1993 по 2001 год Эмомали Рахмонов являлся одним из самых последовательных сторонников РФ, а Таджикистан оставался форпостом российской политики в Средней Азии.

Ситуация немного изменилась в 2001 году, когда Рахмонов поспешил предоставить США и НАТО воздушный коридор в Афганистан и решил получить собственные политические дивиденды от поддержки американской контртеррористической операции. Действительно, это позволило, с одной стороны, привлечь в республику международную помощь, а с другой - заставило США закрыть глаза на нарушения прав человека и недостатки таджикской демократии. Поэтому на протяжении нескольких лет негативная оценка американским посольством хода таджикских выборов сопровождалась заявлениями о "большом прогрессе, сделанном руководством страны в направлении соблюдения демократических стандартов".

На время особенно активного взаимодействия Рахмонова с США приходится и некоторое охлаждение таджикско-российских отношений. Именно в 2001 году Рахмонов впервые стал намекать на то, что пребывание российского воинского контингента на территории страны неплохо было бы "упорядочить" (то есть - привести в соответствие с требованиями НАТО), и начал переговоры о передаче таджикским военным контроля над границей.

Однако если судить по встрече Эмомали Рахмонова и Владимира Путина, прошедшей 6 апреля 2005 года, в настоящий момент президент Таджикистана как никогда заинтересован в сотрудничестве с РФ, так как Россия остается основным гарантом сохранения его власти в случае возникновения в стране революционной ситуации.

Что касается США, то если до недавнего времени Госдепартамент был готов делать ставку на местных среднеазиатских диктаторов, способных, пусть и ценой свободы граждан, обеспечить стабильность в опасно близком к Афганистану регионе, то новая американская политика импортирования демократии может коснуться и Таджикистана. Если в республике найдется человек, способный обеспечить соблюдение демократических норм и одновременно гарантировать стабильность республики, этот человек вполне сможет получить американскую поддержку.

Революционные перспективы

Хотя тяжелая экономическая ситуация в Таджикистане, явный дисбаланс соблюдения интересов различных региональных групп и отсутствие в республике демократических свобод создают основу для революционного сценария, в рядах существующей на данный момент оппозиции нет ни лидера, ни организации, способной привлечь на свою сторону население. Вероятность развития революционной ситуации станет более высокой в момент, когда недовольство существующим положением вещей станет для населения сильнее страха вновь вернуться к хаосу гражданской войны. Революция, скорее всего, увенчается успехом, если против Рахмонова выступит человек, который покажется таджикам более сильной, чем действующий президент, фигурой. Существует вероятность, что такой человек может найтись в рядах нынешних соратников президента и руководителей силовых структур, разочарованных решением Рахмонова продлить срок своего нахождения у власти. Поэтому одним из возможных вариантов развития событий в Таджикистане является осуществление "дворцового переворота", замаскированного под "оранжевую революцию". Этот сценарий кажется вполне осуществимым в случае получения его организаторами необходимой поддержки от США и европейских структур.

Елена Любарская

Другие материалы