Russia Today из предпоследнего вагона

В России создан пропагандистский телеканал для иностранцев

До конца 2005 года в мировой телеэфир должен выйти новый российский информационный канал на английском языке Russia Today. Его главная задача, которую сформулировал глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, - сформировать у зарубежного зрителя позитивный образ России. При этом все причастные к проекту лица категорически отрицают пропагандистское значение канала и участие в нем Кремля. Между тем, финансироваться круглосуточный канал будет из госбюджета, его учредителем стало государственное информационное агентство РИА "Новости", а кураторами - помощник президента РФ Алексей Громов и советник президента Михаил Лесин, покинувший пост министра печати в 2004 году.

О целях и о самостоятельности

В ходе прошедшей 7 июня презентации создатели RTTV вовсю старались донести до аудитории мысль о том, что телеканал, будучи независимой компанией, станет едва ли не образцом свободы слова. "В Кремле, безусловно, в курсе, но мы будем делать канал самостоятельно. Это будет самый свободный канал - я вам обещаю!", - заверила журналистов Маргарита Симоньян, которая назначена руководителем проекта и главным редактором канала. Прежде 25-летняя тележурналист занималась тем, что освещала повестку дня Владимира Путина, будучи специальным корреспондентом телеканала "Россия" в "кремлевском пуле". До этого она заведовала корпунктом того же телеканала в Краснодаре и работала на местном телевидении.

"Это будет взгляд на мир из России. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна", - заявила Симоньян, отметив, что зарубежные СМИ не всегда адекватно освещают происходящие в России события. "Первое, что, согласно исследованиям, приходит в голову иностранцам при слове "Россия", - это "коммунизм", "снег" и "нищета". Мы хотели бы представить более многообразную картину жизни нашей страны", - пояснила необходимость создания телеканала гендиректор РИА "Новости" Светлана Миронюк.

На RTTV будет представлено столько точек зрения, сколько их существует в обществе, пообещала Симоньян, пояснив, что сначала телеканал будет "предоставлять слово чиновнику, который будет говорить, что черное - это белое, потом - эксперту, который скажет, что белое - это черное, а затем Сократу, который добавит, что оба правы".

Создатели канала надеются, что по форме он ничем не будет отличаться от зарубежных аналогов вроде ВВС и CNN - круглосуточные новости, бизнес, спорт и погода. При этом 70 процентов от объема вещания составит международная информация. По словам Миронюк, Russia Today будет отличаться оценками - "там будут выступать русские эксперты (видимо, гендиректор РИА "Новости" все же имела ввиду российских экспертов - примечание Lenta.Ru), которые представят свой взгляд, например, на ту же войну в Ираке".

О деньгах и учредителях

Как отметил Сеславинский, совокупный бюджет проекта до конца года составит 30 миллионов долларов США. Для его финансирования правительство даже внесет в Госдуму законопроект о соответствующих изменениях в федеральном бюджете на 2005 год. Действительно, запуск такого телеканала, как впрочем и любого другого, без помощи государства осуществить практически невозможно. Тем не менее, как ожидает правительство, по мере "раскрутки" RTTV финансовая нагрузка с бюджета будет снята.

Однако 30 миллионов - не окончательная сумма: RTTV также привлекает заемные средства, размер которых не разглашается. Кроме того, Russia Today будет финансироваться за счет "независимых грантов", а часть средств может быть получена от рекламодателей, заинтересованных в продвижении своего продукта на западный рынок. С ними уже идут интенсивные переговоры.

Между тем, РИА "Новости", а точнее, созданная им автономная некоммерческая организация "ТВ-Новости", может стать не единственным учредителем телеканала. К информационному агентству, "если позволит законодательство", может присоединиться создаваемая в России Общественная палата. Такую надежду высказала Миронюк, стремясь развеять сомнения в непредвзятости нового телеканала. По ее словам, за RTTV будет осуществляться и общественный контроль через специально созданный совет. В него войдут пятнадцать известных российских и зарубежных общественных деятелей, а формирование и принципы работы этого органа во многом будут заимствованы у британской BBC.

Управлять телеканалом будет главный редактор, который займется в том числе и финансовыми вопросами. Генеральный директор, пост которого занял бывший заместитель гендиректора НИИ телевидения и радио Сергей Фролов, будет исполнять лишь "технические функции".

Когда и как

Russia Today начнет круглосуточное вещание до конца 2005 года, предположительно - в декабре. По некоторым данным, выход RTTV в эфир может состояться и в сентябре, с трансляции выступления Владимира Путина в Организации Объединенных Наций.

Планируется, что сигнал будет распространяться через систему спутников EchoStar и DirecTV. В России канал должен появиться в спутниковых системах "Космос ТВ" и "НТВ-плюс". Кроме того, ведутся переговоры о том, чтобы распространять сигнал через кабельные сети в англоязычных странах.

К началу вещания телеканала у него будет четыре корреспондентских пункта - в Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне и Иерусалиме. Штат RTTV будет состоять из пяти сотен человек. Журналистов из них будет около ста. Планируется, что в эфире в основном будут работать носители языка - иностранные корреспонденты. По некоторым данным, в настоящий момент организаторы проекта ведут переговоры и с российскими журналистами, говорящими на английском и имеющими опыт работы за рубежом. Кроме того, канал намерен привлекать стрингеров и фрилансеров.

Новости на Russia Today будут выходить каждый час. Что будет между этими блоками, пока не ясно. Маргарита Симоньян утверждает, что на канале кроме новостей, в том числе бизнеса и спорта, будут и документальные фильмы, и передачи о культуре.

При этом заявлено, что материалы видеообмена RTTV будут поставлять зарубежные, а также российские телеканалы. Кроме того, Russia Today будет сотрудничать с агентствами ИТАР-ТАСС, "Интерфакс" и РБК.

А как "у них"?

Оказывается, что создатели информационного канала не рассчитывают на широкую аудиторию. По их оценкам, на первых порах телеканал с бюджетом в 30 миллионов долларов будут смотреть 40 тысяч зрителей - политологов и экспертов, связанных с Россией, а также людей, интересующихся российской культурой.

Вместе с тем создатели проекта уже сейчас отмечают свою высокую ответственность, справедливо замечая, что западные зрители смогут сравнивать RTTV с "картинкой, которую показывают им другие телеканалы". При этом они надеются, что новый российский проект будет полезен хотя бы тем, что по комментариям CNN и Russia Today к одним и тем же событиям англоязычная аудитория сможет адекватно судить о степени независимости телевидения в России.

В настоящее время рынок 24-часовых англоязычных телеканалов весьма насыщен, однако на нем не присутствует ни одного значимого СМИ, которое, помимо информирования общественности, отражало бы российскую позицию. "Мы практически прыгаем в предпоследний вагон поезда", - заявила Миронюк, отметив, что большинство стран уже имеют телеканалы, аналогичные RTTV.

Следует признать, что власти крупных государств, в частности США и Великобритании, не жалеют средств из госбюджета на подобные имиджевые телеканалы. Так, Вашингтон ежегодно тратит более 300 миллионов долларов на содержание таких каналов, как "Голос Америки", который вещает в основном на страны арабского мира, и "Марти", ориентированный на жителей Кубы. За счет средств налогоплательщиков живут также радио "Свобода" и всемирная радиослужба BBC. В Европе идею государственного спутникового канала, призванного заниматься пропагандой на международном уровне, два года назад с оговорками поддержал президент Франции Жак Ширак. Новый информационный канал непрерывного вещания, который создается государственной корпорацией France Televisions и крупнейшим частным каналом Европы TF1, должен появиться в этом году. Свое телевидение есть даже у Туркменбаши - туркменский англоязычный канал TV-4.

Поживем - увидим...

Однако продуманность всей этой грандиозной деятельности по смене телеимиджа страны на данном этапе вызывает определенные сомнения. Как выяснилось на презентации, у RTTV нет пока не только логотипа, но и планов по продвижению продукта.

Несмотря на первоначальные государственные инвестиции, создаваемый канал позиционируется, прежде всего, как самоокупаемый бизнес-проект. Однако каким образом создатели канала планируют достичь прибыльности, неизвестно. Поступления от рекламы, учитывая небольшое (вначале) количество зрителей, представляются крайне незначительными. А расширение аудитории зависит в первую очередь от редакционной политики канала, которую будет определять Симоньян. Понятно, что если RTTV займется трансляцией преимущественно официальных новостей, то смотреть их никто не будет. При таком развитии событий будущее Russia Today представляется незавидным - очевидно, что существовать он будет на постоянные дотации из бюджета.

Вообще, назвать затрачиваемые на телеканал суммы большими трудно. Как считает, например, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, расходы на создание телеканала федерального значения составляют сегодня не менее 50 миллионов долларов. А по словам гендиректора СТС Александра Роднянского, на аналогичный немецкий канал тратится в четыре раза больше. С другой стороны, первоначальные затраты на запуск военно-патриотического телеканала Минобороны "Звезда" составили всего 4 миллиона долларов, которые пошли на закупку оборудования и установку передатчика на Останкинской телебашне. Однако в случае с Russia Today речь идет уже об аренде спутников и помещений за рубежом. Не стоит забывать и об отчислениях международным агентствам, не говоря уже о договорах с сетями кабельного телевидения. Кроме того, у каждой страны существуют свои законодательные особенности, связанные с вещанием иностранных телеканалов, которые также придется урегулировать.

Сомнительным выглядит и предположение о том, что сформировать положительный имидж России способен один-единственный канал. Скорее, для этого нужна совокупность мер. Тем не менее, некоторые политики считают, что даже такой проект весьма выгоден. Например, по словам Жириновского, телеканал поможет представить не обязательно совпадающую с западной оценкой точку зрения официальной Москвы в случае повторения событий, подобных украинским.

Как бы то ни было, создание российского англоязычного информационного канала нельзя не расценивать как позитивный факт, а давать какую-либо оценку его работе можно будет лишь после того, как RTTV твердо займет свое место в эфире. А на это может уйти не один год.

Алексей Гапеев

Интернет и СМИ00:0118 ноября

«Ой, а разве “Работница” еще жива?»

Этот журнал пережил войну и советскую пропаганду. И до сих пор на плаву