Новости партнеров

Исповедь злостного нарушителя

Со временем у инспекторов ГАИ появляется все больше возможностей сделать "злостным нарушителем" любого автовладельца

C точки зрения ГАИ, автор этих строк является типичным злостным нарушителем. У меня несколько раз отбирали водительское удостоверение, снимали номера, а однажды даже пытались заковать в наручники за "сопротивление сотруднику милиции". Последняя встреча с инспекторами ДПС произошла в минувшую пятницу - меня обвинили в том, что в талоне ТО неразборчиво указан номер автомобиля. "Мы снимем номера, а за углом другой патруль лишит прав", - с нескрываемой радостью сообщил инспектор ДПС.

Если посмотреть на вышеописанную ситуацию со стороны, получается, что прав теперь можно лишиться только из-за того, что один инспектор плохо пишет, а другой - плохо читает.

Отнимать права за отсутствие номеров начали совсем недавно - в конце июля соответствующий закон подписал Владимир Путин. Хотя этот документ вступил в силу только в понедельник 8 августа, до гаишников информацию о нововведениях "донесли на разводе" гораздо раньше. Новости они, судя по всему, восприняли с энтузиазмом и ринулись исполнять свежий закон, несмотря на запрет начальника московского ГУВД Владимира Пронина.

На самом деле и до появления нового закона инспекторы ГАИ наказывали водителей за нарушения, которые они не совершали.

В теории: Патрулирование и контроль скорости

Практически вся деятельность инспекторов ДПС регламентируется "Наставлениями по работе дорожно-патрульной службы", утвержденными в 1999 году. Там, например, черным по белому написано, что во время патрулирования (для предотвращения и фиксации нарушений) милицейский автомобиль должен стоять в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения.

Скрытое патрулирование ("засады") в принципе разрешены. Однако в дневное время суток, в исключительных случаях и с письменного разрешения командира подразделения. Мало того, в специальной ведомости указывается место и время проведения патрулирования. Спрятаться в "более удобные кусты" по собственной инициативе патруль не имеет права.

Сами по себе показания радара ничего не значат - это всего лишь цифры на дисплее. В теории инспектору нужно доказать, что он замерил скорость именно вашего автомобиля. Сделать это в суде очень сложно. Кроме того, радар должен быть запломбирован, откалиброван и иметь целый набор сопроводительных документов.

В жизни: Попугаев в засаде

Он ждал меня ночью в сугробе на въезде в одну из деревень по трассе Москва-Петербург. Выбежав из "засады" с жезлом наперевес, инспектор Попугаев сообщил мне, что я превысил разрешенную скорость аж на 71 километр в час. Правда, радар показать не захотел, сверить серийный номер с документами на прибор - тем более.

Итогом нашей встречи стало изъятие водительского удостоверения и составление протокола. На все мои возражения Попугаев повторял с нарастающей громкостью: "Сопротивляться действиям сотрудника милиции вы не имеете права". И чтобы я не сделал ничего "лишнего", сам записал объяснения от лица нарушителя.

Напоследок Попугаев предсказал судьбу моего водительского удостоверения. По всему выходило, что права мои обязательно затеряются на пути из Петербурга в Москву. Увы, предсказание сбылось.

В теории: Контроль трезвости

Есть такой интересный документ - приказ МВД №329 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России". В нем, среди прочего, говорится, что инспектор не имеет права тормозить автомобили "просто так". Остановить вас на дороге можно, только если ваш автомобиль в розыске, вы совершили нарушение правил на глазах у инспектора, уехали с места ДТП, можете быть свидетелем ДТП или преступления, или гаишнику просто требуется ваша помощь. Остальные поводы для остановки расцениваются как нарушение служебной дисциплины.

Если инспектор все же взмахнул жезлом, то он не имеет права сразу направить вас на "алкогольную" экспертизу. Сначала он должен почувствовать запах алкоголя, увидеть дрожание рук водителя, неустойчивость позы, покраснение лица. Заставлять вас "дуть" в неизвестные приборы китайского происхождения инспектору тоже запрещено.

В жизни: "Трезвые здесь не ездють!"

Такими словами объяснил свое появление из кустов один подмосковный инспектор ДПС. Остановив мой автомобиль на проселочной дороге, он сразу же направил меня на прохождение медосвидетельствования.

По дороге в наркологический диспансер инспектор объяснил, что там меня в любом случае признают пьяным: "Я не хочу тебя разводить, но ты сам увидишь". И ведь как в воду глядел. Домодедовский врач-нарколог поставила на акте освидетельствования диагноз "Алкогольное опьянение".

У нарколога Виноградовой, видимо, был свой взгляд на приборы для выявления алкоголя в организме - отрицательные их показания на бумаге превратились в положительные. Несколько дней спустя странности своего видения она объяснила суду так: "Имею право расценивать показания приборов как хочу". И добавила: "Аппаратура откалибрована, а следовательно, погрешности не имеет".

Запутавшаяся в медицинских терминах судья решила, что не имеет права сомневаться в диагнозе врача, "окончившего курсы повышения квалификации", и вынесла обвинительный приговор.

Как сейчас говорят умные люди, сразу после освидетельствования надо было ехать к другому наркологу. Где искать нарколога ночью в городе Домодедово, умные люди сказать затруднились.

В теории: Контроль и выдача документов

В России ГИБДД ведает почти всем, что связано с автомобилями - регистрацией, выдачей документов, техосмотром и, наконец, проверкой документов. Это такой "замкнутый круг" - ГАИ с одной стороны усложняет получение всех необходимых документов, с другой - ужесточает контроль за их наличием.

К примеру, в "Положении о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств" до сих пор не сказано ни слова о том, что многие автомобили маркируются совсем не так, как старые советские машины. В качестве примера в тексте этой инструкции приводится ГАЗ-24Д, который не выпускают уже 20 лет. Соответственно, инспектор до сих пор имеет право искать "атрибуты ГАЗ-24" в современной иномарке.

В жизни: "И чтоб так больше не делал!"

Несколько месяцев назад меня остановили у стационарного пикета ГАИ. Инспектор проверил мои документы и искренне возмутился, что они в порядке: "Иди на пост, выпишем тебе протокол, и чтоб так больше не делал". И выписали. За остановку в неположенном месте.

Несладко приходится и тем, кто только купил машину и хочет побыстрее стать счастливым обладателем номеров. Его пошлют за тем, чего на свете "во-обще не может быть", как моего коллегу, в течение трех дней пребывавшего в твердой уверенности, что он купил американскую мечту. Уверенность пошатнулась после того, как из ГАИ владельца "Доджа-Каравана" послали искать не существующий в природе номер двигателя. Американцы не маркируют моторы, о чем автоинспекции в официальных письмах не раз сообщали сами автопроизводители.

Не помогла коллеге и справка от представительства американской компании - гаишник посчитал, что янки ему не указ и номер двигателя просто должен быть! Тем временем период действия транзитных номеров закончился, и теперь приятелю моему придется добираться до экспертизы на эвакуаторе.

Эпилог

В последнее время высокие милицейские чины то и дело твердят с экрана телевизора о необходимости дополнительных полномочий, "усилений" и "ужесточений" на дорогах. Скорее всего, это означает, что в несимпатичную категорию "злостных нарушителей" попадет большинство сограждан. Остальные вполне могут оказаться в лояльной категории "лохов", которых можно "развести на деньги".

Иван Александров