Дроны на МАКСе

На МАКСе были представлены как действующие модели, так и перспективные разработки БПЛА

БПЛА "Штиль" на МАКСе. Фото Павла Аксенова, Лента.Ру

На московском авиасалоне МАКС-2005 главный интерес у зрителей, конечно же, вызвали демонстрационные полеты, показательные выступления пилотажных групп и экспонаты, выставленные на стоянках летательных аппаратов. Однако на стендах в павильонах встречались не менее интересные образцы авиатехники. Например, беспилотные летательные аппараты. Это - самолеты и вертолеты, которыми управляет либо оператор с земли, либо бортовой компьютер, используются все больше и больше. Области применения БПЛА расширяются. Их уже применяют на войне, в охране важных объектов, для экологического контроля территорий, в пожарной охране.

Еще одна особенность БПЛА заключается в том, что их проектируют и строят не только крупные авиапроизводственные предприятия, но и относительно небольшие компании. Для того чтобы разработать и построить небольшой аппарат, не нужно обладать большими производственными мощностями. И в России и за рубежом разрабатываются десятки новых моделей - начиная от небольших, размером с масштабную модель самолета, и заканчивая аппаратами, которые по размерам не уступают пилотируемым.

На МАКСе беспилотные самолеты и вертолеты представили сразу несколько компаний, среди которых есть как известные в самолетостроительном бизнесе, так и новички, которые еще только осваивают эту область. Многие из представленных аппаратов существуют в виде опытных образцов, другие уже выпускаются серийно.

Разведывательный комплекс "Типчак"

Рыбинское конструкторское бюро "Луч" представило на МАКСе перспективный мобильный разведывательный беспилотный комплекс "Типчак". В состав комплекса "Типчак" входят БЛА 9М62, транспортно-пусковая машина, машина технического обслуживания, машина для транспортировки операторов и машина с приемо-передающей аппаратурой. Этот комплекс оснащен шестью аппаратами, которые стартуют с катапульты. Приземляется аппарат при помощи парашюта. Одновременно в воздухе могут находиться два аппарата. Эти БПЛА могут управляться со специального пульта, либо летать в автономном режиме. Самолет предназначен для ведения разведки - оружие он нести не может.

Беспилотный реактивный "Штиль-3"

Этот реактивный беспилотный самолет с вертикальным взлетом и посадкой спроектировала и построила компания Kvand, которая хоть и имеет богатый авиационный опыт, но в этой области выступает впервые. На МАКСе представлен опытный образец аппарата - первый действующий "Штиль" только готовится к летным испытаниям. Возможности этого БПЛА впечатляют - он способен взлетать и садиться как в автоматическом, так и в "пилотируемом" варианте (при помощи оператора). При этом посадку он может совершить как вертолет - вертикально. Вес полезной нагрузки в случае, если "Штиль" будет стартовать с пробегом, составит до 100 килограммов, в "вертикальном" варианте - не более 20 килограммов. Аппарат изготовлен с применением композитных материалов, которые снижают его радиозаметность. Пока о заказах на будущий самолет представители компании стараются не рассказывать, но судя по его ТТХ, можно сказать, что он предназначен скорее для военных, чем для мирных целей.

Мирный "Кулон"

Мобильный комплекс мониторинга земной поверхности, представленный компанией "Кулон-2", изначально проектировался для мирных задач. Он включает в себя БПЛА и пусковую установку, смонтированную в кузове бортового "уазика". Компания собирается поставлять его экологам для контроля за лесными пожарами, а также службам безопасности нефтяных компаний, которые смогут использовать его для контроля трубопроводов. Сам аппарат построен по модульной схеме. На его планер можно монтировать контейнеры с различным оборудованием. На выставке представлены также будущие проекты компании - шасси для крупного беспилотного аппарата и масштабная модель БПЛА, которая в настоящее время проходит испытания в аэродинамической трубе.

"Колибри"

Легкий беспилотный летательный аппарат "Колибри", который выпускает компания М.А.К., предназначен для наблюдения за статичными и подвижными объектами, расположенными на земной и водной поверхностях. Компания разрабатывает и выпускает целую серию различных беспилотных самолетов, начиная от тяжелых и заканчивая легкими. БПЛА М.А.К. могут стартовать с воды, со взлетно-посадочной полосы, с катапульты и с рук. Они способны доставлять в определенную точку груз, а также управлять установленной аппаратурой на месте, находясь на высоте над объектом.

Боевая "Пчела"

Комплекс "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1" создан в ГУП НИИ "Кулон". Это самый старый из аппаратов, представленных на МАКСе. Он был создан в 1990 году. "Пчела" предназначена для наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс был принят на вооружение российской армии и уже успел повоевать в Чечне. Среди профессий, которые освоил этот аппарат, - постановка радиопомех, целеуказание, разведка, патрулирование, он может быть использован даже в качестве воздушной мишени. Аппарат управляется или по заданной программе, или оператором, которому достаточно ввести в бортовой компьютер высоту и курс.

Вертолет Zala-421-02 сотоварищи

Компания A-Level Aerosystems представила на МАКСе целую линейку беспилотных аппаратов различного класса и назначения. Среди них - вертолет Zala 421-02 и два самолета - БПЛА среднего класса ALA-421-03 и легкий ALA-421-01. Все они могут управляться как компьютером, так и оператором с земли, садиться на землю и на воду в обоих режимах. Аппараты могут оснащаться бортовым оборудованием весом до 50 килограммов.

Малый воздушный разведчик

Компания "Эникс", которая специализируется на разработке БПЛА, представила на МАКСе свои последние разработки - две версии малых воздушных разведчиков. Этот аппарат соответствует аналогичным БПЛА, которые создают в других странах. Мобильный комплекс могут переносить два человека. Сам самолет можно запускать с катапульты. Садится он на парашюте. Аппарат оснащен системой видеонаблюдения, но на него можно устанавливать и другую аппаратуру весом до 100 килограммов. БПЛА может вести наблюдение за объектами, находясь в воздухе до часа. Он также оснащен системой ориентации GPS.

Павел Аксенов, Алексей Гапеев

Обсудить
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Львиная доля
Лучшая автомобильная реклама «Каннских львов»
Тест: угадай звезду по машине
Чей этот розовый «Бентли»? А шестиколесный «Гелик»?
История полицейских авто Америки
Каким был и каким стал автопарк полиции США
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе