Под крылом старика Генри

Ford остался единственным из крупных концернов, который позволяет себе делать разные машины

Современная автомобильная промышленность стала, пожалуй, одним из самых ярких примеров глобализации. Сотни независимых автопроизводителей за последние десятилетия объединились в десяток транснациональных концернов, потеряв при этом финансовую и, что важнее, творческую самостоятельность. Особенно "преуспел" в глобализации концерн General Motors. К примеру, Cadillac, Saab и Opel вскоре будут собирать на одних и тех же европейских заводах из одних и тех же запчастей. Несмотря на то, что эти машины технически очень похожи, стоить они будут по-разному - каждая соответственно своей эмблеме.

Главный конкурент GM концерн Ford выбрал другую стратегию - оставить каждой марке как можно больше индивидуальности. Руководству компании, к счастью, не приходит в голову ради удешевления производства выпускать Aston Martin на платформе Ford Mustang или выдавать старую Mazda за новую модель Jaguar. Как показал Франкфуртский автосалон, эта ситуация в ближайшее время не изменится - Ford как и прежде будет выпускать действительно разные машины.

Ford

Главная новость салона заключается в том, что Ford отказывается от своего фирменного стиля New Edge ("Новая грань"). По крайней мере, в Европе ему на смену приходит некий "kinetic design", воплощением которого стал концепт-кар Ford Iosis.

Словом "Иозис" средневековые алхимики обозначали финальную стадию превращения обычного металла в золото. Концепт-кар Iosis, по словам фордовцев, - это последний штрих, завершающий создание нового имиджа европейских
box#2083665

моделей марки. Как объясняют менеджеры "Форда", им уже удалось сделать свои машины "драйверскими" и добиться высокого качества изготовления. А вместе с Iosis появился и соответствующий дизайн.

На снимках со стенда Ford видно, что Iosis - представитель модного нынче класса "четырехдверных купе". У машины, как и полагается концептам, сложная оптика спереди и сзади, необычный механизм открывания дверей, "странное" рулевое колесо и огромный центральный тоннель. Интересно, что салон подсвечивается не традиционными лампочками, а люминисцентными панелями обивки.

Известно, что концепт-кары редко делают просто так - рано или поздно, целиком или частично, они воплощаются в серийные модели.

Так, показанный в Женеве Ford SAV во Франкфурте появился в облике серийного Galaxy. Судя по слухам, Iosis может перевоплотиться в новый Mondeo.

Помимо Iosis и нового Galaxy, на стенде "Форда" были претерпевшие рестайлинг Fiesta и Fusion, а также самый быстрый из "Фокусов" - Focus ST. Небольшие изменения были внесены в облик Mondeo и Maverick.

Zoom-zoom

"Zoom-zoom" во Франкфурте звучал отовсюду - из телевизоров, радиоприемников, из специальных "рекламных" динамиков на улице. С одной стороны, это всего лишь англоязычное "вжик-вжик", с другой стороны - именно этот "вжик" стал визитной карточкой "Мазды". Песня про "zoom-zoom" слышится даже из мобильных телефонов - а это уже настоящая народная любовь.

Новых "вжиков" было три штуки. Серийная Mazda MX-5 и два концепта - городской автомобиль Sassou и вседорожник MX-Crossport.

Sassou - это прообраз будущей модели B-класса - преемницы Mazda2. Хотя машина была создана в немецком дизайн-центре компании, она, как сказано в пресс-релизах, полностью соответствует японским традициям. Про Sassou японцы говорят "Сёси" - этим словом они называют тонкие полупрозрачные двери из рисовой бумаги, за которыми часто прячется что-то необычное.

Снаружи роль "рисовых дверей" выполняет, к примеру, полупрозрачный передний бампер, за которым укрылись фары и поворотники. Внутри сюрпризов еще больше - например, вместо традиционного ключа зажигания используется "флешка" USB. Приходя домой, на нее можно загрузить новую музыку или маршруты планируемых поездок - в машине вся эта информация станет доступна бортовому компьютеру, который, кстати, оснащен жестким диском.

Наконец, у Sassou очень интересное заднее сиденье. Если нажать кнопку на приборной панели, с помощью сжатого воздуха можно сделать его одноместным - пассажир сидит в центре - или обычным двухместным. А для того чтобы облегчить задним пассажирам посадку и высадку, передние сиденья складываются с помощью электроприводов.

Технически Mazda Sassou представляет собой обычный современный автомобиль - с упором на экологичность и экономичность. Главным двигателем должен стать трехцилиндровый дизель объемом 1 литр. Что касается ходовой части, то там тоже ничего особенного - шестиступенчатая коробка передач, подвеска MсPherson спереди и торсионная балка сзади. Так что препятствий для серийного производства Sassou практически нет. Однако о таких планах во Франкфурте никто не говорил.

Еще один "вжик" - концепт MX-Crossport, показанный ранее на мотор-шоу в Детройте. Японцы уверяют, что этот немаленький автомобиль - не что иное как смесь спортивного RX-8 и традиционного внедорожника. Черты RX-8, по мнению маздовцев, угадываются и снаружи, и внутри.

Кроме стиля, разработчики концепта потрудились над тем, чтобы сделать машину как можно более удобной. Поэтому привычную панель инструментов дополняют огромные дисплеи, на которых может отображаться как дорога - спереди, сзади или с боковых камер, так различная вспомогательная техническая информация. Дисплеи также могут работать в качестве мониторов для просмотра DVD.

Скорее всего, со следующего года MX-Crossport встанет на конвейер под именем CX-7. Сначала машину будут продавать в Америке, а затем она попадет в Европу.

Третья и последняя значимая премьера Mazda - новое поколение MX-5. Эта машина уже продается в США, однако европейцы видят родстер впервые. У MX-5, как и у концепта Sassou, есть своя философия. Родстер называют "Дзиньба иттаи", что значит "лошадь и наездник одновременно". Японцы поясняют, что mx-5 создавалась такой, чтобы водитель чувствовал себя одним целым с автомобилем.

Понятно, что моторы объемом не более двух литров не наделяют машину темпераментом Ferrari. Зато у MX-5 есть многорычажная подвеска спереди и сзади и, что не менее важно, задний привод. Такое сочетание позволяет получить огромное удовольствие от вождения за относительно низкую цену. Именно это стало причиной огромной популярности MX-5 предыдущих поколений.

Volvo

Volvo C70 - единственная франкфуртская премьера шведов. Зато какая! Этот автомобиль, пожалуй, был самым красивым из многочисленных купе-кабриолетов на автосалоне, дав фору даже признанному фавориту VW Eos. У дизайнеров чуть ли не впервые в мире получилось, чтобы машина хорошо смотрелась и с поднятым, и с опущенным верхом.

Секрет в том, что изначально C70 создавали как купе, а потом внесли в проект необходимые технологические и дизайнерские изменения. Складная крыша машины состоит из трех секций, а процедура складывания занимает чуть больше 20 секунд.

Технически машина повторяет седан S40 и создана на той же платформе, что и новый Ford Focus. Но несмотря на конструктивную схожесть, Ford и Volvo получились совершенно разными.

Интересно, что среди главных отличительных черт нового С70 вольвовцы называют очень хорошую шумоизоляцию и фирменную аудиосистему - инженеры Volvo разрабатывали ее исключительно для купе-кабриолета. Для того чтобы продемонстрировать ее звучание, журналистам во Франкфурте раздавали компакт диски с надписью "Смикшировано прямо в машине". Какие выводы нужно было сделать после прослушивания, мы с коллегами не поняли. Но музыка понравилась.

Jaguar

Фордовский флагман Jaguar порадовал публику новым купе XK. Машина создана на новой "алюминиевой" платформе, что позволило сделать ее намного жестче и в то же время легче, чем XK предыдущего поколения. Пока автомобиль будет доступен с 300-сильным двигателем V8 и шестискоростной автоматической коробкой. Позднее появятся 400-сильный мотор и "механика".

Во Франкфурте машину встретили неоднозначно. Кому-то новый XK понравился, кого-то, напротив, разочаровал. Однако все сошлись в одном - новое спорткупе получилось похожим на последние модели Aston Martin. Обяснение оказалось очень простым - шеф-дизайнер Aston Martin несколько лет назад перешел в Jaguar.

Остальные

Aston Martin и Land Rover стали единственными из подразделений концерна Ford, не показавшими во Франкфурте ни одной новой модели. Несмотря на это, "старый" Range Rover Sport был одной из самых популярных машин в павильоне "Фордa". Посетители своим интересом к машине доказали, что сегодня это фактически единственный и, похоже, очень удачный конкурент Mercedes M-klasse и BMW X5.

Давно известный Aston Martin Vantage тоже привлек к себе неожиданно большое количество посетителей. Многие сравнивали его с новой моделью Jaguar, стоявшей на соседнем стенде, и такое сравнение редко выходило в пользу последнего. Впрочем, и стоит Aston Martin несколько дороже...

Вместо заключения

"Форд" - это практически единственный из автогигантов, который не ликвидирует неудачные бренды, а поддерживает их на плаву. К примеру, в начале 90-х частично принадлежавшая "Форду" "Мазда" чуть не обанкротилась, пытаясь выйти на американский рынок с люксовыми моделями и составить конкуренцию "Лексусам" и "Кадиллакам". Тогда в руководстве Ford решили довести свою долю в японской компании до контрольного пакета, и помочь "Мазде" пережить кризис. Вскоре японская марка стала прибыльной, и помогла выжить самому "Форду", который несколько лет назад терпел нешуточные убытки. Так же сейчас никто не собирается закрывать Jaguar, который своей нерентабельностью не позволяет сделать прибыльным все люксовоме отделению "Форда".

Как правило, в автомобильном мире все происходит иначе. Недавно историю ушли американские Plymouth, Oldsmobile, корейская Daewoo и английский Rover. Возможно потому, что эти убыточные бренды не принадлежали "Форду".

Дмитрий Ларченко