Экономика
22:21, 30 декабря 2005

Финансовый отчет-2005 Lenta.Ru подводит экономические итоги 2005 года

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Прошедший 2005 год был богат на рекорды и события. Он потряс энергетику США, увеличил на 17 процентов ВВП Китая, принес много счастья "Газпрому" и научил граждан ценить сырье в буквальном смысле на вес золота.

Оглядываясь на события прошедшего года, сложно выбрать самые-самые значимые, этапные и интересные. Редко когда есть бесспорные лидеры - например, в экономической науке основным событием стало награждение Нобелевской премией по экономике Роберта Ауманна и Томаса Шеллинга, признанных специалистов в области теории игр, при помощи своих исследований удержавших сверхдержавы от ядерной войны.

В результате мы решили разбить все события на своеобразные "номинации" и выделить явных лидеров и аутсайдеров.

Символ года

За последние 12 месяцев можно вспомнить не так много экономистов и предпринимателей, которых можно было бы назвать символами года. Среди них, несомненно, Алан Гринспен, который в начале 2006 года уйдет с поста главы ФРС США. Это также Роман Абрамович, которому удалось заключить выгодную многомиллиардную сделку с властью. Это и Лакшми Миттал, который купил по заоблачной цене "Криворожсталь" и тем самым спас бюджет постреволюционной Украины.

Однако титул "Символ года" в результате достался не им, а бывшему экономическому советнику президента России Андрею Илларионову, который в попытке вернуть Россию в рамки либеральной рыночной экономики провел масштабную кампанию по дискредитации нынешнего экономического курса и незадолго до Нового года ушел со своего поста не переубежденным.

Андрей Илларионов, фото Юлии Вишневецкой, Lenta.Ru
Lenta.ru

Сделка года

Не будет преувеличением сказать, что в минувшем году не было дня, чтобы миллиард-другой долларов не поменял владельца. Однако среди бесчисленных финансовых потоков особенно выделялись несколько сделок, ставших знаковыми для страны, в которой они совершались, и, возможно, для всего мира.

Так, именно в 2005 году определилась судьба программы приватизации почты Японии. В течение ближайшего десятка лет она должна привести к созданию крупнейшего в мире банка.

В прошедшем году завершилась и эпопея с продажей "Силовых машин", которые были аккуратно распределены между РАО "ЕЭС России", немецким концерном Siemens и компанией "Интеррос". Событие ожидаемое, значительное, но никак не сделка года.

Чуть больше шансов на этот титул было у аукциона по "Криворожстали", который принес Украине в несколько раз больше средств, чем ожидалось, и стал самым значительным из завоеваний "оранжевой революции".

Но и сделка по "Криворожстали" меркнет перед продажей "Сибнефти" "Газпрому", очень удачно и выгодно проведенной Романом Абрамовичем, дважды начальником Чукотки. Абрамович умудрился получить 13 миллиардов долларов за свой основной актив, за который когда-то заплатил около сотни миллионов долларов. Однако и эта сделка, по здравому размышлению, не является сделкой года, оставаясь просто очень крупной транзакцией между "Газпромом" и Абрамовичем.

Таким образом, безусловным победителем в номинации "Сделка года" является доведение доли государства в "Газпроме" до контрольной. Именно покупка 10,74 процента акций за сумму, меньшую 10 миллиардов долларов, потенциально способна в несколько раз увеличить стоимость газового концерна в ближайшие годы, предоставить иностранным инвесторам доступ к крупнейшей газовой компании в мире и обеспечить соответствие курса "Газпрома" экономическому курсу правительства.

Проект года

На самом деле, не так уж и много событий можно было рассматривать в качестве проекта года. Например, сюда явно не подходит определение финансирования проектов из Инвестиционного фонда - хотя бы потому, что сам этот фонд по большей части существует только на бумаге и решения по нему будут приниматься скорее в середине будущего года.

Можно еще вспомнить идею о досрочном погашении государственного долга. Действительно, Россия совершила рекордное погашение долга Парижскому клубу, вообще смогла сделать очень многое в части управления внешним долгом. Однако этот проект скорее надо отнести к провальным - только что отданные деньги снова брали в долг госкорпорации, сводя на нет многие макроэкономические выгоды.

Северо-Европейский газопровод, кадр телеканала "Россия"
Lenta.ru

Поэтому титул проекта года получает Северо-Европейский газопровод - действительно масштабная и амбициозная задумка, которая в будущем позволит обойтись без транзитных стран при поставках газа в Европу.

Разочарование года

На фоне победных реляций чиновников и крупных компаний очень нелегко распознать события, которые сложно расценивать иначе, чем неудачи.

Так, одной из крупнейших неудач в области макроэкономики стал фактический отказ МЭРТ от дальнейшего удвоения ВВП. В соответствующем документе чиновники констатировали невозможность удвоения ВВП в заданные президентом сроки. Впрочем, разочарованием года отказ от удвоения ВВП не стал - сомнения в возможности реализации этого плана появились у экономистов еще в 2004 году.

Другим кандидатом на разочарование года стал срыв строительства газопровода в Южную Корею. Российские переговорщики ожидали, что корейские власти разрешат провести газопровод через территорию КНДР. В результате получилось то, что получилось - пожалуй, единственный в году срыв в реализации программы экспансии "Газпрома" на внешние рынки.

Королевство Тонга, фото с сайта travelimages.com
Lenta.ru

Однако ни одно из вышеупомянутых событий не могло по-настоящему разочаровать россиян и правительство. А разочаровал их тот факт, что вместо России в ВТО приняли королевство Тонга. Вступления России в ВТО очень ждали - это позволило бы России получить возможность на равных разговаривать с другими развитыми странами. Кроме того, до вступления в ВТО оставалось всего ничего, так как уговорить оставалось лишь Австралию и США. И когда в зону свободной торговли было допущено королевство Тонга, российским переговорщикам осталось только упаковать чемоданы.

Несбывшееся

На что только ни надеялись власти и хозяйствующие субъекты в начале 2005 года! Так, иностранные инвесторы после "апрельских тезисов" российских властей на форуме в Лондоне ждали скорой приватизации "Связьинвеста". Этого не произошло. Их коллеги из "Роснефти" надеялись отсудить у "ЮКОСа" несколько миллиардов долларов. Это тоже оказалось недостижимой целью.

Наконец, весь год российские госчиновники вели затяжные баталии за право первому отрезать кусочек от неприкосновенного Стабилизационного фонда. Результаты этой подковерной борьбы оказались более чем скромными - фонд будут делить только в будущем, 2006 году, когда появится понятие цены отсечения в 27 долларов за баррель и Инвестиционного фонда.

Титул же по-настоящему несбывшейся мечты по праву принадлежит планам по укрощению инфляции. Как известно, рост цен так и не удалось остановить. Сначала правительство сдало рубеж в 8,5 процентов, затем - десятипроцентный барьер и только к концу года умудрилось затормозить у планки в 11,5 процента. Ожидается, что и в 2006 году в номинации "Несбывшееся" победитель останется прежним.

Странность года

Вопреки ожиданиям, странных событий в экономической сфере с каждым годом становится все меньше, как и глупых или неожиданных предположений. Однако и здесь не обошлось без ожесточенной борьбы. За титул "Странность года" сражались институт CATO с призывом уничтожить стратегический запас нефти США и рабочие всеволожского "Форда", которые объявили забастовку, имея на руках сравнительно выгодные условия работы и гарантии занятости.

Однако лавры победителя достались фиксации цен на бензин до конца 2005 года. Как читатель, возможно, помнит, осенью крупнейшие отечественные производители бензина договорились заморозить цены на топливо. Утверждалось, что это жест доброй воли со стороны российского бизнеса. Так или иначе, предприниматели помогли МЭРТ вписаться в пересмотренные в очередной раз рамки инфляции.

План года

Возможно, правильно было бы считать планом года Бюджетное послание президента России или его ежегодное послание Федеральному Собранию, определившие работу правительства на год вперед, однако все это процедуры ежегодные и рутинные.

Поэтому победителем в данной номинации стал план по борьбе с игорным бизнесом, который чиновники и региональные власти начали приводить в цивилизованный вид после нескольких месяцев практически бесконтрольного разрастания. При этом почти с полной уверенностью можно утверждать, что в борьбе с игровыми автоматами победил здравый смысл.

Термин года

Что касается номинации "Термин года", то ее получили сразу два понятия, обошедших осенью весь земной шар. Это "Черная пятница" и "Киберпонедельник", обозначающие соответствующие дни недели после дня Благодарения в США, когда магазины будто по волшебству становятся прибыльными, распродавая большую часть запасов.

Именно в 2005 году эти термины стали общеупотребительными и привлекли всеобщее внимание.

Компания года

В корпоративной сфере в 2005 году происходило множество событий: среди них были слияния, поглощения, корпоративные войны, удачные и неудачные попытки захвата предприятий. Какая же из корпораций заслуживает гордого звания "Компании года"?

Взять, например, первого претендента на это звание - китайскую корпорацию CNOOC, пытавшуюся купить американскую нефтяную компанию Unocal, перебив многомиллиардную ставку Chevron. В дело вмешались власти, и почти 20 миллиардов долларов повисли в воздухе. Увы, похоже, это совсем не компания года.

Почти детективные истории разворачиваются вокруг двух других номинантов: российского сотового оператора СМАРТС и киргизского оператора "Бител". Здание последнего в результате спора хозяйствующих субъектов даже штурмовал спецназ, оставив без связи всю Киргизию и взбудоражив половину российских СМИ.

Можно назвать компанией года и АЛРОСА, которая в течение 2005 года потихоньку выскальзывала из рук якутских властей и стремилась стать предприятием, контролируемым российским правительством. В этой истории были почти все составляющие победителя, кроме одной - влияния на экономический курс государства.

Эмблема "Роснефти" с официального сайта
Lenta.ru

Однако в результате титул "Компания года" получает авансом компания "Роснефть", умудрившаяся сохранить самостоятельность, оставаясь госкомпанией, готовящая выход на рынок и проводящая чрезвычайно сложную комбинацию по консолидации своих активов и переводу их на единую акцию. Именно "Роснефть" стала корпоративным выражением того экономического курса, который прокладывало в 2005 году правительство и из-за которого свой пост покинул "Символ года" Андрей Илларионов.

Биржевой рекорд

Фондовый рынок порадовал рекордами, и выбрать самое значимое, этапное событие было непросто. Так, инвесторы, работавшие на американском рынке, с замиранием сердца следили за бурным ростом акций Google, цена которых достигла в этом году 430 долларов. В свою очередь, Сбербанк порадовал российских инвесторов - его акции уверенно пробили отметку в 1000 долларов.

Оба основных российских индекса в 2005 году прошли психологически важную отметку в 1000 пунктов. В этой борьбе было бы сложно отдать кому-то предпочтение, однако под конец года индексу РТС удалось пробить отметку в 1100 пунктов, что и делает его победителем в номинации "Биржевой рекорд".

Сырье года

Настоящая война за лидерство развернулась в номинации "Сырье года". В 2005 году трейдеры как будто вспомнили о том, что многие ресурсы конечны, и взвинтили цены на них до небес.

Первым претендентом на победу стало сильно подорожавшее золото, стоимость унции которого в 2005 году подскочила до 500 с лишним долларов, побив 25-летние рекорды. Рынок драгметаллов вообще в уходящем году вел себя беспокойно - ставила рекорды платина, вслед за ней подтягивалось серебро...однако звания лидера они так и не получили.

Потому что нефть на отчаянии трейдеров дошла до невероятной планки в 70 долларов за баррель. Это оказалось шоком для многих из них. В результате цена на нефть медленно опустилась до солидного уровня в 57-60 долларов и, кажется, там успокоилась.

Однако и нефтяной рекорд оказался недостаточно смелым для того, чтобы получить первое место в номинации "Сырье года". Потому что "Газпром" заявил, что готов поставлять Украине газ только по рыночной цене, которая составляет 230 долларов за тысячу кубометров. По воздействию на украинских переговорщиков это более всего походило на взрыв тактического ядерного заряда. Неожиданно всем, и особенно европейским потребителям, стало ясно, что самое ценное сырье в этом и следующем году - природный газ, идущий из холодной России.

Торговые войны

Впрочем, торговые конфликты возникают не только на российско-украинской границе. Так, Россия отказала в праве на въезд грузинским мандаринам и норвежскому лососю, а в ВТО обсуждали, как снизить сельхозсубсидии, чтобы бедные страны тоже могли выйти на международный рынок со своим товаром.

Однако по своему накалу все это было слабой тенью текстильного скандала Китая, Евросоюза и США по поводу ввоза дешевой китайской текстильной продукции. Именно этот конфликт, грозящий гибелью текстильной индустрии ЕС и США, стал тем фоном, на котором проходили скандалы помельче.

Макроэкономическое чудо

Кандидатов на роль макроэкономического чуда тоже было немало. Например, довольно значительным событием является снижение ставки рефинансирования до 12 процентов. Однако в этом году только в США ставки повышались 13 раз, и даже в европейском Центробанке впервые за 5 лет решились на изменение ставок.

Можно подумать и о том, что темпы роста российского ВВП в 2005 году обогнали плановые, составив 6,3-6,4 процента - это также знаковое событие на фоне вечного отставания от заданных темпов и невозможности втиснуться в плановые рамки. Однако ВВП Кубы вырос на 11 процентов, а размер китайской экономики после пересчета вырос сразу на 17 процентов. Но стоит ли называть банальную смену методики расчетов макроэкономическим чудом? Конечно, нет.

Поэтому лавры победителя получает экономика Украины, совершившая в этом году невозможное. Темпы ее роста замедлились после "оранжевой революции" в 4 раза из-за плохого менеджмента и огромного увеличения объема непроцентных бюджетных расходов. Можно лишь добавить, что следующий год будет для экономики Украины лучше, так как хуже он быть не может.

Итого

Несмотря на отдельные финансовые неприятности, можно сказать, что 2005 год в целом удался. Он принес прибыль компаниям, значительные доходы инвесторам и дал пищу для размышлений экономистам.

Пусть в новом, 2006-м, году дела, которые шли плохо, выправятся, а те, что шли хорошо - принесут еще больший доход. Хочется пожелать инвесторам правильных решений, чиновникам - перевыполнения планов, а простым гражданам - отсутствия экономических кризисов.

С Новым годом!

< Назад в рубрику