25 января на швейцарском горном курорте Давос собрались 2340 участников 36-го Всемирного экономического форума (ВЭФ), прилетевших из 89 стран мира. Среди гостей форума - 15 глав государств и правительств, 60 министров, а также более двух десятков религиозных лидеров. Российское правительство в Давосе представлено лишь Германом Грефом.
Россия на форуме
Интересно, что Россию на ВЭФ явно ждали. При этом мысль участников ВЭФ двигалась сразу по двум направлениям. Во-первых, темой года является энергетическая безопасность. И хотя слово "Россия" не упоминается в описании энергетических обсуждений, сам подбор тем предполагает самую широкую дискуссию модели обеспечения энергетической безопасности, предложенной "Большой восьмерке" Владимиром Путиным.
Так, отдельно вынесено обсуждение институтов энергетической безопасности, в другом обсуждении констатируется "конец эры легкой нефти", а в третьем и четвертом предлагается переходить на альтернативные источники энергии, в частности - на атомные. Увлекателен и предлагаемый анализ гипотетического нефтяного шока, ставшего результатом скоординированных действий террористов.
Также огромный интерес для России представляет и обсуждение под названием "Как их потратить: нефтяные доходы и развитие". Оно посвящено вопросам проведения правильной финансовой политики государства при получении нефтяных сверхприбылей. Эта один из самых острых вопросов для российской экономики, так как многие недовольны таким механизмом стерилизации денежной массы, как Стабфонд.
Кроме того, участников форума волнует долгосрочная программа развития России, так как именно долгосрочный курс определяет возможность долгосрочных инвестиций. В результате подразделение стратегических исследований при ВЭФ подготовило сценарии развития России - думается, что они сами по себе могут стать темой отдельной статьи.
В политическом смысле от России ожидают укрепления экономических связей с Японией, Китаем и Южной Кореей - такому варианту развития событий посвящена отдельная дискуссия, так как в случае "восточного поворота" работа с европейскими и американскими партнерами перестанет быть стратегическим ориентиром страны.
К сожалению, большая часть этих обсуждений закончится переливанием из пустого в порожнее. Скорее всего, представители (вернее, представитель) российского правительства не сможет принять участие во всех обсуждениях.
Россияне в Давосе
Россию на форуме будут представлять в основном руководители крупнейших компаний. Для участия в форуме зарегистрировались глава "Лукойла" Вагит Алекперов, президент IBS Group Анатолий Карачинский, председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. От "Северстали" на форум пообещал приехать Алексей Мордашов, от "СУАЛа" - Виктор Вексельбер, а от "Вимм-Билль-Данн" - Давид Якобашвили. Все они подали заявки еще до 16 января.
Работать на форуме российские бизнесмены начали довольно продуктивно - ТНК-BP, СУАЛ и "Ленэнерго" среди еще 62 компаний-участников ВЭФ пообещали не давать взяток ни в прямой, ни в косвенной форме и объявили тем самым войну коррупции. При этом глава ТНК-BP уточнил, что сдержать это обещание прямо с завтрашнего не получится, зато положения документа станут планкой, к которой будет стремиться компания.
В официальном списке участников, размещенном на сайте ВЭФ, не значится никто из российских чиновников, и на это есть веские причины. Дело в том, что планируемая поездка министра финансов Алексея Кудрина в Давос стала причиной довольно заметного скандала в российском правительстве. Михаил Фрадков просто запретил Кудрину ехать на форум, и вместо министра финансов на ВЭФ поехал глава Минэкономразвития Герман Греф.
Решение Фрадкова чуть было не сорвало переговоров Кудрина с коллегами из европейских стран по поводу согласования деталей проводимой 11 февраля встречи финансовых представителей стран "Большой восьмерки", где Россия в 2006 году является председателем.
К счастью, Кудрин, проявив чудеса расторопности, сумел и без поездки в Давос договориться с министрами Италии и Франции. В свою очередь, целью поездки Грефа стало не участие в традиционных обсуждениях, а попытка добиться прогресса в переговорах по ВТО. Так, именно в Давосе предполагается подписать финальный протокол по ВТО с Швейцарией. Кроме того, министру предстоит объяснить остальным партнерам по Всемирной торговой организации, что Россия никогда не разрешит создавать на своей территории филиалы иностранных банков.
Есть у Грефа и вторая, особо важная задача, - уговорить крупные компании воспользоваться особыми экономическими зонами, созданными в начале года в России.
Скудный ассортимент российских чиновников и бизнесменов на форуме отмечают и в руководстве ВЭФ. Этот факт уже заставил исполнительного директора ВЭФ Питера Торриле включить Россию в список регионов, где ВЭФ собирается начать поиск перспективных компаний. Глава ВЭФ, по его собственным словам, ищет потенциальных лидеров с целью оказания им помощи по быстрому выходу на мировой рынок. Кроме России в список вошли Китай, Индия и страны Латинской Америки.
В настоящий момент для участия в форуме капитализация компании должна превышать 4 миллиарда долларов. Таких компаний в России довольно много - только среди эмитентов их, согласно рейтингу РБК (Топ100 компаний-эмитентов по капитализации в декабре 2005 года) насчитывается 19 штук. Однако, например, об участии в форуме "Газпрома" ничего не известно, хотя среди российских компаний он, пожалуй, самый перспективный.
Заключение
Ездить в Давос, конечно, престижно. Для кого-то это подтверждение статуса компании, для кого-то - признание правительственных заслуг. Наконец, кто-то приезжает не на форум, а на горнолыжный курорт.
Российские министры ездят в Давос работать. Действительно, кто может научить Россию тратить нефтяные сверхдоходы? Норвегия, где Стабфондом управляет философ-моралист или Саудовская Аравия, которая на эти деньги закупает оружие?
Про эпоху легкой нефти стране, чьи темпы роста добычи нефти неуклонно сокращаются год от года, наверное, тоже лучше не говорить. В свою очередь, вряд ли что-то изменят и обещания российского бизнеса жить по-европейски и без коррупции.
Похоже, действительно, остается только одно - вступать в ВТО.