К финишу "оскаровской" гонки в этом году подошли фильмы "Горбатая гора", "Столкновение", "Мюнхен", "Спокойной ночи и удачи" и "Капоте". Киноакадемики всерьез намерены поощрить только "проблемные" картины, поэтому все главные блокбастеры 2005 года получили скромные номинации в технических категориях.
Не в деньгах счастье
Оскаровские академики в последние годы предпочитают "проблемные" фильмы зрелищным. В результате на звание лучшего фильма года претендуют отнюдь не фирменные голливудские блокбастеры, а независимые проекты со скромным бюджетом. Что такое 6,5 миллионов, потраченных на "Столкновение", по сравнению со 116 миллионами "Авиатора", фаворита (но не триумфатора) прошлого года? Правда, у "Столкновения" и номинаций поменьше, но тем не менее. Спилберговский "Мюнхен" со своими 68 миллионами кажется безумно дорогим на фоне 14-миллионной "Горбатой горы". Но у первого - пять номинаций, а у второй - восемь.
Итак, дело в идеях. Главный любимец критиков текущего киносезона - вестерн наизнанку "Горбатая гора" тайваньца Энга Ли. Этого режиссера отличает удивительная способность мимикрировать под продюсерские требования и держать нос по ветру. В "Горе" у него получилось сделать гладкую историю о двух хороших парнях, боровшихся за общую лучшую долю. И ничего, что они не победили, зато их окружали тоже очень хорошие люди и замечательные пейзажи. Старая критика заклеймила бы "Гору" за мелкотемье, а новая хвалит за внимание к простым, хотя и абсолютно вымышленным, людям.
"Мюнхен" Стивена Спилберга имеет все шансы стать классической лентой о моральных аспектах мести личной и государственной. Это важно и современно, но не стоит забывать, что у Спилберга есть уже несколько "Оскаров".
Фильм "Спокойной ночи и удачи" Клуни посвящен вечно актуальной теме отношений между властью и СМИ, а также проблеме свободы слова. Но эта сухая черно-белая картина, похоже, слишком прочно ассоциируется с документалистикой и никак не соберет должное количество симпатизирующих ей критиков.
"Столкновение" Пола Хаггиса препарирует проблемы межрасовых отношений и природы насилия в Штатах, что чрезвычайно злободневно и, к тому же, снято живо и динамично.
"Столкновение": 6,5 млн долларов
"Капоте": 7 млн
"Спокойной ночи и удачи": 7,5 млн
"Горбатая гора": 14 млн
"Мюнхен": 68 млн
В "Капоте" Беннетта Миллера исследуется отнюдь не только жизнь экстравагантного писателя, но и его работа над документальной книгой "Хладнокровное убийство", поразившей Америку в середине 60-х и изменившей представления о назначении журналистики.
Первые лица
Актерские номинации в этом году заняты за одним исключением белыми людьми. Единственный афроамериканец - Терренс Хауард. Он претендует на "Оскара" за лучшую мужскую роль в фильме "Укради и продай" ("Hustle and Flow"). Весьма востребованный в последние годы актер ("Дом большой мамочки", "Рэй", "Кровь за кровь" ("Four Brothers")), Хауард снялся также в эпизодической роли в "Столкновении" у Пола Хаггиса.
Выдвижение Филипа Сеймура Хоффмана ("Капоте") стало естественным продолжением успехов актера (он получил уже "Золотой глобус" и несколько профессиональных премий). Такой же ожидаемой оказалась номинация Дэвида Стретэйрна ("Спокойной ночи и удачи") - безусловно талантливому обладателю венецианского кубка Вольпи за эту же роль самое место на Олимпе. Еще два кандидата на "Оскара" в этой категории тоже были предсказаны заранее: это Хоакин Феникс, весело и вкусно сыгравший и спевший Джонни Кэша, капризного всеамериканского любимца, легенды кантри ("Walk the Line" / "Переступить черту"), и Хит Леджер ("Горбатая гора"). Вероятно, академики решили отметить перевоплощение 26-летнего австралийца с лицом комсомольца-героя из стопроцентно маскулинной надежды и опоры нации (см. фильм "Патриот") и женщин ("Казанова") в трепетного подпаска.
Возлюбленный героя Хита Леджера в "Горбатой горе" Джейк Гилленхаал тоже числится по разряду самых востребованных молодых актеров, но на "Оскара" его номинировали только как актера второго плана. Зато в этой категории у него подобралась достойная компания - Джордж Клуни ("Сириана" / "Syriana"), Мэтт Дилон ("Столкновение"), Пол Джаматти ("Нокдаун" / "Cinderella Man") и Уильям Херт ("Оправданная жестокость" / "A History of Violence"), обладатель "Оскара" за лучшую мужскую роль (1985, "Поцелуй женщины-паука").
Любовь Американской киноакадемии к амплуа травести не иссякает. Признаком качественной женской игры жюри считает переодевания из девушки в юношу и обратно с 1999 года, когда Гвинет Пэлтроу получила "Оскара" за лучшую женскую роль во "Влюбленном Шекспире". За Пэлтроу последовала Хилари Суонк ("Парни не плачут" и "Малышка на миллион долларов"). В этом году на премию номинируется Фелисити Хаффман, сыгравшая в картине "Трансамерика" мужчину, который собирается стать женщиной.
Также на "Оскара" за лучшую женскую роль претендуют две англичанки. Во-первых, это леди Джуди Денч ("Миссис Хендерсон представляет"). Она номинировалась на заветную статуэтку уже четырежды, но получила ее только один раз - за роль королевы Елизаветы I во "Влюбленном Шекспире" (роль второго плана). Во-вторых, это Кира Найтли, сыгравшая в киноэкранизации романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение".
Еще две претендентки - Шарлиз Терон ("North Country" / "Северная страна") и Риз Уизерспун ("Переступить черту"). Но у Терон уже есть один "Оскар" за фильм "Монстр" (2004 год). А вот Уизерспун, сыгравшая самоотверженную жену певца Джонни Кэша, явно стала открытием: она получила за эту роль сразу несколько премий, включая "Золотой глобус".
Номинации в категории "Лучшая женская роль второго плана" преподнесли сюрпризы: в финалисты попали Эми Адамс (картина "Джунбаг" или "Июньский жучок" / "Junebug"), Фрэнсис Макдорманд ("Северная страна") и Кэтрин Кинер ("Капоте"). Ни одна из них не считалась вероятной кандидаткой на "Оскара". Зато в победном финише Рэйчел Вайс ("The Constant Gardener" / "Преданный садовник") и Мишель Уильямс ("Горбатая гора") почти никто сомневался.
Второй эшелон
Печальный острослов и любимец фрустрированных невротиков Вуди Аллен с 1978 года с завидной регулярностью (13 раз) претендовал на "Оскара" за лучший оригинальный сценарий. В 2006 году он не изменил себе, и его "Матч Пойнт" ("Match Point") вновь украсил собой список номинантов.
Лучшим иностранным фильмом года вполне может оказаться палестинская картина "Рай сегодня" ("Paradise Now"), уже получившая "Золотой глобус". Замечательная сложится рифма, если какой-нибудь существенный "Оскар" получит "Мюнхен" Спилберга.
Успех "Марша пингвинов" в прокате (он, кстати, в оригинале недемократично называется "Марш императора" - "La Marche de l'empereur") сделал эту французскую ленту Люка Жаке главным фаворитом в номинации "Лучший документальный полнометражный фильм".
Как и в 2005 году, коротким оказался список претендентов на звание лучшего полнометражного мультфильма. В нем всего три позиции: "Ходячий замок", режиссер которого Хаяо Миядзаки уже получал "Оскара" в 2003 году за "Унесенных призраками", "Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня" (его создатель Ник Парк получил в 1996 году голливудского человечка за лучший короткометражный мультик - "Уоллес и Громит в опасности"/ "Wallace & Gromit in A Close Shave"), "Труп невесты" Тима Бертона (его первая номинация на "Оскара" в жизни, как не странно).
Удивительное рядом
Чемпионом нынешнего оскаровского марафона оказался Джордж Клуни: он получил сразу три номинации. Как актер он претендует на приз за лучшую роль второго плана в фильме "Сириана". За фильм "Спокойной ночи и удачи" он номинирован в категориях "Лучший режиссер" и "Автор оригинального сценария" (вместе с Грантом Хенсловом).
Стивен Спилберг успешно поучаствовал в трех "оскаровских" фильмах этого года. Его "Мюнхен", как уже говорилось, оказался номинантом в пяти категориях, "Война миров" - в трех (технических), а "Мемуары гейши", где он выступил продюсером, - в шести (правда, тоже, главным образом, технических).
Композитор Джон Уильямс будет состязаться сам с собой в номинации "Лучшая музыка к фильму": за "Мемуары гейши" и "Мюнхен". Примечательно, что самый востребованный композитор Голливуда написал также музыку еще для двух оскаровских претендентов: для "Звездных войн" и "Войны миров" (опустим тот факт, что он написал и тему для "Гарри Поттера").
Удивительно также, что все главные блокбастеры года - "Звездные войны", "Кинг Конг", "Гарри Поттер и кубок огня", "Хроники Нарнии", "Бэтмен. Начало", "Война миров" - претендуют только на "технические" награды киноакадемии. Большое развлекательное кино нынче не в почете.
Итого
В финале главного конкурса киноакадемии оказались фильмы небольшие и посвященные, главным образом, американским проблемам. Жюри придется выбирать лучшую картину из личных или общественных драм. Наиболее вероятным кандидатом на титул фильма года все же представляется "Столкновение": уж слишком надуман сюжет "Горбатой горы". К тому же режиссер и сценарист "Столкновения" Пол Хаггис вполне заслужил поощрение за сложносочиненную мозаику нравов и коллизий. Лучшими актерами вполне могут оказаться уже проверенные "Золотыми глобусами" Рис Уизерспун и Филип Сеймур Хоффман. Теоретизировать, впрочем, осталось недолго: 5 марта мы все узнаем.
Юлия Штутина