Мир
21:57, 3 февраля 2006

Совбез ООН объявил шах Ирану В ответ Тегеран грозит прекратить всякое сотрудничество с МАГАТЭ

В Вене завершается чрезвычайное заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии, которое было открыто в четверг, 2 февраля. Делегации из 35-ти стран должны согласовать текст того документа, который наметит дальнейшие действия международного сообщества по решению иранской "ядерной проблемы". Речь идет о проекте резолюции, согласно которой ядерное досье Тегерана передается на рассмотрение Совета безопасности ООН. Хотя голосование пройдет лишь в субботу днем (оно должно было состояться в пятницу, но без объяснения причин было перенесено), в том, что резолюция будет принята, сомневаться не приходится.

Изначально документ был подготовлен так называемой "евротройкой", в течение трех лет участвовавшей в переговорах с Ираном - Великобританией, Францией и Германией. Они полагают, что Тегеран нарушил свои обязательства по нераспространению ядерного оружия, и предлагают передать "иранское досье" в Совбез, который решит, вводить ли в отношении Ирана экономические санкции. 30 января резолюция была согласована с США, Китаем и Россией (которые наряду с Великобританией и Францией являются постоянными членами как Совбеза ООН, так и СУ МАГАТЭ).

При этом Москва и Пекин настояли на компромиссном варианте. Они согласились, что Совет безопасности ООН необходимо проинформировать о тех шагах, которые Иран должен предпринять, чтобы развеять подозрения мирового сообщества относительно его намерений создать собственное ядерное оружие. Однако Россия и Китай обговорили, что вопрос о санкциях в отношении Ирана не должен подниматься еще в течение месяца, до тех пор, пока 6 марта МАГАТЭ на очередной сессии Совета управляющих не заслушает полный доклад главы агентства Мохамеда Эль-Барадея по ядерной программе Тегерана.

"Мы очень надеемся, что это будет такой доклад, который не потребует никаких действий от Совета безопасности, и все будет урегулировано в рамках МАГАТЭ", - отметил постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Григорий Берденников, подчеркнув, что российскую сторону предложенный проект резолюции устраивает.

Следует отметить, что в проекте резолюции в том числе содержится призыв к Ирану восстановить мораторий на обогащение урана и на иную ядерную деятельность, связанную с этим процессом, ратифицировать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и предоставить агентству возможность прояснить все аспекты прошлой ядерной деятельности.

Между тем, в отличие от России и других постоянных членов Совбеза, поддержать резолюцию готовы не все 35 стран-участниц Совета управляющих МАГАТЭ. Так, о намерении проголосовать против этого документа и соответственно против передачи иранского досье в ООН заявили Куба, Венесуэла, ЮАР и нескольких арабских стран, в том числе Сирия. Однако, как представляется, их протест не будет иметь принципиального значения.

Усилия Ирана

Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене, фото с сайта организации
Lenta.ru

За несколько часов до того, как постоянные члены Совбеза и Германия согласовали проект резолюции, стало известно, что Иран выступил с компромиссным предложением. Тегеран предлагал заключить соглашение с МАГАТЭ, согласно которому ему будет разрешено обогащение урана исключительно в научных целях, и обещал принять предложение России о производстве ядерного топлива для иранских АЭС на ее территории. Когда этот компромисс был отвергнут, а проект резолюции согласован, Тегеран объявил, что с субботы (4 февраля) прекращает всяческое сотрудничество с МАГАТЭ и возобновляет программу по обогащению урана.

"Мы не откажемся от своих прав, - заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. - На Западе хотят, чтобы ядерные исследования в Иране были прекращены, и угрожают нам Советом безопасности". Но тем самым Иран выступил не только против Запада, но и против Москвы и Пекина. В ультиматуме иранского МИДа есть и такие слова: "Пять ядерных государств-членов Совета безопасности сделали заявление, которое является абсолютно политизированным и противоречит общепризнанным международным нормам".

Отказ Тегерана от его добровольного сотрудничества с МАГАТЭ приведет к тому, что это международное агентство потеряет доступ к информации о ведущихся работах и окончательно лишится возможности ответить на вопрос о причастности Ирана к разработке ядерного оружия. При этом МАГАТЭ все равно сможет продолжать мониторинг деятельности ряда известных ему иранских ядерных объектов, но это едва ли станет гарантией того, что Тегеран не производит компонентов для ядерного оружия.

Кроме того, уже в пятницу замглавы делегации Ирана Джавад Ваеди в Вене заявил, что Тегеран отвергнет российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ, если Совет управляющих МАГАТЭ примет обсуждаемый проект резолюции. Ваеди обвинил Вашингтон в том, что он упорно настаивает на принятии этого документа: "США хотят убить двух зайцев - провалить дипломатические усилия и похоронить российское предложение", - заявил он, добавив, что действия Тегерана определены решениями иранского парламента.

Между тем, если бы Иран принял это предложение, то тем самым снял бы подозрения в двойной направленности своей ядерной программы. Он получил бы возможность и далее вести свои исследования, но топливо для АЭС (которое может стать и сырьем для ядерного оружия) производилось бы на территории России и, выработанное под контролем РФ, возвращалось бы обратно. Оно обошлось бы Ирану даже дешевле, чем его собственное производство.

Хотя переговоры о создании предприятия по обогащению иранского урана на территории России еще не начались (первый раунд намечен на 16 февраля), Тегеран уже предпринимал всяческие шаги для их затягивания, в том числе заявляя то о "позитивности" этого предложения, то о том, что оно должно стать "более комплексным", и предлагая привлечь к переговорам и Китай. Соединенные Штаты даже напрямую заявили, что хотя и приветствуют российское предложение, но считают переговоры Москвы и Тегерана лишенными смысла и сомневаются, что они принесут какие-либо результаты.

Война?

При этом высокопоставленные американские чиновники заявляют, что даже после того, как иранское досье поступит в Совбез, Вашингтон не будут немедленно требовать введения международных экономических санкций, а намерен прежде всего использовать дипломатические средства. "Мы не добиваемся санкций или других карательных мер в отношении Ирана. Мы поддерживаем усилия, которые предпринимает МАГАТЭ, с помощью авторитета Совета безопасности", - заявил, в частности, американский представитель в МАГАТЭ Грегори Шульте.

Несмотря на это, Иран небезосновательно опасается военных действий со стороны Соединенных Штатов или их союзников. Глава Стражей иранской революции генерал Яхья Рахим Сафави даже предупредил США и Великобританию, что в случае нападения на Иран им грозит ответный ракетный удар. "Весь мир знает, что Иран располагает баллистическими ракетами, радиус действия которых составляет 2000 километров, - указал Сафави. - У нас нет никаких планов нападения на какую-либо страну, но, в случае нападения на нас, мы предпримем эффективные оборонительные меры".

С большой долей вероятности можно говорить о том, что эти слова относятся не только к США, но и к Израилю, с которым у Ирана особые счеты. Говорить об очередной войне на Ближнем Востоке не хочется, но следует упомянуть и о заявлении президента США, сделанном в среду. Джордж Буш пообещал, что в случае необходимости Америка окажет Израилю необходимую помощь от "угроз со стороны Тегерана". "Меня беспокоит человек, который, во-первых, пытается переписать историю Холокоста и, во-вторых, не скрывает своих намерений уничтожить Израиль", - заявил Буш, имея ввиду президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. "Израиль является надежным союзником США, и мы защитим его в случае необходимости", - подчеркнул американский лидер.

Тем временем глава МАГАТЭ полагает, что прямой угрозы кризиса пока не существует. "Мы приближаемся к критической фазе, но это не кризис. У Ирана все еще есть шанс для решения ядерной проблемы, однако времени осталось не так много", - заявил Мохамед Эль-Барадей, говоря о российской инициативе.

Воспользуется ли этим шансом Иран и нужен ли он ему вообще, по-прежнему неясно. Тем временем аналитики отмечают, что при всей жесткой риторике Запада в адрес Тегерана у международного сообщества, похоже, нет четкого плана действий в случае прекращения Ираном сотрудничества с МАГАТЭ. А пойти на такой шаг он может уже завтра.

Алексей Гапеев

< Назад в рубрику