Новости партнеров

Компромисс как важнейшее из искусств

Битва за урожай кинонаград 2005 года закончилась

Сезон вручения наград отечественным фильмам 2005 года можно считать завершенным: 17 марта Национальная академия кинематографических искусств раздала старейшие российские премии - "Ники". Главные награды достались семи картинам, что говорит не столько об отсутствии фаворита, сколько о желании никого не обидеть.

В России сейчас существуют четыре большие кинопремии, две из которых ("Золотой овен" и "Белый слон") вручают критики, а другие две ("Золотой орел" и "Ника") - деятели кино в целом. Если взглянуть на итоги завершившегося сезона, то картина обнаруживается занятная.

"Девятую роту" Федора Бондарчука выбирали лучшим фильмом три раза из четырех возможных. Только критики, вручавшие "Белого слона", предпочли отдать свои голоса обойденному чуть ли не всеми премиями и фестивалями "Солнцу" Александра Сокурова. Что характерно, сам маститый режиссер отбивался, как мог, от номинаций на главные российские премии и попросил исключить себя из списков "Орла" и "Ники". Впрочем, киноакадемики, раздающие "Нику", не стали вычеркивать "Солнце": не только же уважаемый Александр Николаевич работал над этой картиной, но и другие хорошие люди.

Категория "Лучший режиссер" оказалась менее предсказуемой: четыре премии сезона достались четырем разным людям. Награду критиков "Золотой овен" получил Федор Бондарчук, премию "Золотой орел" вручили Алексею Учителю за "Космос как предчувствие". Напомним, что эта картина стала победителем XXVII Московского Международного кинофестиваля. "Белого слона" за лучшую режиссуру получил Александр Сокуров, а "Ника" досталась Алексею Герману-младшему за "Гарпастум".

Такое же разнообразие царило в номинации "Лучшая актриса". "Овна" вручили Татьяне Васильевой за роль в картине Елены Николаевой "Попса". "Орел" достался Алле Демидовой, сыгравшей у Киры Муратовой в "Настройщике". Нельзя не вспомнить, что в 2005 году эта замечательная актриса получила за ту же самую роль "Нику". Учитывая сложные отношения между "Орлом" и "Никой", коллизия выглядит комично. Вернемся, впрочем, в 2006 год. "Белый слон" был вручен Марине Зубановой (фильм "Требуется няня" Ларисы Садиловой"). "Никой" же наградили Алису Фрейндлих, сыгравшую у Константина Худякова в драме "На Верхней Масловке", оставшейся в стороне от широкого зрителя.

Евгений Миронов получил за роль в фильме Алексея Учителя "Космос как предчувствие" две большие премии - "Нику" (вторую в его карьере; первую ему вручили в 1994 году за "Лимиту") и "Золотого овна" (тоже второго; в 2003-м он получил приз за "Идиота"). Две остальные награды сезона в номинации "Лучшая мужская роль" оказались у Никиты Михалкова ("Орел" за "Статского советника") и у дебютанта Данилы Козловского ("Слон" за "Гарпастум").

Изрядный плюрализм обнаружился в номинациях для лучших актеров второго плана. Например, Никита Михалков в этой категории получил "Овна", а Константин Хабенский - "Орла" (оба - за "Статского советника" в постановке Филиппа Янковского). Есть что-то трогательное в этой невозможности определиться, кто же все-таки был главным героем в экранизации романа Бориса Акунина.

Соломоново решение приняли академики "Ники": они отдали награды за лучшие роли второго плана Сергею Баталову и Ирине Розановой, сыгравшим в фильме Николая Досталя "Коля - перекати поле", иначе эта заметная картина вообще осталась бы без премий по итогам года. Лучшими актрисами второго плана по другим версиям стали Ирина Рахманова ("Овен": "Девятая рота") и Нина Русланова ("Орел": "Настройщик").

С номинациями на лучший фильм полностью совпала категория "Лучший композитор": трижды призы забирал Дато Евгенидзе, написавший музыку к "Девятой роте" ("Овен", "Орел" и "Ника"). "Слон" ушел к Андрею Сигле, композитору "Солнца" и "Тельца", предыдущего фильма Александра Сокурова.

"Нику" за лучший сценарий получил постоянный соавтор Сокурова Юрий Арабов (пять лет назад, в 2001-м, он удостоился этой же награды за "Тельца"). "Овен" и "Орел" отправились к другому маститому автору Александру Миндадзе - за" Космос как предчувствие". А вот "Белый слон" достался Александру Гоноровскому и Рамилю Ямалееву, сценаристам псевдодокументальной картины "Первые на Луне" Алексея Федорченко, очаровавшей не один международный кинофестиваль.

Операторские награды лишний раз убеждают, что в минувшем году деятелям кино больше всего хотелось вручать премии трем картинам - "Девятой роте", "Космосу как предчувствию" и "Гарпастуму". Так, Максим Осадчий ("Девятая рота") получил "Овна" и "Орла", Юрий Клименко ("Космос как предчувствие") - "Нику", а Олег Лукичев ("Гарпастум") - "Белого слона".

Некоторое единодушие обнаружилось в категории "Лучший документальный фильм": "Слон" и "Ника" вручены Сергею Лознице, автору страшной в своей молчаливости и лаконичности "Блокады". "Золотым орлом" была отмечена заключительная часть трилогии Сергея Мирошниченко об актере Георгии Жженове - "Русский крест. Последние могикане".

Как показал завершившийся сезон, "Ника" осталась самой любопытной премией хотя бы потому, что одно только желание никого не обидеть достойно всяческих похвал в наше нелегкое время. А уж наградить и признанных мэтров, и дебютантов, и народных любимцев, и фаворитов критики, и просто хороших людей - это почти непосильная дипломатическая задача, с которой, тем не менее, жюри удалось справиться.

Юлия Штутина