В Лондоне завершились трехнедельные слушания по иску авторов популярной конспирологической книги "Святая кровь и святой Грааль" к самому высокооплачиваемому писателю современности - Дэну Брауну, создателю "Кода да Винчи". Истцы упрекают ответчика в использовании их оригинальных идей без разрешения.
Персонажи
Бестселлер Дэна Брауна "Код да Винчи" сам по себе мог бы считаться довольно заурядным детективом, если бы не содержал несколько "ошеломительных" идей, якобы опровергающих доктрины христианской церкви. Изложенные безапелляционно и удобочитаемо, построения Брауна и сделали роман столь популярным.
Одну из центральных идей романа излагает эксцентричный "сэр Лью Тибинг, член Королевского исторического общества". Речь идет о заговоре по опорочению чести и достоинства Марии Магдалины, которая, оказывается, не была проституткой, а происходила из колена Вениаминова. Происходя из царского рода, она стала женой Христа, происходившего из дома Давида. Их потомство "имело бы законное право претендовать на трон и возродить правящий царский род, как это было при Соломоне". Кроме того, как следует из той же 58 главы романа Брауна, "Иисус оказался феминистом: он отдавал будущее Своей Церкви в руки Марии Магдалины".
Эта идея оказалась глубоко несимпатична апостолу Петру и всей Католической церкви, которая пыталась скрыть эту важную тайну от всего прогрессивного человечества. Тем не менее, были и светлые силы, которые, во-первых, защищали потомство Христа и Марии Магдалины, во-вторых, оберегали могилу последней, в-третьих, хранили тайну так называемого Сангрила, "подробнейшего генеалогического древа потомков Христа". Светлые силы назывались, как следует из "Кода да Винчи", по-разному: Приорат Сиона, тамплиеры, масоны. Важно, что "между Церковью и Приоратом существовал негласный договор. Церковь обещала не нападать на Приорат, Приорат же, в свою очередь, обязался хранить документы Сангрил в тайне".
Стоит только раскрыть глаза, - продолжил Лэнгдон, - стоит только понять, что на самом деле есть Грааль, и вы увидите его повсюду. В живописи. Музыке. Литературе. Даже в мультфильмах, развлекательных парках и самых популярных художественных фильмах. Лэнгдон отвернул манжет рубашки и продемонстрировал ей часы с Микки-Маусом, а потом рассказал о том, как всю жизнь Уолт Дисней работал над тем, чтобы передать историю Грааля будущим поколениям.
Составляющие этой теории, как открытым текстом пишет автор в романе, почерпнуты из "всемирно признанного бестселлера" под названием "Святая кровь, священный Грааль" ("Holy Blood, Holy Grail"). Создателям, по мнению героя Брауна Лью Тибинга, "не хватило смелости довести до логического конца свой анализ. Но мыслили они в верном направлении. И еще, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс".
С точки зрения обывателя, такая обширная и хвалебная ссылка на исследовательскую работу служит авторам таковой как минимум отличной рекомендацией. А поднаторевшему в современных дискуссиях о СМИ скептику представляется едва ли не прямой рекламой.
Авторы
Надо полагать, Дэн Браун был немало изумлен, когда в октябре 2005 года обнаружил, что авторы означенной работы ("Holy Blood, Holy Grail"; в переводе издательства "Эксмо" - "Святая кровь и святой Грааль". М., 2005) подали на него в суд за плагиат. Точнее, они подали иск против издательства Random House, которое опубликовало не только "Код да Винчи", но и перевыпустило "Святую кровь и святой Грааль" (впервые книга увидела свет в 1982 году).
Примечательно, что иск инициировали два из трех авторов, а именно Майкл Бейджент и Ричард Ли. Третий, Генри Линкольн, от участия в иске воздержался. Соавторы объяснили прессе, что Линкольн болен и поэтому не принимает участия в деле. Однако от него самого комментариев журналистам получить не удалось.
Все по сюжету
Дэна Брауна судят за плагиат
Здесь нужно вновь вернуться к тексту романа Брауна. В нем изложена биография сэра Тибинга, в частности, говорится, что он был автором телепередачи для канала Би-Би-Си о тайне Грааля. Также этот персонаж вынужден пользоваться костылями для передвижения. Один из трех авторов "Святой крови", тот самый Генри Линкольн, хром, работал на телекомпанию Би-Би-Си в качестве сценариста и популяризовал в Великобритании конспирологическую теорию французского автора Жерара де Седа о деревне Ренн-ле-Шато, которая, якобы, была оплотом Приората Сиона. Наконец, именно он привлек Ли и Бейджента, довольно известных к тому времени любителей различных теорий заговора и "запретных археологий", к разработке идеи земного брака Христа и Марии Магдалины. Стоит прибавить, что в имени Тибинг многие не без оснований видят анаграмму имен Ли и Бейджента (Leigh Teabing - Leigh, Baigent). Дэн Браун вполне мог считать, что ему удалось довольно изящным образом отдать должное авторам "Святой крови, святого Грааля". Правда, герой его романа, сэр Тибинг, оказывается негодяем, но вполне харизматичным.
Теория земного брака Христа и Марии Магдалины восходит к позднеантичным апокрифам, например, к Евангелию от Филиппа, гностическому тексту, написанному на коптском языке примерно в III-IV веке.
Дело
Майкл Бейджент и Ричард Ли направили в лондонский Высокий суд правосудия исковое заявление, в котором утверждали, что Браун нарушил их авторские права, воспользовавшись придуманной ими концепцией без разрешения. В интервью, данном прессе после подачи иска, Ли довольно ясно объяснил мотивы судебного преследования. Он сказал, что идея экранизации романа Брауна привела его "в ярость" и, больше того, убила надежду на голливудский проект по их собственному сценарию. Оказывается, Пол Шрадер, автор сценария "Последнего искушения Христа", сначала собирался положить в основу этого знаменитого и скандального фильма Мартина Скорсезе именно "Святую кровь, святой Грааль", а лишь потом остановился на романе греческого автора Никоса Казантакиса "Последнее искушение".
В качестве доказательств в ходе слушаний истцы использовали рабочие материалы Дэна Брауна, включая экземпляр "Святой крови" с его пометками на полях. Они намерены доказать, что к моменту, когда подробное содержание будущего романа (синопсис) оказалось в издательстве (январь 2001 года), Браун уже был знаком с их книгой и использовал ее. Сам писатель утверждает, что для подготовки общего конспекта "Кода да Винчи" пользовался многими источниками, но не книгой Линкольна, Бейджента и Ли. О ней он узнал уже после передачи синопсиса в издательство.
Адвокат Брауна на одном из слушаний указал на то, что в "Коде да Винчи" важные хронологические моменты, связанные с Приоратом Сиона, датируются принципиально иначе, чем в "Святой крови". Следовательно, эта книга не была первоисточником для Брауна. Сам писатель, отвечая на вопросы обвинения, перечислил пять книг о потомстве Христа, с которыми ознакомился в ходе разработки синопсиса романа. Он специально остановился на одном из важных построений Линкольна, Бейджента и Ли: согласно их теории, Христос избежал распятия и бежал в Галлию. Дэн Браун в суде заявил, что "не рискнул бы о таком писать".
На заключительном судебном слушании, которое состоялось 20 марта 2006 года, защитник истцов адвокат Райнер Джеймс заявил, что Браун, с его точки зрения, виновен в использовании "формулировок" идей его клиентов. Речь идет о том, что Дэн Браун скопировал буквальным образом фразы из книги Бейджента, Ли и Линкольна. Однако, насколько можно было понять из реплик судьи Смита, произнесенных на предыдущих заседаниях, лингвистические претензии истцов не выглядят убедительными.
Судя по прессе, в течение всего процесса Бейдженту и Ли не удалось предъявить суду по-настоящему серьезные доказательства плагиата. Во всяком случае, судья Смит держался весьма скептически по отношению ко всем участникам процесса в его ходе. Скорее всего, вердикт, который должен быть оглашен в течение ближайших недель, вынесут в пользу Брауна, точнее, издательства Random House. В противном случае будет создан прецедент, который повлечет за собой волну аналогичных исков. Если вспомнить, что сюжетов и историй в мировой литературе меньше, чем пальцев на одной руке, то ныне здравствующие беллетристы рискуют погрузиться в тяжбы со всеми и против всех до скончания века. Но если не вдаваться в рассуждения о принципах написания современных бестселлеров, о постмодернистских приемах и особенно о качестве идей, которые оспаривают авторы "Святой крови" у Дэна Брауна, то вся история с судом выглядит добротным подспорьем как издательству Random House, так и голливудскому кинофильму "Код да Винчи", премьера которого намечена на май 2006 года.
Юлия Штутина