Погиб ни за что 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет

Владислав Листьев возглавил "первую кнопку" в непростое для телеканала время. У него было громадье планов. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение. 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет. В юбилей первого генерального директора "Общественного российского телевидения" Lenta.Ru сравнила его концепцию с тем, что получилось в итоге.

Телеканал для народа

Необходимость серьезных реформ в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" стала очевидной к концу 1993 года. Хроническая нехватка госсредств (в 1994 году из требуемых 1,3 триллиона рублей телекомпания получила только 320 миллиардов) мешала каналу развиваться. Проблему попытались решить, предоставив редакциям право самостоятельно зарабатывать деньги. Однако облегчения это не принесло - работать с рекламодателями журналисты не умели. В итоге, на телевидении широкое распространение получили заказные материалы (или "джинса"). За них коммерческие структуры и партии платили куда охотнее: один такой сюжет обходился заказчику в 5-20 тысяч долларов. Предприниматель Борис Березовский утверждал, что в "Останкино" даже существовал некий общий фонд, в которой стекались средства от "джинсы" из разных редакций. Из этого фонда якобы оплачивались нужды сотрудников телекомпании: лечение, отдых и прочее.

Довольно скоро низкое качество программ стало предметом постоянной головной боли для руководства канала. Хотя рейтинги "Останкино" в прайм-тайм и оставались стабильно высокими, после итоговой программы новостей зрительскую аудиторию первый канал удерживать перестал. Официозу, растолковывающему правительственную точку зрения, вроде программ "Из первых рук", "За кремлевской стеной", Nota Bene, россияне предпочитали развлекательные передачи и художественные фильмы по другим каналам. Проблему программного продукта канал решил просто: передачи и фильмы закупались по бартеру - в обмен на рекламное время.

Существуют противоречивые данные о том, кто первым предложил акционировать "Останкино". По одним данным, это сделала Ирена Лесневская - основательница продюсерского центра REN TV, на базе которого позднее был создан одноименный телеканал; по другим - гендиректор телекомпании "ВИД" Александр Любимов. По словам Лесневской, сначала она предложила возглавлявшему тогда "Альфа-банк" Петру Авену профинансировать создание нового коммерческого канала на базе ВГТРК. Однако Авена эта идея якобы не увлекла, и он поделился ею с Борисом Березовским, возглавлявшим тогда "ЛогоВАЗ" и Автомобильный всероссийский альянс.

Проект Александра Любимова предлагал создание на "первом канале" народного телевидения. Как объяснял тогда "Коммерсант", народное телевидение представлялось Любимову акционерным обществом открытого типа, куда должны были войти прежде всего заинтересованные министерства и ведомства. Чиновникам следовало подобрать под проект коммерческие структуры. В качестве кандидатов предлагались банки "Империал", "Столичный", "Кредобанк", а также "ЛогоВАЗ", "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "ЮКОС" и ряд других крупных банков и компаний. Отдельный пакет предлагалось выделить инвесторам из стран СНГ. На заключительном этапе план Любимова предусматривал проведение эмиссии акций для народа.

Именно эта концепция, утверждал "Коммерсант", была взята за основу Борисом Березовским в начале 1994 года. По словам предпринимателя, учредителями должны были стать солидные компании, заинтересованные в создании нового телевидения и стабильных условий для развития бизнеса в России. Много лет спустя, правда, предприниматель фактически опроверг эту информацию. В номере журнала "Власть" за 4 апреля 2005 года Березовский заявил, что ОРТ изначально создавался как "мощнейший инструмент политической борьбы", "независимый от государства телевизионный канал". Этот инструмент, по словам Березовского, был необходим для борьбы с коммунистами, которые после проигрыша на выборах в Думу в 1993 году должны были попытаться взять реванш.

Энергичному предпринимателю удалось добиться своего - в ноябре Борис Ельцин подписал Указ о создании "Общественного российского телевидения". В числе его акционеров были "ЛогоВАЗ" и "Объединенный банк", принадлежащие Борису Березовскому, банк "МЕНАТЕП" Михаила Ходорковского, банк "Национальный кредит" Олега Бойко, банк "Столичный" Александра Смоленского, "Альфа-банк" Михаила Фридмана и Петра Авена, компания "Микродин" Александра Ефанова. Интересы государства в ОРТ должны были представлять Шамиль Тарпищев от Госкомспорта и Национального фонда спорта, Анатолий Чубайс от Госкомимущества, Виталий Игнатенко, возглавлявший тогда ИТАР-ТАСС, и Александр Яковлев, возглавлявший тогда "Останкино". При этом 51 процент акций созданного АО оказались под контролем государства, 49 процентов - частного капитала.

"Отбросить пристрастия"

Родился в 1956 году. Закончил международное отделение факультета журналистики МГУ. С 1982 года работал редактором на Радиовещании на зарубежные страны Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешел на работу в Молодежную редакцию ЦТ одним из ведущих новой программы "Взгляд". Был ведущим "Поле Чудес", затем "Тема". В 1991 году стал генеральным продюсером Телекомпании, а в 1993 году - ее президентом. Убит 1 марта 1995 года.

Владислав Листьев был назначен генеральным директором ОРТ в январе 1995 года. Как писали тогда "Известия", вместе с ним в администрацию ОРТ пришла команда молодых тележурналистов, прошедших сквозь суровую школу идеологизированного государственного телевидения. "Они привыкли действовать и мыслить самостоятельно и умело противостоять любому давлению сверху", - утверждала газета. В интервью "Известиям" в январе 1995 года Листьев объяснил, во что должно было превратиться "Останкино". По словам менеджера, в результате реформ должна была появиться "общественная телекомпания", независимая от власти. При этом Листьев собирался "отбросить пристрастия, руководствоваться только качеством, только журналистским и художественным уровнем программ", а также их рейтингами.

В конце марта 1995 года в прессе была обнародована сетка вещания, над которой работал Листьев. В ней большое внимание уделено документальным программам и социальному вещанию. Предусматривались программы для детей дошкольного возраста, школьников и даже социально незащищенных слоев, передачи об СНГ. Концепция Листьева предусматривала создание телевидения общественного не только по названию, но и по сути. "Через пару месяцев это будет другое телевидение", - обещал в январе 1995 года Листьев.

Задуманные Листьевым реформы предусматривали не только перетряску программного продукта. Одним из первых шагов Листьева на новом посту стал мораторий на рекламу на ОРТ. Это была временная мера. По словам Игоря Шабдурасулова, с самого начала участвовавшего в проекте, мораторий преследовал две цели: расчистить эфир от "левой" рекламы и привлечь внимание к новому каналу как зрителей, так и новых "цивилизованных" рекламодателей.

Когда создавалось ОРТ, размещением рекламы на первом канале занимался консорциум рекламных агентств "Реклама холдинг". В него входили Premier SV, "Максима", "Остер", "ЛогоВАЗ-пресс", "ИнтерВИД", Video International и само "Останкино". При этом ведущую роль в холдинге играло Premier SV Сергея Лисовского. Понимая необходимость сотрудничества с ОРТ, Сергей Лисовский с декабря начал вести переговоры с Борисом Березовским. Сторонам так и не удалось договориться. Лисовский был готов заплатить за рекламное время 120 миллионов долларов, однако Березовский требовал на 50 миллионов долларов больше.

Листьев также готовил серьезную перетряску в рядах кадровых останкинцев. Он собирался уволить около 50 процентов сотрудников. За счет них остальные должны были получить существенную прибавку к зарплате. Эта мера, по мысли менеджера, должна была искоренить существующую на канале практику взяток.

Инструмент влияния

Первого марта 1995 года, на 34-й день директорства, Влада Листьева убили. Российским правоохранительным органам так и не удалось расследовать убийство журналиста. Ежегодно в начале марта Генпрокуратура дает понять, что "расследование этого преступления не прекращалось ни на минуту", однако его организаторы, исполнители и мотивы до сих пор не названы. В прошлом году Генпрокуратура сообщила, что следствие считает наиболее перспективной версию о том, что убийство Листьева связано с его деятельностью в должности генерального директора телекомпании.

Не оправдали надежд россиян и новые руководители телеканала - после смерти журналиста ОРТ стало развиваться совершенно в другом направлении. Сначала "первая кнопка" попрощалась с идеей стать народной компанией по перечню акционеров. Еще до начала вещания вышла из проекта "Ассоциация независимых телепроизводителей", в которую входили "ВИД", REN TV и ATV. Позднее за ассоциацией последовали и другие акционеры. Во второй половине 1990-х годов Борису Березовскому удалось взять под контроль 49 процентов акций ОРТ. Любопытно, что в это время за рекламу, по информации "Власти", отвечал Сергей Лисовский, с которым Березовскому никак не удавалось договориться до смерти Листьева.

Уже в середине 1990-х телеканал фактически порвал с журналистикой, превратившись в инструмент влияния. Во время предвыборных кампаний середины 1990-х ОРТ участвовало в пиар-кампании против коммунистов, позднее помогало Березовскому бороться за "Связьинвест". Летом 1999 года ОРТ начинает новую информационную войну - с правительством Примакова и политическим движением "Отечество - Вся Россия". Следующим объектом для атаки становится Владимир Гусинский. После инаугурации Владимира Путина начинается кампания против Кремля. В 2001 году Борис Березовский продал свои акции Роману Абрамовичу (официально эта информация не подтверждалась). После этого "первая кнопка" занимается исключительно госпропагандой.

Комментируя произошедшие за последние 10 лет изменения, Ирена Лесневская заявила одному из российских журналов, что фактически "Первый канал" вернулся к тому, от чего пытался бежать в середине 90-х. Сложно с ней не согласиться.

Андрей Ломкин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше