Мир
22:36, 14 июня 2006

Иззеддин аль-Кассам против мучеников аль-Аксы ХАМАС и ФАТХ бросают в бой свои военизированные группировки

Иван Яковина

В борьбу за власть в Палестинской автономии вступили вооруженные подразделения основных соперников. Движение ФАТХ активно поддерживают "Бригады мучеников аль-Аксы", а ХАМАСу помогают "Бригады Иззеддина аль-Кассама". Обе военизированные группировки, привыкшие использовать собственных членов в качестве террористов-смертников, не слишком стесняются в выборе аргументации при решении спорных вопросов. Поэтому в последние дни палестинская политическая жизнь все больше напоминает вестерн - с драками, перестрелками, взрывами и захватами заложников.

После того, как глава ПА Махмуд Аббас (Абу Мазен) объявил о своем решении 26 июня провести референдум о фактическом признании Израиля, ситуация в автономии стала резко накаляться.

Парламент, большинство в котором составляют депутаты от ХАМАСа, и правительство, сформированное этим же движением,выступили категорически против инициативы главы автономии - признание "сионистского образования" входит в прямое противоречие с их предвыборной программой.

Однако Махмуд Аббас не пошел на компромисс и отказался снять наиболее болезненный для правительства вопрос с референдума или хотя бы изменить его формулировку. ХАМАС обвинил Абу Мазена в предательстве национальных интересов и сговоре с израильтянами и американцами.

Движение ФАТХ, возглавляемое Аббасом, возмущенно отвергло подобные обвинения, заявив, что ХАМАС пытается восстановить народ против законного лидера. Взаимными обвинениями дело не ограничилось: боевики противоборствующих "бригад" начали предпринимать силовые акции с целью устрашения противников. Убийства соперников и погромы их офисов приобрели массовый характер.

При этом обе противоборствующие стороны с возмущением опровергают свою причастность к тем или иным преступлениям, сваливая вину на "возмущенную общественность" или "неизвестных вооруженных людей".

Так, "Бригады Иззеддина аль-Кассама" не признали свою ответственность за нападение на телевизионную станцию в Газе, а "Бригады мучеников аль-Аксы" отрицают свою причастность к разгрому резиденции премьер-министра и захвату в заложники парламентария от ХАМАСа на Западном берегу.

В то же время, и те и другие отлично понимают, кто именно стоит за нападениями, и, разумеется, клянутся отомстить противникам.

Все эти акты насилия происходят на фоне призывов политических лидеров ХАМАСа и ФАТХа усесться за стол переговоров, однако слова теряются в звуках выстрелов и взрывов. Тем более, что обе стороны отлично понимают, что договоренность, устраивающая и тех, и других, в сложившейся ситуации достигнута быть не может.

Аббас уже точно не откажется от проведения референдума, а правительство и парламент категорически не могут принять его результатов. В противном случае они полностью потеряют поддержку своих сторонников среди простых арабов.

Пока действия боевиков с обеих сторон носят "ограниченный" характер - обстреливают и взрывают преимущественно не лидеров соперников, а здания, в которых те работают или живут. При этом жертвами, как правило, становятся рядовые боевики или, в крайнем случае, командиры среднего звена. Рядовых граждан, попавших под перекрестный огонь (что происходит достаточно часто), ни те, ни другие, особенно не считают.

В этих условиях конфликт носит "вялотекущий" характер: полномасштабного противостояния боятся обе стороны. Однако ситуация может измениться в любой момент: убийство видного руководителя ФАТХа или ХАМАСа, не говоря уже о члене правительства или сотруднике администрации Аббаса, с большой вероятностью спровоцирует войну.

Поначалу в нее будут втянуты члены обеих "бригад", затем - официальная полиция со стороны ФАТХа и "дополнительная" - со стороны ХАМАСа, а закончиться все может отделением сектора Газа, где большинство населения симпатизирует правительству, от Западного берега, где позиции Махмуда Аббаса незыблемы.

< Назад в рубрику