Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Самый страшный зверь в лесу

Голливуд больше не хочет быть Полем Чудес для Томов Крузов

Разговоры о том, что содержание иных обитателей главного заповедника мирового кинематографа, именуемого в народе Святой лес, обходится слишком дорого, начались не вчера. Однако до определенного момента стонущим от капризов живности хозяевам резервации приходилось стискивать клыки и безропотно выписывать очередной звезде пропуск в мир больших вилл, роскошных машин, эксклюзивных нарядов, золотых статуэток и силиконовых имплантантов. Так продолжалось довольно долго. До вчерашнего дня.

На первый взгляд, не произошло ничего необычного. Один из крупнейших представителей голливудской фауны - компания Paramount Pictures - отказалась от сотрудничества с компанией саблезубого сайентолога Тома Круза. В официальных комментариях от руководства Viacom, хозяина Paramount, сообщалось, что 14-летнее сотрудничество с Cruise-Wagner Productions прервано из-за неподобающего поведения Круза и не слишком хороших финансовых показателей его сольных выступлений перед доверчивой публикой. Проще говоря, фильмы с мистером Крузом стали худо продаваться.

Давняя подруга и деловой партнер Круза мадам Пола Вагнер отреагировала мгновенной пресс-конференцией, во время которой выразила свое искреннее изумление по поводу заявлений бывших партнеров. Оказывается, инициатива "развода" исходила вовсе не от Paramount, а как раз наоборот - от менеджмента Cruise-Wagner, который сообщил о своем решении неделю назад и уже нашел новых инвесторов для компании. Госпожа Вагнер была расстроена до такой степени, что охарактеризовала выступление руководства Viacom как "попытку сохранить лицо". Вот, собственно, и все. Поругались и разошлись, с кем не бывает.

Но в этом "разводе" есть несколько моментов, которые стоят более детального обсуждения. Например, сама мотивация разрыва. Paramount заявляет, что слишком экспрессивное поведение Круза и его настойчивые сайентологические проповеди снизили посещаемость его фильмов? Помилуйте! Ну, попрыгал он несколько раз на кожаном диване Опры Уинфри с воплями о неземных чувствах к своей подружке Кэти Холмс, ну закатил пару раз глаза в сайентологическом экстазе и славно отругал современную психиатрию. И это как-то сказалось на кассовых сборах?

Кому как не такому крупному хищнику, каковым является Paramount, знать, что иногда обитатели Святого леса совершают куда более странные выходки. Например, перегрызают друг другу глотки, годами лечатся от всяческих зависимостей, практикуются в продолжении рода в большом белом вольере в Вашингтоне и даже становятся его хозяевами. А что касается доходности шоу с участием Круза, то здесь Paramount скромно умалчивает, что в 2005 году по опросам прокатчиков, проведенным агентством Quigley Publishing Co., главный сайентолог Святого леса был назван самым прибыльным актером. Причем произошло это уже в седьмой раз, что не удавалось ранее никому. Более того, только два последних фильма с Крузом - "Война миров" и "Миссия невыполнима 3" - положили в копилку Paramount миллиард долларов. С учетом всего вышесказанного, официальная мотивация большого хищника выглядит несколько странной.

Но есть и неофициальная точка зрения. Выполняющие функцию Табаки при Шер Хане инсайдеры в обстановке большой секретности шепнули на ухо журналистам, что основная причина разрыва совсем банальна: Paramount просто не хочет больше платить огромные комиссионные менеджменту Cruise-Wagner и астрономические гонорары мистеру Крузу.

Если это действительно так, то Святой лес стоит на пороге большой революции, суть которой в следующем: заработки звезд достигли своего возможного предела, а технологии развились настолько, что в ближайшем будущем можно будет отказаться от их участия, если не во всех, то во многих проектах.

Повторимся, разговоры об этом начались не вчера. Еще в 2000 году компания Exhibitor Relations, с 1974 года отслеживающая кассовые сборы в кинотеатрах всего мира, представила вполне красноречивый доклад, гласящий, что в последние годы главными хитами проката становятся фильмы, часть или все герои которых нарисованы компьютером, или же те, где личность актера не имеет значения. В качестве примера приводились "Парк Юрского периода", "Планета обезьян" и, конечно, "Шрек". Ну, а потом были "Властелин колец", продолжение "Звездных войн", "Шрек 2", "Кинг Конг" и так далее.

Возводить эту статистику в абсолют, конечно, нельзя. В практике Голливуда были и есть фильмы, где, несмотря на внушительные спецэффекты, успех картины определялся всего одним актером. Достаточно вспомнить того же "Форреста Гампа", "Индиану Джонса" или главный блокбастер 2006 года - "Пиратов Карибского моря. Сундук мертвеца". Убери из этих картин Хэнкса, Форда и Деппа, и они превратятся в еще одну бессмысленную историю про искателей сокровищ, сумасшедших миллиардеров и одноногих головорезов. Но тенденция налицо.

И за примерами далеко ходить не надо. Взять все того же Тома Хэнкса, фильмы с участием которого обеспечили Святому лесу самую большую в истории кассу в три с половиной миллиарда долларов. Вторым после "Гампа" по прибыльности для него является анимационный фильм "История игрушек 2". Но если здесь можно было слушать лишь его голос, то в не слишком сильно от него отставшем по сборам "Полярном экспрессе" с него при помощи новейших технологий захвата изображения были срисованы сразу несколько персонажей.

А Горлум из трилогии Питера Джексона, последняя серия которой занимает вторую строчку в списке самых кассовых фильмов в истории? А "наш маленький зеленый дружок" Йода из "Мести ситхов", воспринимающийся на экране как реально существующий представитель инопланетной фауны? И так далее.

Конечно, существует и будет существовать в дальнейшем так называемое "чистое" драматическое кино, которое будет сниматься в двух павильонах с участием трех актеров, стоить два миллиона и вызывать восторженные хрипы страдающих от подагры киноакадемиков. Но большое кино - это, прежде всего, большой бизнес, а он неминуемо будет стремиться к уменьшению издержек и увеличению прибыли, которая, при всем уважении, не светит историям о большой и трагической любви мальчиков к девочкам или мальчиков к мальчикам, если только эта любовь не разворачивается на фоне тонущих океанских лайнеров и обагренных клюквенным соком арен гладиаторских цирков.

А значит, наступают действительно сложные времена для тех зверушек из Святого леса, которые привыкли зарабатывать себе на прокорм лишь одной группой мышц лица - жевательной. И убеждения, привычка портить дорогую мебель и прочие дурные наклонности здесь совершенно ни при чем. Сезон охоты в лесу открыт.

Андрей Воронцов