В понедельник, 11 сентября, на южной окраине Владикавказа упал армейский вертолет Ми-8. На его борту находились три члена экипажа и 12 высокопоставленных офицеров и генералов Северо-кавказского военного округа, которые в составе комиссии службы тыла СКВО отправились инспектировать части, дислоцированные в Чечне. По последним данным, 11 человек погибли, четверым удалось выжить, в том числе командиру экипажа.
Около 17:30 вертолет взлетел с аэродрома "Гизель" в 7 километрах северо-западнее столицы Северной Осетии. Ми-8 направился в Ханкалу, где расположена база Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, однако через семь минут он упал на лесистый склон в полутора километрах от поселка Южный. К месту падения направились оперативные службы. Непосредственно к югу от Владикавказа начинаются отроги Кавказских гор, поэтому пересеченная местность затрудняла продвижение спасателей, которые добирались до упавшей машины почти два часа.
С количеством пострадавших поначалу возникла некоторая путаница, так как разные службы давали разную информацию. Также не было точно известно, сколько человек находились на борту. В СМИ появились сообщения, что на месте катастрофы живыми были найдены пять человек. Затем появились данные о десяти погибших, причем судьба одного из находившихся на борту долгое время оставалась неизвестной.
К утру выяснилось, что в живых остались четыре человека, а именно: замкомандующего СКВО по тылу генерал-лейтенант Алексей Шерешков, полковник службы тыла Минобороны РФ Сергей Дунаев, начальник вещевой службы тыла СКВО Алексей Кнутов и командир экипажа вертолета подполковник Александр Свиридов.
Раненые были доставлены во Владикавказский госпиталь. Командир экипажа Александр Свиридов перенес трехчасовую операцию, и его состояние остается критическим. В настоящее время он находится в реанимации и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Остальные трое пострадавших переведены в окружной госпиталь в Ростов-на-Дону.
В списках погибших значатся два генерала, шесть полковников, два подполковника и майор, в том числе начальник 2-го управления Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-лейтенант Виктор Гуляев и начальник тыла СКВО генерал-майор Владимир Сорокин. Имена остальных жертв названы не были, хотя известно , что на борту находился один из заместителей начальника службы тыла Минобороны РФ, а также несколько руководителей тыловых подразделений СКВО и 58-й армии.
Вечером в понедельник во Владикавказ вылетела комиссия Минобороны, а окружная военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "нарушение правил полетов или подготовки к ним".
По предварительным данным, причиной катастрофы могли стать неблагоприятные погодные условия. Как предполагают в комиссии по расследованию, вертолет летел на небольшой высоте и в условиях плохой видимости зацепился за верхушки деревьев хвостовой частью, что и привело к падению машины. При этом Ми-8 развалился на две части и начался пожар.
Горы на южных окраинах Владикавказа достигают высоты 800-850 метров. Метеорологические данные подтверждают, что погодные условия в предгорьях Большого Кавказа, над которыми в эти дни протянулся атмосферный фронт, действительно сложные. В частности, погода характеризуется низкой облачностью и обилием туманов. Ситуация с погодой осложняется ее мозаичностью, так как в одних долинах условия для полетов являются благоприятными, а в соседних ущельях - наоборот крайне опасными.
Не исключается также и версия о технической неисправности на борту разбившегося вертолета. Некоторые данные говорят о том, что у него отказал двигатель, а по словам местных жителей, они видели, что из низко летящей машины незадолго до падения пошел черный дым.
Первоначально также рассматривалась возможность причастности к катастрофе боевиков из так называемого осетинского джамаата, которые взяли на себя ответственность за подрыв БТР на административной границе Северной Осетии и Ингушетии. Они заявляли, что собираются до конца этого года "атаковать объекты российской военной авиации".
Однако в правоохранительных органах Северной Осетии отметили, что факт существования такой группировки боевиков не подтверждается, а аварию Ми-8 нет причин считать терактом.
Между тем свидетелями катастрофы стали экипаж и пассажиры второго вертолета Ми-8, летевшего сразу за потерпевшей аварию машиной. После ее падения, второй вертолет развернулся и улетел на военный аэродром в Моздоке, где и совершил посадку. Находившиеся в нем дают показания следователям военной прокуратуры.
Окончательные данные о причинах аварии могут быть получены после расшифровки бортовых самописцев, которые уже найдены на месте падения вертолета. Министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал оказать всю необходимую помощь семьям погибших и раненых, отметив, что как только причины катастрофы будут выяснены, они сразу станут достоянием гласности.
Стоить отметить в этой связи, что парк вертолетов Ми-8 неумолимо устаревает, и только в этом году в России произошли уже шесть аварий с вертолетами этого типа. В марте Ми-8 разбился у поселка Варандей в Ненецком автономном округе, в результате чего один человек погиб и 14 были госпитализированы. В конце этого же месяца санитарный Ми-8 упал в Якутии. Из 12 находившихся на его борту человек погибли пятеро. В мае вертолет Ми-8 потерпел аварию в Краснодарском крае, при этом погиб командир экипажа, а в начале июня под Кемеровом упал Ми-8 Сибирского округа Внутренних войск МВД. Погибли трое из 19 находившихся на борту людей.
Еще два инцидента с Ми-8 обошлись без жертв. 14 июля в окрестностях Санкт-Петербурга упал военный вертолет Ми-8, участвовавший в обеспечении безопасности саммита "Большой восьмерки". Различные травмы получили три члена экипажа и семь спецназовцев. А 5 августа в Свердловской области неудачно взлетел почтовый Ми-8, однако три члена и экипажа и два пассажира получили лишь незначительные ссадины и ушибы.
Всего за последние пять лет разбились 35 вертолетов этой конструкции. Ми-8 является самой массовой моделью, но даже в конструкторском бюро Миля отмечают, что значительная часть парка этих вертолетов требует замены.