Россия
21:42, 13 ноября 2006

Политический тюнинг Путин готовится передать своему преемнику хорошо отлаженную государственную машину

Не прошло и года с небольшим, и администрация президента может отчитаться о полном выполнении путинского "категорического императива", касающегося полного запрета на финансирование российской политической деятельности из-за рубежа. Группой депутатов из самых разных фракций 10 ноября внесен в Думу ожидаемый экспертами законопроект, запрещающий спонсировать российские политические партии как до, так и во время выборов тем некоммерческим организациям (НКО), которые получают иностранную финансовую поддержку. Почва для этой поправки готовилась в течение года путем принятия новой редакции закона об НКО, поставившего их под более жесткий контроль государства, в том числе и с точки зрения отслеживания проходящих через них финансовых потоков. Теперь уже можно констатировать, что преемнику действующего президента жить будет легче и веселее - все политические рычаги и механизмы смазаны, отлажены и подогнаны.

Подготовка почвы

Все началось 20 июля 2005 года во время встречи Путина с российскими правозащитниками из президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Выслушав доклад президента Института национального проекта "Общественный договор" Александра Аузана, в котором тот коснулся источников доходов общественных организаций, президент разразился следующей эмоциональной тирадой: "Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности! Ни одно государство этого не допускает! И мы не допустим! Жуков Александр Дмитриевич (вице-премьер правительства РФ - Ред.) мне совершенно конкретные вещи докладывал, просто деньги выделяют из-за рубежа на конкретную политическую деятельность в России, на конкретную совершенно, причем по достаточно острым направлениям. Вы же правильно сказали, кто платит - тот и музыку заказывает. Давайте мы внутренние политические проблемы в России самостоятельно будем решать, мы не первобытное общество, мы для этого и здесь собрались".

Все сразу поняли, кого конкретно имел ввиду президент, говоря о "заказчиках музыки" - в этой связи немедленно всплыли имена столь ненавистных Путину политэмигрантов Бориса Березовского и Леонида Невзлина. Кроме того, как отмечали эксперты, раздражение Путина вызывают западные фонды с их образовательными и правозащитными программами, которые российские власти считают рассадниками "оранжевых революций". Еще тогда, летом 2005 года, политобозреватели СМИ не сомневались в том, что закон о запрете на иностранное финансирование российских партий рано или поздно будет принят, так как без этого невозможно "довести до ума" выстраиваемую в стране политическую структуру. Однако, видимо, для этого надо было соответствующим образом "подготовить почву". И ее начали готовить. Для этого хватило года с небольшим.

Столь жестко и недвусмысленно поставленную задачу все заинтересованные структуры начали исполнять уже осенью 2005 года. Госдума приняла в первом чтении проект закона, ужесточающего регистрацию некоммерческих организаций и контроль за их финансовой деятельностью, который, однако, вызвал мощную негативную реакцию со стороны как самих НКО, так и тогда только формировавшейся Общественной палаты, а также Совета Европы. Путин был вынужден вмешаться, после чего в новый закон были внесены несколько смягчающие ситуацию поправки, однако тогда же президент не преминул еще раз напомнить общественности для чего все затеяно - новый закон нужен, чтобы ограничить влияние иностранных структур, работающих в России или финансирующих российские общественные организации, на политическую ситуацию в стране, а также препятствовать распространению экстремистских идеологий разного толка.

Не прошло и двух недель со дня подписания закона президентом, как, словно для подтверждения этого путинского тезиса, разразился так называемый "шпионский скандал" , - со стороны российских спецслужб прозвучали обвинения в том, что действующие в России зарубежные неправительственные организации финансируются иностранными спецслужбами и занимаются шпионажем на территории страны, что внесло свежую ноту в дело подготовки общественного мнения в нужном направлении.

Между тем, несмотря на все протесты со стороны правозащитников и им сочувствующих, Совета Европы и Конгресса США, деятельность госструктур, направленная на усложнение жизни иностранных НКО в России, ни шатко, ни валко продолжалась. Осенью 2006 года вошел в финальную стадию неимоверно затрудненный из-за бюрократической волокиты процесс внесения оргназаций в госреестр, в результате чего некоторым представительствам иностранных НКО, как, например, Human Rights Watch и Amnesty International, даже пришлось временно приостановить свою деятельность в России до окончания рассмотрения чиновниками Росрегистрации их бумаг. Тем же счастливцам, которым удалось пройти сквозь все препоны и попасть в реестр, предстоит следующее испытание - им надо будет уведомить Росрегистрацию о своих проектах на предстоящий год, о средствах, выделяемых на каждый конкретный проект, и об источниках финансирования. А там уж чиновники решат, отвечают ли эти проекты национальным интересам страны. В случае, если иностранная НКО все же решит реализовать запрещенную властями программу, то ее представительство в России может быть закрыто.

И вот, судя по всему, на верху решили, что почва уже достигла нужных кондиций, пора откорректировать избирательное законодательство.

Отладка и доводка

10 ноября группа депутатов - представителей всех думских фракций внесла в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий внести изменения в отдельные законодательные акты РФ для "установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Под документом стоят подписи председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций единоросса Сергея Попова, его коллеги по фракции Андрея Макарова, который, кстати, был одним из авторов и пропагандистов новой редакции закона об НКО, зампреда думского комитета по безопасности, коммуниста Виктора Илюхина, Валерия Сергиенко (фракция "Родина"), зампреда комитета по экологии Анатолия Грешневикова (фракция "Родина–Народная воля–СЕПР"), а также замглавы комитета по природным ресурсам Василия Тарасюка (фракция ЛДПР).

Как показывает практика, пишет "Независимая газета", когда под каким-либо проектом собирается такая представительная депутатская группа, то скорее всего это означает, что он инициирован администрацией президента. Некоторые подписанты в беседе с корреспондентом издания этого, впрочем, фактически и не скрывали.

Виктор Илюхин, которого цитирует газета, сообщил, что концепция документа крайне проста. "Сейчас существует разрешение финансировать партии тем, у кого меньше 30 процентов иностранного участия, а мы его вообще отменяем", – подчеркнул он. По словам Илюхина, впрочем, если у какой-то некоммерческой организации, которая получает помощь из-за границы, в течение года перед выборами появилось желание пожертвовать деньги в партийную кассу, то ей разрешается это сделать при условии возвращения ассигнований своим зарубежным спонсорам. Как пояснил Илюхин, этот пункт закона ему в общем-то не особенно нравится, потому что "через эту лазейку те, кому будет надо, очень скоро научатся все наши запреты обходить".

А на вопрос "Независимой газеты", какие же партии подозреваются в зарубежном спонсорстве, Илюхин неожиданно назвал недавно созданную вторую партию власти - "Справедливую Россию". По его мнению, иностранное финансирование этой партии "вполне возможно", потому что "у Кремля на всех денег может и не хватить".

Это замечание Илюхина, конечно, нельзя воспринимать иначе, как шутку - нет никаких сомнений, что у Кремля хватит денег на столько партий, на сколько там сочтут необходимым.

А вот истинная цель производимых корректировок не вызывает сомнений. Путину необходимо довести до ума начатое - сделать политическую систему в стране полностью предсказуемой и управляемой. Его преемника не должно поджидать в этой сфере никаких неожиданностей, все должно работать как хорошо отлаженный механизм. Для этого построена двухпартийная система, для этого же выстраивается вертикаль власти, в эти рамки укладывается и жесткая структура контроля за деятельностью некоммерческих организаций и недопущение никаких иностранных влияний на политическую жизнь страны. Преемнику достанется в наследство государственная машина, что называется, "с пробегом, но в хорошем состоянии", а уж сколько он на ней покатается - зависит от его личных качеств и господа бога. Путин сделал все, что мог.

Татьяна Щеглова

< Назад в рубрику