Жуков, Александр

Первый вице-спикер Государственной думы шестого созыва

Первый вице-спикер Государственной думы шестого созыва с декабря 2011 года. Бывший заместитель председателя правительства РФ с 2004 по 2011 год, заместитель председателя Совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте РФ. До июля 2005 года возглавлял правительственную комиссию по проведению административной реформы, в 2007 году возглавил комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Член бюро Высшего совета партии "Единая Россия". Депутат Государственной думы четырех созывов (1993-2004 годы). С 2004 года по 2011 год был председателем совета директоров ОАО "Российские железные дороги". Президент Олимпийского комитета РФ с 2010 года.

Александр Дмитриевич Жуков родился 1 июня 1956 года в Москве. В 1978 году окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова по специальности "экономист-математик". Работал научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований АН СССР и ГКНТС. В 1980 году он перешел в Главное валютно-экономическое управление Министерства финансов СССР, где на разных должностях проработал 11 лет. Попутно Жуков окончил высшие экономические курсы при Госплане СССР, а в 1991 году - школу бизнеса Гарвардского университета для высших менеджеров и государственных служащих. До августа 1991 года он был членом КПСС.

В 1991 году Жуков занял должность вице-президента внешнеэкономического акционерного общества "Автотрактороэкспорт". В 1990-1993 годах он являлся депутатом Бауманского районного Совета народных депутатов Москвы.

В 1993 году Жуков был избран депутатом Государственной думы первого созыва от Преображенского избирательного округа города Москвы. Жуков работал в парламентском комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, возглавлял подкомитет по валютному регулированию, внешнему долгу, драгоценным металлам и камням. В 1994-1999 годах Жуков был членом совета директоров Инвестиционного банка "Восток-Запад".

В декабре 1995 года Жуков вновь был избран депутатом Госдумы, где вошел в состав депутатской группы "Российские регионы". В январе 1996 года он стал заместителем председателя парламентского комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. В мае 1998 года Жуков был утвержден председателем бюджетного комитета Госдумы, а также стал членом Наблюдательного совета Сбербанка РФ. В том же году он был избран заместителем председателя комиссии Госдумы по рассмотрению инвестиционных проектов особой народнохозяйственной и социальной значимости и был включен в состав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного заказа. В 1998 году Жуков руководил работой по принятию Бюджетного кодекса и Налогового кодекса России.

В феврале 1999 года Жуков стал членом Национального банковского совета при Центральном банке России - представителем Госдумы РФ. В мае 1999 года ему был предложен пост заместителя председателя правительства РФ, курирующего экономическую политику, но Жуков от предложения отказался.

В сентябре 1999 года Жуков вошел в состав совета директоров Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" ("АРКО"). В декабре того же года он был избран депутатом Госдумы третьего созыва как представитель блока "Отечество - Вся Россия". В Думе Жуков стал членом депутатской группы "Регионы России" и вновь возглавил парламентский комитет по бюджету и налогам.

7 декабря 2003 года Жуков был избран депутатом Госдумы четвертого созыва, где вошел во фракцию "Единая Россия". 29 декабря 2003 года он был избран одним из двух (вместе с Любовью Слиской) первых вице-спикеров нижней палаты Федерального Собрания РФ.

В марте 2004 года, после роспуска предыдущего кабинета под руководством Михаила Касьянова, Жуков был назначен заместителем председателя правительства России Михаила Фрадкова. В июне того же года Жуков стал членом совета директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), а в июле был избран его председателем. В сентябре 2004 года Жуков возглавил правительственную комиссию по проведению административной реформы, в ноябре - вошел в состав Высшего совета "Единой России" и стал членом бюро Высшего совета партии.

В июле 2005 года по распоряжению премьер-министра Жуков был снят с должности председателя правительственной комиссии по проведению административной реформы и выведен из ее состава. В августе 2005 года он был повторно избран председателем совета директоров ОАО "Российские железные дороги". В октябре 2005 года занял должность заместителя председателя Совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте РФ. В ноябре 2005 года он перестал быть единственным вице-премьером после назначения еще двух заместителей председателя правительства - Дмитрия Медведева (первый заместитель) и Сергея Иванова (заместитель премьера - министр обороны). В феврале 2007 года у Фрадкова появился четвертый заместитель - вице-премьер Сергей Нарышкин, а Сергей Иванов был повышен до первого вице-премьера, оставив пост министра обороны. После распределения полномочий между своими заместителями, Фрадков поручил Жукову курировать макроэкономику, инвестиционную политику, деятельность естественных монополий, координировать статистику, вопросы страхования и налогообложения, а помимо этого - отвечать за развитие физической культуры и спорта. Также было решено, что Жуков будет замещать первого вице-премьера Медведева во время его отсутствия на работе.

12 сентября 2007 года правительство Фрадкова отправилось в отставку, и Жуков стал временно исполняющим обязанности вице-премьера. 14 сентября на посту главы правительства был утвержден Виктор Зубков, а 24 сентября стал известен новый состав кабинета: Жуков сохранил за собой пост вице-премьера.

В октябре 2007 года Жуков занял второе место в региональном списке кандидатов в депутаты от "Единой России" в Москве на выборах в Государственную думу РФ пятого созыва (список возглавил столичный мэр Юрий Лужков). После победы партии на выборах, состоявшихся 2 декабря 2007 года, Жуков остался в правительстве, отказавшись от депутатского мандата.

10 декабря 2007 года Жуков был назначен председателем правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России. В тот же день правительство сложило свои полномочия. В соответствии с указом нового главы государства, членам кабинета министров, в том числе и Жукову, было поручено продолжать исполнять свои обязанности впредь до формирования нового кабинета. Через несколько дней стало известно, что Жуков сохранил пост вице-премьера в правительстве Владимира Путина.

20 мая 2010 года Жуков был избран президентом Олимпийского комитета РФ. В сентябре 2011 года он покинул пост председателя совета директоров ОАО РЖД.

В декабре 2011 года Жуков принял участие в выборах в Госдуму шестого созыва от "Единой России". 21 декабря он был освобожден от должности вице-премьера и перешел на работу в нижнюю палату парламента, где был избран на пост первого вице-спикера.

За плодотворную законодательную деятельность в 2001 году Жуков получил благодарность президента Путина, а в 2003 году его указом был награжден орденом Почета. В 2002 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Жукова орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Жуков является членом научно-редакционного совета Большой российской энциклопедии. Он мастер спорта по шахматам, член Совета по спорту при президенте РФ (возглавляет финансово-экономическую комиссию). В 2003-2009 годах Жуков являлся президентом Российской шахматной федерации.

Жуков женат, его супруга Екатерина, юрист по образованию, занимается домашним хозяйством и благотворительностью - помогает детским домам Подмосковья. Сын Жукова Петр - выпускник факультета права Высшей школы экономики. В апреле 2007 года проживающий и работающий в Лондоне Петр за участие в драке оказался на скамье подсудимых.

Полная версия справки (34 кб.)

Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей