Ливийский уголовный суд в Триполи на заседании, состоявшемся во вторник, 19 декабря, подтвердил смертные приговоры пяти болгарским медсестрам Крсистине Вулчевой, Насе Неновой, Снежане Димитровой, Валентине Сирополо, Вале Червеняшке и палестинскому врачу Ашрафу Аль-Хаджаджу. Их обвиняют в том, что в 1999 году в больнице "Аль-Фатех" (al-Fateh) города Бенгази (Benghazi) они умышленно заразили вирусом иммунодефицита - СПИДом - 426 ливийских детей, из которых к сегодняшнему дню умерли 53.
Одновременно суд снял ранее выдвигавшиеся против подсудимых обвинения в нарушении общественной морали, торговле валютой и употреблении алкоголем. Кроме того, с еще одного подсудимого - доктора Здравко Георгиева - были сняты обвинения в незаконных денежных операциях. Суд также постановил, что обвиняемые обязаны выплатить 700 тысяч динар (540 тысяч долларов) за каждого умершего ребенка и 350 тысяч динар (270 тысяч долларов) за каждого зараженного. Приговор можно будет обжаловать в Верховном суде Ливии в течение 30 дней.
Подсудимые своей вины не признают. Адвокаты, опираясь на заключение группы французских экспертов, которые под руководством доктора Люка Монтанье (Luc Montagnier) первыми обнаружили СПИД в ливийской больнице, утверждают, что дети заразились задолго до того, как обвиняемые прибыли в страну. Причиной распространения болезни стала, по мнению французов, не небрежность и тем более не злонамеренность медицинского персонала, а несоблюдение санитарно-гигиенических норм в больнице.
По данным болгарского новостного агенства БТА, в зале суда в качестве наблюдателей присутствовали послы двадцати стран, а также многочисленные представители ливийских, арабских и европейских СМИ. При этом болгарские журналисты, несмотря на полученную ранее аккредитацию, были вынуждены пройти ряд дополнительных проверок для того, чтобы попасть в зал заседаний. На улице перед зданием суда собралась толпа родителей зараженных и умерших детей, которая едва не разорвала защитника обвиняемых адвоката Османа Бизанти (Osman Bizanti). Толпу сдерживал кордон специального подразделения ливийской полиции.
Это уже второй смертельный приговор, вынесенный болгарским медсестрам и палестинскому врачу. Медсестры прибыли в Ливию в 1998 году. В феврале 1999 года они были арестованы. Спустя пять лет, которые женщины провели в ливийской тюрьме, 6 мая 2004 года уголовный суд города Бенгази в первый раз приговорил их к смерти. Помимо обвинений в сознательном заражении детей, подсудимых также обвинили в том, что они действовали по заданию ЦРУ и израильской разведки "Моссад". При этом две медсестры отказались от данных ранее признательных показаний, заявив, что они были выбиты у них под пытками. Принимая во внимание этот факт, а также ряд других процессуальных нарушений, 25 декабря 2005 года Верховный суд Ливии отменил обвинительный приговор и вернул дело на доследование.
По мнению ряда наблюдателей, этот шаг был продиктован стремлением ливийского лидера Муаммара Каддафи улучшить свой имидж в глазах США. Немаловажную роль сыграла единодушная реакция мирового сообщества, которое осудило вынесенный приговор, потребовав его пересмотра. Наконец, в самом ливийском обществе не существовало однозначного отношения к этому громкому делу. В частности, о своем убеждении в полной невиновности врача и медсестер открыто заявил сын Муаммара Каддафи - Сейф аль-Ислам.
Однако и во второй раз прокурор потребовал для обвиняемых высшей меры наказания. При этом, как отмечают ряд болгарских журналистов и наблюдателей, задолго до вынесения приговора ливийская пресса, полностью подконтрольная властям, начала нагнетать обстановку, подчеркивая, что отравление детей могло быть сознательной диверсией, направленной не только на подрыв государства, но и против ислама в целом.
Еще 6 декабря болгарский специалист по Ближнему Востоку Владимир Чуков в интервью Радио Болгарии заявил, что, основываясь на результатах последних переговоров между родственниками погибших и пострадавших детей и представителями Евросоюза, никаких изменений к лучшему не наблюдается. При этом Чуков отметил, что "огромная часть" ливийского общественного мнения поддерживает тезисы и требования обвинения, и обратил внимание на то, что усиливающееся давление на Ливию со стороны европейских стран провоцирует прямо противоположную реакцию.
Неудивительно, что новость о повторном вынесении смертного приговора вызвала неподдельную радость среди родителей и родственников пострадавших детей, собравшихся перед зданием суда. Люди принялись плясать и выкрикивали "Аллах акбар". Некоторые из них заявили журналистам, что для них важны не назначенные судом компенсации, а торжество справедливости, и добавили, что счастливы.
В Болгарии приговор восприняли с негодованием. Спустя два часа после вынесения приговора президент Болгарии Георгий Парванов и премьер-министр Сергей Станишев выступили с совместным заявлением, в котором выразили свое возмущение происшедшим. По словам Парванова и Станишева, судьи проигнорировали "заключение международного научного сообщества относительно причин эпидемии СПИДа в Бенгази и многочисленные случаи нарушения прав заключенных медсестер". Президент и глава правительства заявили, что судебный процесс был "полностью сфальсифицирован", потребовали от ливийского руководства "во имя элементарной справедливости" отменить "абсурдный приговор" и отпустить невиновных на свободу.
С осуждением вынесенного приговора выступили также спикер Национальной ассамблеи Болгарии Георгий Пиринский и министр иностранных дел Болгарии Ивайло Калфин. При этом Пиринский заявил, что весь процесс по делу пяти болгарских медсестер и палестинского врача был сознательно политизирован ливийскими властями с намерением скрыть настоящие причины и главных виновных в вспышке эпидемии СПИДа и смерти детей. Со своей стороны, Калфин в интервью радио BBC выразил сомнение в том, что Ливия может стать "полноценным партнером международного сообщества, на которого можно рассчитывать".
Торгово-индустриальная палата Болгарии объявила о запрете торговли с Ливией, а генеральный прокурор Борис Вельчев заявил, что ливийские полицейские, подвергавшие пыткам медсестер, чтобы добиться признательных показаний, скоро сами предстанут перед судом.
О своем осуждении приговора и поддержке болгарской стороны заявили также многие иностранные политики и дипломаты. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Франко Фраттини (Franco Frattini) призвал Ливию пересмотреть приговор. С таким же предложением обратились к ливийскому руководству представители ООН. Министр иностранных дел России Сергей Лавров на итоговой годовой пресс-конференции заявил, что считает приговор "неоправданно жестоким", и добавил, что при его вынесении судьи не учли "весь набор фактов". Лавров призвал ливийское руководство к поиску возможных решений для спасения болгарских медсестер. Ранее глава группы Европейских демократов в ПАСЕ, председатель Международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов заявил агентству "Интерфакс", что международное сообщество должно принять меры к освобождению болгарских медсестер и палестинского врача. Со своей стороны, госсекретарь США Кондолизза Райс осудила приговор медсестрам и заявила находящемуся в США министру иностранных дел Болгарии Ивайло Калфину, что Болгария может рассчитывать на безусловную поддержку Соединенных Штатов.
И тем не менее, несмотря на широкую поддержку, высказываемую мировым сообществом, в болгарской печати зачастую господствуют весьма пессимистичные настроения. Независимая газета "Новинар" пишет, что приговор медсестрам является ширмой, за которой ливийские власти пытаются скрыть гуманитарную катастрофу, когда в стране от СПИДа погибли более 100 тысяч человек, но вместе с тем c сожалением отмечает, что в ЕС почему-то слишком поздно обратили на это внимание и всерьез обеспокоились судьбой медсестер, только когда они уже провели ливийской тюрьме почти восемь лет.
Сомнения вызывают также реальные возможности Болгарии повлиять на сложившуюся ситуацию и вызволить своих граждан из тюрьмы. Многие отмечают, что после своего вступления в ЕС, которое состоится 1 января 2007 года, Болгария может полностью блокировать диалог между Евросоюзом и Ливией с целью оказать давление на ливийское руководство. Однако при этом каждое из государств ЕС сможет беспрепятственно поддерживать с Ливией двусторонние отношения, так что даже изоляции Ливии от Европы Болгарии добиться едва ли удастся.
На этом фоне вспомнились старые обиды на ЕС. Как пишет в своей статье обозреватель болгарской газеты Standard Гергий Готев, "раненная в самое сердце" Болгария унижена вдвойне. Она стоит на коленях как перед цивилизованным Западом, который "выкрутил ей руки, заставив заглушить полностью безопасные ядерные реакторы", так и перед антиподом западной цивилизации - Ливией, которая приговорила к смерти пятерых ее граждан. Готев делает вывод: в отсутствие сильной поддержки и конкретных возможностей в деле спасения медсестер Болгарии остается только одно - заплатить Ливии выкуп. Напомним, что в 2004 году Ливия уже предлагала прекратить дело при условии уплаты 10 миллионов долларов за каждого инфицированного ребенка.
Ливия, кстати, дала понять, что вынесенный приговор не окончательный. Об этом, в частности, заявил министр иностранных дел Ливии Мухамед Шалкам. Со своей стороны, министр юстиции Ливии Али Хаснави (Ali al-Hasnawi) подчеркнул, что даже если Верховный суд отклонит апелляцию адвокатов медсестер и подтвердит смертный приговор, их дело автоматически будет передано Высшему судебному совету, в полномочиях которого изменить или полностью отменить решения судебных инстанций.
Между тем, как полагают некоторые обозреватели и журналисты, болгарские деньги Каддафи не нужны. Как пишет The Times, ливийский лидер будет использовать приговор медсестрам как дополнительный аргумент в ходе переговоров с европейскими государствами и США по вопросам о нефти, поставках оружия и военной техники.
Схожего мнения придерживается болгарский эксперт по арабским вопросам и Ближнему Востоку Владимир Чуков. В интервью "Радио Болгария" он высказал опасение, что осужденные медсестры и сама Болгария могут превратиться в пешки в большой геополитической игре. "Очень вероятно,- добавил Чуков, - что они окажутся инструментом в сложных ливийско-американских отношениях".
Алексей Демьянов