Мир
23:12, 27 декабря 2006

Американский пирог - 2006 2006 год стал для США периодом политических революций и революционных изменений

Уходящий 2006 год стал для США периодом локальных и общенациональных революций и драматических перемен, которые вполне могут быть приравнены к ним. Иммиграционная реформа и, как частное ее проявление, начало строительства разделительной стены на американо-мексиканской границе, вечно бунтующий губернатор Калифорнии, взявшийся наперекор президенту спасать природу, и, конечно, настоящее республиканское "Ватерлоо" - сокрушительное поражение на выборах в Конгресс.

Иммиграционная реформа с самого начала правления республиканской администрации, традиционно озабоченной национальной безопасностью больше, чем ее демократические конкуренты, была одним из краеугольных камней внутренней политики Джорджа Буша. В начале 2006 года вялотекущие рассуждения на тему, наконец, трансформировались в нечто совершенно осязаемое: программу поэтапной адаптации миллионов нелегальных иммигрантов и закон "Secure Fence Act", регламентирующий строительство защитных сооружений на границе с Мексикой.

Уже весной Сенат одобрил программу возведения тысячекилометровой высокотехнологичной стены, затем чуть позже отказался ее финансировать, а в конце лета, видимо, опомнившись, все-таки выделил чуть более миллиарда долларов на эту грандиозную стройку. 29 сентября все еще контролируемая республиканцами Палата представителей дружно утвердила закон, и через месяц в Белом доме Джордж Буш произнес прочувствованную речь про тревожную ситуацию на границе, про вызовы времени, упомянул, что США создали иммигранты, и сообщил, что готов взять на себя дополнительную ответственность, связанную со всем вышеперечисленным. И поставил свою подпись.

В итоге, американские налогоплательщики обрели уникальную возможность потратить почти полтора миллиарда долларов, чтобы стать свидетелями строительства одного из самых грандиозных сооружений не только в США, но и во всем мире. И это при том, что механизм реализации циклопических планов, равно как и схемы их финансирования, так и не были разработаны. В утвержденных финансовых документах на следующий год содержится лишь общее описание возможных трат. В то же время, в самом законе "Secure Fence Act" очень четко оговариваются сроки введения в действие отдельных элементов защитной инфраструктуры. Некоторые из них должны заработать уже в мае 2007 года.

Что касается, собственно, самих налогоплательщиков, то, согласно проведенным незадолго до выборов в Конгресс опросам, они предпочитают, чтобы от проникновения с юга их защищал не напичканный электроникой забор, который просто невозможно возвести в отдельных труднодоступных местах или можно будет просто проломить тяжелым мексиканским грузовиком, а дополнительные пограничные патрули. Джордж Буш обещает до конца своего президентского срока позаботиться и об этом, но после ноябрьской демократической революции ко многим его заявлениям стоит относиться с большой осторожностью.

Джордж Буш. Фото AFP
Lenta.ru

К тому же, как стало известно в конце декабря, в недрах демократического большинства в Палате представителей зреет новый законопроект, который может лишить финансирования проект строительства стены на границе с Мексикой. Видимо, демократам, которые сами же голосовали за укрепрайоны на границе, потребовалось победить на выборах, чтобы осознать ошибочность своих действий.

Кроме всего вышеперечисленного, остается нерешенной судьба обширных программ по натурализации нелегальных иммигрантов, которых скопилось на территории США не менее 12 миллионов. По этому вопросу Буш не смог договориться даже со своими однопартийцами в Конгрессе, которые готовы сначала депортировать нелегалов за защитную стену, а уж потом заставить их сквозь "окошко" подавать прошения о предоставлении гражданства. В этом вопросе президент, вероятнее всего, быстрее договорится с демократами, которые, как и он, поддерживают более либеральную форму общения с нелегалами.

Согласование деталей иммиграционного законодательства отложено на начало 2007 года, и, вероятнее всего, компромисс здесь будет достигнут довольно быстро, поскольку обе стороны крайне заинтересованы в голосах всевозможных диаспор на близящихся выборах президента страны. Все это произойдет, если... если не вмешается некий иррациональный фактор, например, в виде дважды губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.

А так вставлять палки в колеса администрации Буша, как это умеет гражданин Шварценеггер, не может никто. Именно он отказался летом 2006 года выполнить указание Буша о переброске подразделений Национальной гвардии к границам штата, именно он наложил вето на закон, разрешающий шифрование данных в новых биометрических удостоверениях личности, именно он поддерживает право на аборты, в то время как Буш стремится запретить их, именно он назначает главой своего штаба известную лесбиянку, вызывая сердечный приступ у консервативных республиканцев.

Но самая увесистая "палка" - это, конечно, подписанный губернатором закон, который вводит самый жесткий в США контроль над выбросами вредных веществ в атмосферу. Согласно одобренному законодательным собранием штата акту, к 2020 году эмиссия углекислого газа должна быть снижена на 25 процентов, также с 2012 года будут введены нормы выбросов для промышленных предприятий, аналогичные тем, что уже действуют в Калифорнии в отношении транспортных средств. И это после того, как администрация Буша неоднократно заявляла о недопустимости подобных мер, которые по мнению ее представителей, нанесут сокрушительный удар по промышленности страны.

Арнольд Шварценеггер. Фото с сайта губернатора
Lenta.ru

Но Шварценеггер это сделал и, вместо предрекаемого многими аналитиками политического самоубийства, одержал убедительную победу на губернаторских выборах. Мало этого. Избиратели поддержали сразу несколько его амбициозных проектов стоимостью около 37 миллиардов долларов. Большего кредита доверия на губернаторских и парламентских выборах в США не получил никто.

Что же касается самих выборов в Конгресс, то охарактеризовать их можно лишь как настоящую революцию, ибо демократы были вынуждены довольствоваться положением аутсайдеров в течение 12 лет. Причины поражения партии Буша прекрасно проиллюстрированы опросами общественного мнения, проведенными сразу после голосования. 42 процента респондентов назвали коррупцию в рядах республиканцев главным мотивом их выбора в пользу демократов, на втором месте оказалась борьба с терроризмом, а далее - экономика и иракская военная компания. Последняя к концу 2006 года стоила жизни большему количеству американцев, чем их погибло во время терактов 11 сентября 2001 года.

То есть, республиканцам так и не удалось, несмотря на все ошибки противников, заставить их играть на столь любимом ими поле под названием "национальная безопасность". Вместо этого демократы прекрасно сыграли на скандале с любвеобильным конгрессменом Марком Фоли, соблазнявшим юных практикантов Капитолия бесплатной выпивкой и противопоказанными в его возрасте виртуальными любовными играми.

Потеря большинства в обеих палатах Конгресса означает не только конец республиканской гегемонии на американском политическом Олимпе, но и завершение эры великого стратега Карла Роува, который в течение года не только умудрился поучаствовать в разбирательствах по поводу утечки секретной информации из ЦРУ, потерять пост главного советника президента, но и не смог предложить своим соратникам по партии никакой альтернативной предвыборной программы.

Доналд Рамсфелд. Фото AFP
Lenta.ru

Еще одной серьезной потерей для республиканцев стала вынужденная отставка министра обороны США Доналда Рамсфелда, которого Джордж Буш, казалось, готов был защищать "до последнего патрона". И президента понять можно, ведь Рамсфелд являлся не только архитектором военных кампаний в Ираке и Афганистане, но и последовательным сторонником коренной перестройки вооруженных сил, которые, по его задумке, должны были стать небольшим, мобильным и очень смертоносным инструментом в руках хозяев Белого дома.

Теперь же большинство предложенных им реформ и программ будут подвергнуты ревизии, а самому Рамсфелду, наверняка, придется держать ответ перед многочисленными комиссиями, стремящимися доказать, как неэффективно все последние годы использовались в Пентагоне финансовые и людские ресурсы, не говоря уже о все еще не утихших спорах о военных тюрьмах и методах обращения с заключенными, применяемых подчиненными бывшего министра.

Но главным итогом выборов, несомненно, стало определение списка потенциальных участников президентской гонки 2008 года. Почти все политики, о президентских амбициях которых давно судачили СМИ, отказывались комментировать эти предположения до оглашения результатов промежуточных выборов в Конгресс. Теперь же совершенно очевидно, что основными претендентами на Овальный кабинет станут бывшая первая леди, а ныне сенатор Хиллари Клинтон, сенатор-республиканец Джон Маккейн и бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.

Они уже приступили к формированию так называемых "оценочных комитетов", которые позволят им заняться сбором средств и путешествовать по стране уже в качестве вероятных кандидатов от своих партий. Безусловно, список основных участников президентских выборов еще претерпит серьезные изменения - например, в нем может оказаться имя сенатора Барака Обамы или губернаторов крупных штатов, но главные действующие лица уже определены.

Конечно, сохраняется небольшая вероятность того, что республиканцы прячут до определенного момента "туза" в рукаве, скажем, в виде того же бывшего госсекретаря Колина Пауэлла, но об этом можно будет узнать лишь в следующем, 2007 году, когда будет дан официальный старт самого главного политического шоу в современном мире.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику