По шпалам в Европу

Грузия, Турция и Азербайджан обещают построить "историческую" железную дорогу

Вчера в Тбилиси произошел "геополитический переворот". Событие "исторических масштабов". Из грузинской столицы было отправлено "послание всему миру". Именно так лидеры Грузии, Турции и Азербайджана оценили совместное решение о строительстве железной дороги Карс-Тбилиси-Баку, посредством которой они обещают связать Европу и Азию.

На реализацию проекта, который грузинский президент Михаил Саакашвили уже окрестил "обновленной версией Великого Шелкового пути", его участники намерены потратить около трех лет. За это время планируется построить новую ветку длиной 105 километров (76 на территории Турции и 29 - на территории Грузии), а также реконструировать 183-километровый участок пути Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси.

Все это обойдется примерно в 420 миллионов долларов, из них 220 миллионов потратит Турция. Грузия профинансирует оставшуюся часть за счет льготного кредита, который ей специально для этого предоставит Азербайджан. При этом отдавать 200 миллионов долларов, которые Баку предлагает занять под один процент годовых сроком на 25 лет, грузинская сторона планирует за счет доходов, получаемых от эксплуатации своего участка новой магистрали.

Подписывая соглашение в Тбилиси, Михаил Саакашвили заявил, что от проекта "выиграют все его участники". Остается, однако, вопрос о том, как будет поделен этот "выигрыш". По мнению грузинского экономиста Гии Хухашвили, проект Карс-Тбилиси-Баку наименее выгоден именно Грузии: в частности, он может лишить доходов грузинские порты в Батуми и Поти, через которые перевозятся азербайджанские и турецкие грузы.

"Товаропоток направлялся до Поти и Батуми по железной дороге, пропускная способность которой 18 миллиардов тонн в год, - поясняет грузинский эксперт Нико Орвелашвили, - а пропускная способность новой ветки - 15 миллиардов тонн". "Если из 18 миллиардов тонн 15 будут переадресовываться по новой ветке, то какие грузы достанутся нашим портам? Мы просто нанесем очень сильный удар по собственным объектам", - считает Орвелашвили.

Оценивая проект Карс-Тбилиси-Баку в июне 2006 года, госминистр Грузии по экономическим реформам Каха Бендукидзе заявил, что не видит в нем показателей, которые бы гарантировали хорошую прибыль. В начале этого года он в целом подтвердил свою точку зрения, хотя и отметил, что строительство этой дороги "довольно важно для Грузии". "Я не видел хороших экономических расчетов, которые указывают на пользу данного проекта", - цитирует министра "Кавказский узел".

Наблюдатели отмечают, что на окончательный выбор Тбилиси повлияло подорожание российского газа. В условиях, когда газовое месторождение Шах-Дениз в Азербайджане, как пишет "Коммерсант", было поделено между потенциальными потребителями, Грузии пришлось договариваться с Турцией, чтобы та уступила ей часть своей квоты. Ценой компромисса, как отмечает издание, стало и совместное участие в не слишком выгодном для Грузии железнодорожном проекте.

Впрочем, соседняя Армения пострадает от проекта гораздо больше. Официальный Ереван заявляет, что, магистраль, которую направят в обход Армении, будет способствовать изоляции республики. "Это чисто политический проект, не имеющий никакого экономического обоснования и направленный на усиление блокады Армении", - полагает вице-спикер армянского парламента Ваан Ованнисян. Армянская сторона считает, что более целесообразно было бы восстановить существующую магистраль Карс-Гюмри-Тбилиси-Баку - это обошлось бы гораздо дешевле, чем строить новую.

В Баку в общем не скрывают, что намерены использовать железную дорогу как еще одно средство давления на Ереван в конфликте вокруг Карабаха - населенного армянами региона, который в начале 1990-х годов объявил независимость от Азербайджана. Выступая 7 февраля в Тбилиси, азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил, что сделает все для того, чтобы восстановить территориальную целостность республики.

Правда, его грузинский коллега попытался выступить в роли примирителя, заявив, что Грузия призывает к сотрудничеству все страны региона, включая и Армению. Однако его партнер придерживается иного мнения. "Мы сделали Армению энергетическим тупиком, построив наш трубопровод в обход, а теперь сделаем и транспортным тупиком, построив железную дорогу Карс-Тбилиси-Баку", - заявил Ильхам Алиев в интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира" в октябре 2006 года. "Я поставил задачу перед правительством, перед всеми патриотами Азербайджана повести борьбу против Армении по всем фронтам, до тех пор, пока они не уйдут с нашей территории", - добавил азербайджанский президент.

Теперь к этой "борьбе", очевидно, подключат и "патриотов" из Грузии. По крайней мере, Михаил Саакашвили уже продемонстрировал особое расположение к Баку, назвав набережную реки Куры в грузинской столице в честь покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Это решение вызвало критику со стороны грузинской оппозиции. "С каких это пор грузинские власти решили называть улицы именами секретарей райкомов и генералов КГБ?! (Гейдар Алиев до того как стать президентом дослужился до председателя азербайджанского КГБ - примечание Ленты.Ру)", - возмущается лидер Республиканской партии Грузии Тина Хидаишели. "Если набережную переименовали из-за того, что Азербайджан дает нам газ, - иронизирует депутат от "Демократического фронта" Звиад Дзидзигури, - то, по этой же логике, если казахстанская компания строит гостиницу на проспекте Руставели, нужно назвать этот проспект именем Назарбаева".

Бывший СССР00:0712 декабря

Медвежья угроза

Русские фильмы и сказки напугали прибалтов кремлевской пропагандой