Россия
13:21, 16 февраля 2007

Все эти люди Путин произвел перестановки в российском правительстве

Анна Вражина

Вечером 15 февраля на совещании по экономическим вопросам в Кремле
президент России Владимир Путин объявил о перестановках в
правительстве. Два потенциальных преемника - Дмитрий Медведев и Сергей
Иванов - уравнены в статусе: оба теперь являются первыми
вице-премьерами. Медведев, как известно, в последний год занимается
нацпроектами. Иванов брошен на другое ответственное направление - ему
поручено придать отечественной экономике более инновационный характер.

Сергей Иванов лишился поста министра обороны. Его
сменил Анатолий Сердюков, ранее возглавлявший
Федеральную налоговую службу. Владимир Путин объяснил
это тем, что для реализации запущенной Ивановым масштабной программы
реформирования вооруженных сил и военно-промышленного комплекса на
посту главы оборонного ведомства нужен человек, имеющий опыт работы в
экономической сфере.

Сердюков - чиновник сугубо гражданский. Выходец из Санкт-Петербурга, он работает в федеральных органах власти с 2004 года. До сих пор его карьера развивалась спокойно и поступательно: заместитель руководителя межрайонной налоговой инспекции в Питере, затем начальник петербургского управления Министерства по налогам и сборам (МНС), затем замминистра по налогам и сборам, а после ликвидации МНС - руководитель вновь созданной Федеральной налоговой службы. Назначение на "расстрельную" должность министра обороны - громадный рывок в его карьере. Кто сменит его на ответственном посту главы ФНС, до сих пор неясно.

Анатолий Сердюков. Кадр НТВ
Lenta.ru

Многие наблюдатели посчитали, что повышение Иванова направлено прежде всего на то, чтобы избавить его от армии. Напомним, Иванов возглавлял Минобороны с 2001 года. При министре Иванове служба в армии сократилась до полутора лет, обещано сокращение до года; запущено несколько амбициозных программ, в том числе перевооружения и обеспечения военнослужащих жильем.

С другой стороны, Иванов ввязался в конфликт с главным военным прокурором Александром Савенковым. С января 2006 года на Иванова была предпринята информационная атака. Началось все с "дела рядового Сычева". С тех пор дедовщина в армии стала одной из излюбленных тем СМИ, а Иванов - одним из самых одиозных российских министров, соперничая в этом качестве с Михаилом Зурабовым.

Путин, объясняя повышение Иванова, отметил его достижения в военно-экономической сфере и выразил надежду, что новоявленный первый вице-премьер сможет развить успех, получив контроль над частью гражданского сектора экономики. Напомним, Иванов возглавляет созданную около года назад Военно-промышленную комиссию с широчайшими полномочиями. Кроме того, Иванов председательствует в совете директоров Объединенной авиастроительной корпорации (кстати говоря, гиганта, вполне сопоставимого с "Газпромом", совет директоров которого возглавляет Дмитрий Медведев) и вообще имеет большое влияние на гражданскую промышленную политику.

"Рывок к инновациям" стал, похоже, главным проектом российской
власти в преддверии думских выборов 2007-го и президентских - 2008 года.
Так, 6 февраля на первой с 2003 года встрече президента с
представителями Российского союза промышленников и предпринимателей
Путин призывал крупный бизнес "перерабатывать природные ресурсы внутри страны и
выходить на внешние рынки уже с полноценным, высокотехнологичным
продуктом". "В нефтегазохимии и лесном комплексе, в угольной и
горно-рудной промышленности нам нужны новые перерабатывающие
предприятия", - сказал тогда президент.

Этот призыв прозвучал на фоне заявлений Путина и Дмитрия Медведева о "переходе от политики
стабилизации к политике нового развития". Новая промышленная политика
предполагает диверсификацию экономики, ее конечная цель - снять Россию
с пресловутой "нефтегазовой иглы". И заниматься этим поручено Иванову.

Сергей Нарышкин. Фото с сайта правительства России
Lenta.ru

В правительстве появился новый вице-премьер - руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Ему поручена внешнеэкономическая
деятельность, прежде всего в части взаимодействия со странами СНГ. Это
направление в последние два года приобрело особое значение. "Газовые
войны" с Украиной и Белоруссией, запрет на импорт грузинских и
молдавских вин, экономическая блокада Грузии - все эти мероприятия
проводятся под лозунгом "перехода на рыночные отношения" с соседями.
Сосредоточить все полномочия по этой части в одних руках - решение,
которое напрашивалось давно.

Путин, возможно, поступил не очень красиво, начав перекройку правительства в отсутствие его председателя - Михаил Фрадков находился в Ашхабаде, возглавляя российскую делегацию на инаугурации нового туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова. Но Фрадков вряд ли будет в обиде, потому что некоторые из устроенных Путиным перестановок ему на руку.

В свое время Фрадков возглавлял Министерство внешнеэкономических связей, которое впоследствии было ликвидировано, а его функции достались Министерству экономического развития и торговли Германа Грефа. Отголоски аппаратной борьбы между Грефом и Фрадковым неоднократно доходили до СМИ. Известно, что Фрадков не раз высказывал желание выделить особое ведомство, ответственное за торговлю, и что Греф несколько раз писал прошение об отставке, протестуя против этого, - и всякий раз одерживал победу. Теперь же, когда близкий Фрадкову Нарышкин курирует внешнеэкономическую деятельность, будучи по статусу выше, чем Греф, можно считать, что Фрадков одержал верх, тем более что и Путин, комментируя назначение Нарышкина, дал понять, что сделал это по просьбе премьера.

В 2006 году, когда все, включая президента, критиковали правительство за
"алкогольный кризис", именно Нарышкину Фрадков поручил подготовить
доклад о работе министров. Тогда выяснилось, что правительство крайне
плохо исполняет президентские и премьерские поручения и вообще
чрезвычайно бюрократизировано. Повысилась ли с тех пор исполнительская
дисциплина министров, мы не узнаем, по-видимому, до тех пор, пока не
будет обнародован следующий такой доклад. Но то, что фактически руками
Нарышкина Фрадков отвел от себя удар (выговоры были вынесены нескольким заместителям министров), тогда было воспринято как аппаратная победа премьера.

Наконец, еще одним президентским указом Алу Алханов, смещенный с поста президента Чечни, назначен заместителем министра юстиции. Напомним, на пост президента Чечни Алханов пришел из республиканских органов внутренних дел. Ни для кого, в общем, никогда не было секретом, что фактически Чечней управляет сын покойного Ахмада Кадырова Рамзан, а также и то, что команды Алханова и Кадырова-младшего в своей взаимной неприязни иногда доходят до открытых столкновений. Очередной виток этого противостояния пришелся на начало 2007 года и закончился полным поражением Алханова.

Формально Алханова даже повысили: из губернатора он превратился в заместителя федерального министра, его место работы теперь в столице. Но с тех пор, как Владимира Устинова, сместив с должности генпрокурора, назначили министром юстиции, это ведомство воспринимается скорее как синекура, как некая буферная зона, в которой человек, вытесненный из элиты, постепенно привыкает обходиться без больших властных полномочий.

< Назад в рубрику