Выставка CeBIT, считавшаяся некогда чуть ли не главным событием года в IT-индустрии, переживает не лучшие времена. От участия в ганноверском мероприятии отказываются крупнейшие компании, количество посетителей выставки в последние 6 лет неуклонно снижается. Означает ли это, что CeBIT доживает свои последние дни и на выставке, которую в лучшие годы посещал почти миллион человек, пора ставить крест?
История CeBIT началась 21 год назад, весной 1986 года, когда в рамках крупнейшей в Европе ганноверской промышленной выставки состоялось официальное открытие новой экспозиции IT-продукции. Организаторы выставки, "Deutsche Messe AG" вынуждены были выделить отдельное время для проведения выставки информационных технологий. Причиной разделения крупнейшего европейского техношоу на два этапа стало не только увеличение количества посетителей, но и элементарная нехватка места для стендов компаний, участвующих в выставке.
В конце 50-х годов прошлого века "индустрия офисного оборудования", как тогда называлась электронная промышленность, занимала третье место среди самых крупных экспозиций. Популярность выставки набирала обороты, и самые значимые события IT индустрии происходили именно в Ганновере. Так, в 1965 году Хайнц Никсдорф представил легендарную ЭВМ 820.
Постоянно растущая популярность выставки требовала новых выставочных площадей. Так, в 1970 году был открыт новый выставочный павильон, который вошел в книгу рекордов Гинесса как крупнейший в мире. Однако даже несмотря на открытие этого павильона, многим желающим поучаствовать в выставке было отказано из-за банальной нехватки места.
Тогда, в 1970 году никто не предполагал, что индустрия информационных технологий будет столь стремительно развиваться. В конце 1970-х годов ганноверской выставке выделили еще 2 павильона. В 1980 году количество участников из категории "информационные и телекоммуникационные технологии" было ограничено только группой "электротехника". Несмотря на это, в начале 1980х годов выставке пришлось выделить еще один павильон.
В 1984 году организаторы объявили о разделении выставки. С 1986 года экспозиция информационных технологий проводилась в марте, остальная промышленность выставлялась месяцем позже.
Новую выставку назвали "Centrum für Büro und Informationstechnik" (Центр офисных и информационных технологий). Многие связывают аббревиатуру выставки с названием элементарной единицы измерения компьютерной информации, но это лишь красивое совпадение.
Итак, 12 марта 1986 года состоялась первая CeBIT. Экспозиции 2142 компаний занимали почти 200 тысяч квадратных метров. За время выставки ее посетили более 300000 человек.
Постепенно CeBIT стала главным событием в мире электроники. Участники привозили на выставку главные новинки индустрии, количество посетителей росло. Пока в 2001 году не достигло пиковой отметки в 850000 человек.
Однако уже спустя год посещаемость выставки стала резко снижаться. Так, в 2006 году количество посетителей составило лишь 200000. К выставке теряли интерес как рядовые потребители, так и производители техники. Например, на выставке 2006 года отсутствовали Sony, Philips и E-Plus. Dell и Hewlett-Packard не участвуют в CeBIT уже несколько лет подряд. И только этими компаниями список "отказников" не ограничивается.
В 2006 году от участия в CeBIT'2007 отказались несколько крупных игроков IT-рынка. По сообщениям СМИ, в выставке не будут участвовать Apple, Lenovo, Nokia и Motorola. И если Apple и Lenovo в списках участников отсутствуют, то Nokia и Motorola, по данным с официального сайта CeBIT, до сих пор занимают несколько стендов.
На официальных сайтах телекоммуникационных гигантов нет ни единого упоминания об участии в выставке. Зато есть информация о презентации новинок на барселонской выставке 3GSM, основном конкуренте CeBIT в области телекоммуникаций.
Можно предположить, что информация об отказе до сих пор не дошла до организаторов выставки, или CeBIT давно не обновляли сайт. Но CeBIT все-таки "фирма серьезная", а официальный сайт IT-выставки – основной источник информации для посетителей.
В чем же причина отказа крупных компаний от участия в выставке? Некоторые эксперты связывают это с реорганизацией CeBIT. Организаторы хотят угодить всем участникам и посетителям выставки, сделать выставку интересной для любого посетителя, будь то IT-профессионал или маниакальный видеоман. С этим несогласны многие компании-участники. Фирмы, отказавшиеся от участия в CeBIT, желают представлять свои новейшие достижения целевой аудитории, а не мешать в одну кучу пылесосы с микропроцессорами и электрочайники с айподами, и к тому же рассчитывают на определенную финансовую отдачу от демонстрации новинок.
Несмотря на пространные перспективы, желающих поучаствовать в самой популярной IT-выставке сильно не убавилось. Ушли самые сильные игроки IT-рынка, но на их место придут другие, пусть не такие крупные. Для новой компании участие в крупной выставке – шанс подписать выгодный контракт и заявить о себе. Например, многие отечественные компании не пропускают ни одной IT-выставки. А в 2007 году на выставку впервые поедет студия Артемия Лебедева с клавиатурой Optimus-103 (которую, плюс ко всему, на CeBIT Лебедев обещал переименовать). Так что ставить крест на CeBIT пока рано – возможно, временный упадок - это просто этап эволюции ганноверской выставки.
Антон Ленин