О судопроизводстве

Через неделю в России будет образована судостроительная госкорпорация

В ближайшее время в России появится новый госхолдинг. По примеру авиастроителей правительство решило объединить и производителей судов - указ о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) должен быть готов в течение недели. Но когда точно холдинг начнет реальную работу и пустит ли государство в него частных инвесторов, пока неизвестно.

Пазл в государственных масштабах

Владимир Путин и правительство под руководством Михаила Фрадкова взяли курс на объединение активов под контролем государства в самых важных отраслях экономики уже несколько лет назад. По мнению руководства страны, именно большие корпорации, которые поддерживаются со стороны госчиновников, смогут через какое-то время на равных соперничать с зарубежными компаниями-гигантами.

Одна из образцовых корпораций такого типа - "Газпром", контролирующий почти всю газовую промышленность России. В нефтяной отрасли по сходному типу работает компания "Роснефть", а в оборонной сфере - "Рособоронэкспорт". Последняя может быть в ближайшее время реформирована: глава "Рособоронэкспорта" в январе предложил создать управляющую компанию (УК), которой бы владело государство, а сам "Рособоронэкспорт" и принадлежащие ему "АвтоВАЗ" и "ВСПМО-Ависма" сделать дочками этой УК. Тогда государство могло бы продать на бирже часть гражданских активов, не допуская инвесторов к оборонным.

Одним из самых амбициозных проектов государства в деле собирания корпораций из отдельных предприятий, разбросанных по всей России - Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Предполагается, что под одним брендом заводы "Сухого", "Ильюшина", "Иркута", "МиГа" и других компаний станут работать намного эффективнее, а их продукция уже к середине следующего десятилетия будет конкурировать с самолетами американской Boeing, европейской Airbus и бразильской Embraer.

Сразу вслед за авиастроителями настал черед производителей гражданских судов. Идея судостроительной госкорпорации носилась в воздухе довольно давно - в июне 2005 года глава Роспрома Борис Алешин предложил создать совместное с частными инвесторами предприятие, в которое вошли бы "Северная верфь", Балтийский завод, ФГУП "Северное КБ", ФГУП "ЦМКБ 'Алмаз'" и "Невское КБ". Тогда это предложение было заморожено, но к планам по созданию судостроительной корпорации правительство вернулось после того, как была создана ОАК.

Эти корпорации удобно сравнивать, поскольку обе предполагается создать почти по одному образцу и с одной и той же целью развития гражданского авиа- и судостроения. А руководит образованием ОСК и ОАК один и тот же человек - первый вице-премьер Сергей Иванов, еще недавно бывший министром обороны, а потому хорошо знакомый с ситуацией в авиапроме и судостроении.

ОАК и ОСК: разница в одну букву

Если российская военная техника еще пользуется спросом за рубежом, а отечественные верфи живут за счет заказов со стороны Минобороны, то в гражданском авиа- и судостроении ситуация близка к критической. В 2006 году всеми российскими заводами были сделано меньше десяти гражданских самолетов. В судостроении же "у нас просто беда", как выразился в конце 2006 года Сергей Иванов.

Но если в случае с ОАК государство больше внимания уделяет пассажирским самолетам, то при создании ОСК речь идет не о том, как заменить туристические теплоходы типа "Октябрьская революция" или "Ильич", построенные в начале 60-х годов, а о добывающих платформах и различных грузовых судах - от газовозов до химвозов.

Особое внимание в ОСК уделят тем судам, которые могли бы работать в северных условиях при разработке шельфа добывающими компаниями. "Нужно сосредоточить внимание на перспективных направлениях, там, где наше судостроение могло бы занять серьезную нишу на мировых рынках", - отмечал ранее Владимир Путин.

Компаниям, которые в ближайшее время будут разрабатывать шельф, действительно могут понадобиться так называемые "супертанкеры" водоизмещением свыше 200 тысяч тонн. С их помощью будет выгоднее поставлять нефть в Европу и Америку по морю.

Схема создания ОСК будет чуть-чуть сложнее, чем ОАК, хотя на первом этапе так же, как и в случае с авиастроителями, в холдинг войдут доли государства в частных компаниях, принадлежащие государству ФГУПы, а также проектно-конструкторские активы (за исключением Центрального научно-исследовательского института имени Крылова в Санкт-Петербурге).

Однако если государственные авиастроительные активы вливались в корпорацию на общих условиях, то судостроительные заводы будут поделены на три субхолдинга по географическому принципу: "Западный центр судостроения" (Санкт-Петербург), "Северный центр судостроения" (Северодвинск) и "Дальневосточный центр судостроения" (Владивосток). Суммарный объем заказов всех трех субхолдингов, как пишет "Коммерсант", составляет около 12 миллиардов долларов.

Изначально ОСК будет на 100 процентов принадлежать государству. Но для расширения деятельности необходимо будет привлекать частных инвесторов, которые сумели выкупить ряд судостроительных активов в ходе приватизации 90-х - начала 2000-х годов. Уже известно, что частников не допустят к Северному центру, поскольку основное предприятие субхолдинга - "Севмашпредприятие" - занимается разработкой атомных подводных лодок.

С Западным центром сложнее - перспективные предприятия в регионе, например, "Северная верфь" и Балтийский завод принадлежат Межпромбанку. Как поступит государство в том случае, если эти активы понадобятся холдингу, неизвестно. В случае с ОАК власти решились передать часть акций корпорации частникам, сохранив за собой контроль. Но ОСК вполне может и выкупить у негосударственных инвесторов их доли - тем более, что переговоры о поглощении активов Межпромбанка государственным "Рособоронэкспортом" уже велись в середине 2006 года. Тогда сделка не состоялась, но после создания ОСК давление на Межпромбанк может усилиться. Тем более, что российские верфи, как уже было сказано, сейчас живут за счет военных заказов от государства.

Где будет зарегистрирована новая корпорация, пока неизвестно. Лоббировать принятие решения в свою пользу будут, скорее всего, и представители Санкт-Петербурга, и Владивостока, и Северодвинска. Во всяком случае, губернатор северной столицы Валентина Матвиенко уже предложила зарегистрировать ОСК в Санкт-Петербурге.

И последнее. Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации в феврале 2006 года. Для того, чтобы зарегистрировать новую компанию и перевести на ее баланс все необходимые активы, понадобилось около девяти месяцев. Если предположить, что для создания ОСК будет необходимо столько же времени, то судостроительные заводы начнут работу под единым брендом не раньше декабря 2007 года.