Настоящий спартанец

Обзор игры God Of War 2

За несколько месяцев до официального релиза God Of War и разработчики, студия Sony Computer Entertainment Santa Monica, и сотрудники SCE в один голос уверяли, что эта игра станет самой совершенной игрой для PlayStation 2, в основном, в техническом плане. И так сложилось, что именно GoW2 многие воспринимают как своего рода последний громкий проект для игровой системы PlayStation 2. Если так оно и окажется, то у эпохи PS2 будет более чем эффектный и запоминающийся финал, так как новая игра о приключения спартанского бога войны, без сомнения, удалась.

Два года назад, когда состоялся релиз God of War для приставки PlayStation 2, многие критики поспешили назвать эту игру лучшим action-adventure за всю историю платформы. Превосходно в GoW было практически все: и графика, которой никто от стареющей консоли не ожидал, и озвучка персонажей, и достойная многомиллионного голливудского блокбастера музыка. Это не говоря об отличном дизайне уровней, не менее впечатляющей работе художников и, конечно же, захватывающем геймплее.

В результате GoW получила восторженные отзывы от критиков и обычных игроков, собрала множество наград и принесла Sony не один десяток миллионов долларов. В общем, в создании сиквела не сомневался практически никто. Сомнение вызывала разве что способность команды разработчиков под предводительством Дэвида Джаффе сделать достойное продолжение отличной игры: не наступить на грабли самокопирования в этом деле удавалось действительно мало кому. Выяснить, как все будет, геймерам удалось только спустя два года после релиза первой части – и теперь пора узнать, получилось ли у GoW2 превзойти оригинал или хотя бы не уронить планку, столь высоко установленную первой частью игры.

Краткое содержание предыдущих серий

В играх вселенной God of War вы выступаете в роли свирепого спартанского воина Кратоса (популярный в последнее время, кстати, образ), который заключил договор с богом войны
box#2072064

Аресом. Последний спасает жизнь главного героя на поле брани в обмен на полный спектр услуг по истреблению неугодных богу войны людей. Служба у Ареса в конце концов приводит к тому, что Кратос убивает собственных жену и ребенка, после чего герой разрывает договор о сотрудничестве в одностороннем порядке.

Вслед за этим с Кратосом заключают еще один договор – на этот раз Афина предлагает ему убить того самого Ареса, который по совместительству является братом богини. За это боги избавят спартанца от проклятия (после убийства своих родственников кожа Кратоса покрылась пеплом, и он стал чем-то похож на Майкла Джексона). Кстати, если пройти игру на высоких уровнях сложности, откроются секретные ролики, из которых мы узнаем о том, что ранее Кратос а) убил свою мать 2) мать согрешила в свое время с Зевсом, поэтому Кратос – полубог. Вот такая вот запутанная история. По дороге к финальному ролику мы истребляем сотни тварей, в том числе гидр, минотавров и прочей нежити, дарованной нам древнегреческой мифологией. В конце игры Ареса мы убиваем и сами становимся богом войны. Так заканчивается первая часть. И начинается вторая.

Добро пожаловать в ад

Итак, повержен кровожадный Арес. Его место занял бывший смертный, по совместительству –
box#2072065

герой первого "Бога войны" спартанец Кратос. В маленькой Спарте празднуют победу, готовясь захватить всю Элладу с таким могущественным покровителем. И тут соседи Кратоса по Олимпу решают, что пора бы им избавиться от чересчур активного новоявленного бога войны. Зевсу удается обманом лишить Кратоса божественной силы и отправить спартанца прямиком в местный ад. Но Кратос умудряется найти друзей даже в преисподней, и мать-Земля Гея спасает воина, чтобы вновь отправить его в бой – отомстить за титанов, давних жертв Зевса.

Хотя неистового спартанца посвятят в сложные взаимоотношения титана Кроноса и его жены Реи, отправят к трем сестрам-мойрам и вынудят позаимствовать крылья у гордеца Икара, многочисленные отсылки к древнегреческим мифам не превращаются ни в непрерывное цитирование преданий, ни в дежурное упоминание громких имен. Знакомиться с мифологией приходится куда реже, чем самолично – мечом и магией – творить историю. И вместе с тем предания, как и сам Кратос, – неотъемлемая часть окружающего мира, жестокого, дикого и все же величественного.

Грандиозные храмы с искрящейся на мозаичном полу водой, окутанные туманом горы, густые леса и мрачные пещеры показались бы театральными декорациями, если бы в них не блуждали минотавры и циклопы, на стражу очередной двери не вставал сам Тесей, а Афина не вещала бы устами мраморных статуй. Живостью повествования и пейзажными красотами отличалась и первая God of War, но вторая покоряет размахом и отлажена с небывалой тщательностью: каждая деталь на своем месте и в меру. И это на отживающий свой век PlayStation 2. Верится с трудом.

Сейчас будут чуть-чуть убивать

Как и в первой игре все сражения ведутся от третьего лица, а фиксированная камера на удивление ловко подстраивается под невообразимые акробатические кульбиты героя, не выпуская врагов из поля зрения. В начале игры спартанец – ужасный и всесильный – выстраивает бесконечные цепочки ударов с помощью клинков Афины (фирменные лезвия, прикрепленные цепями к рукам героя), вовсю пользуется магией, подаренной Посейдоном, - одним словом, ничуть не уступает себе же из финала God of War. После чудесного спасения из Аида восстанавливать утраченные способности предстоит так же, как когда-то получать: "прокачка" оружия за счет красных сфер, остающихся от поверженных врагов, освежает в памяти забытые трюки. Чем продолжительней комбо-удар и чем больше жертв на счету, тем обильней "сферический" урожай.

Зрелищные выпады хороши не только анимацией. Выбирая между приемами ближнего и дальнего боя, чередуя их, Кратос обучается противостоять как нападениям одиночек, так и целой толпы.

Трофейные магия с оружием (например, магия ветра, воплощенная в луке, или гигантский молот с копьем) хороши как подспорье в драках и незаменимы при решении головоломок. Правда, как и в оригинальной игре, полностью заменить им клинки Афины, дающиеся по умолчанию, не удается: слишком уж они хороши. Да и случаев решить одну и ту же задачку различными магическими средствами почти не выпадает.

Стиль игры не подразумевает элегантной шинковки врагов - он требует погружать мечи по рукоять в пасть минотаврам и начисто отрывать головы трехглавым псам – кровавостью и жестокостью прославилась GoW, и вторая часть оригиналу в этом ничуть не уступает. Дать
box#2072068

выход ярости Кратосу удается куда чаще, чем в первой части: знакомая уже мини-игра cо своевременным нажатием контекстных кнопок, позволяющая карикатурно-жестоко растерзать жертву, теперь встречается почти что в каждой мало-мальски значимой битве.

Боссы стали разнообразней, чаще встречаются и требуют от игрока хорошей реакции и смекалки. При борьбе с "эпохальными" противниками приходится уворачиваться, отбивать удары, выбирать вооружение и ловить шанс использовать контекстные кнопки. Безумству храбрых, в Греции, конечно, всегда рады спеть песню, однако далеко не всегда оно приносит победу.

Головоломок, вносящих приятное разнообразие в игровой процесс, стало гораздо больше, чем в первой части. Удерживание рычагов подручными ящиками и статуями, скалолазанье и кувырки на канатах ловко чередуются с боями: наиболее отчаянные соперники, как и раньше, не боятся схваток на отвесных стенах, а шаткие мосты так и сыплются под ногами, вынуждая резвее мчаться к спасительным уступам. Не возникает ощущения, что сперва нам дают проявить
box#2072069

молодецкую удаль, а затем мучают прыжками: уровни сбалансированы куда лучше, чем в первой части. Управление на редкость отзывчиво: спартанец почти всегда безошибочно скачет, развивая завидную для такого здоровяка скорость. Среди приятных нововведений – возможность молниеносно скатиться по отвесной стене вниз и использовать особые крюки, чтобы перелетать через пропасти.

Подобно тому, как в Prince of Persia: The Two Thrones были включены гонки на колесницах, чтобы разбавить непрерывные сражения, в God of War II добавили полеты на Пегасе. На деле это еще один повод подраться, но в необычных условиях. Пегас помогает подлететь к противнику или таранит его, Кратос довершает расправу, а то и вовсе картинно рубит крылья подраненным грифонам.

Отличное завершение

Мелкие изменения в сумме сделали отличный экшн еще более захватывающим - такой вердикт можно вынести второй God of War. Слегка смущает разве что концовка, явно рассчитанная на продолжение: разодрав на составные части добрую половину всего поголовья монстров Эллады и восторжествовав над легендарными героями, ждешь чего-то более грандиозного в награду.

Но истинный гигант – сама God of War II, в которой личная история пылающего гневом спартанского воина уступает место саге о мире – таком же неоднозначном, как и мифы, описывающие его. И если такими роскошными играми завершается век PlayStation 2, то что же ждет нас на закате Xbox 360 и PS3?

Наталья Одинцова ("Страна Игр"), Никита Абдомин