Планы киргизской оппозиции, пообещавшей 19 апреля отправить президента в отставку (первоначально "мирная передача власти" была назначена на 11 апреля, когда начались массовые митинги в Бишкеке), в очередной раз могут быть сорваны. На защиту Курманбека Бакиева встал ветеран "тюльпановой революции" 2005 года Нурлан Мотуев, известный также как "угольный король" и "джумгальский вождь". Мотуев, которого выпустили из СИЗО в начале апреля, объявил себя сторонником действующей власти и заявил, что никаких беспорядков не потерпит: для того, чтобы прекратить "дебош" в Бишкеке, он пообещал привести в столицу 20 тысяч своих сторонников.
"Если будут мародерства, - рассуждает Мотуев, - я буду вынужден принять меры и собрать людей". А уж они-то, заявляет "угольный король", за один-два дня "поставят митингующих на место, соберут их палатки-юрты и скажут: "До свидания, ребята".
Заодно он выразил недовольство запретом на "антимитинги", который установили власти Бишкека, чтобы предотвратить столкновения между противниками и сторонниками президента. "Получается, что хулиганам и дебоширам можно устраивать на площади беспредел, а порядочному люду, в общем, нормальным людям и интеллигенции - нельзя. Как же так?", - возмутился Мотуев.
Нурлан Мотуев, лидер патриотического движения "Жоомарт" (тюльпан - символ киргизской революции), принимал активное участие в акциях протеста в марте 2005 года, в результате которых президент Киргизии Аскар Акаев лишился своего поста, а его место занял Курманбек Бакиев.
Вскоре после того, как в республике сменилась власть, Мотуев и его сторонники захватили месторождение каменного угля Кара-Кече на юго-востоке республики и хозяйничали там около года. По крайней мере, так считают правоохранительные органы. Сам "угольный король" заявляет, что никакого захвата не было, а он всего лишь "играл по правилам революции".
Выйдя из-за решетки, он постоянно рассказывал журналистам, что президент и глава правительства - это его "соратники по революции", которых он всячески поддерживает. "Мы с Бакиевым - производственники, и вообще похожи по характеру - оба открытые люди", - заявил "угольный король" вскоре после освобождения.
Положительная характеристика досталась и новому премьеру. "Алмаза Атамбаева я знаю давно, - сказал Мотуев. - Он патриот и тоже творческая личность: он - писатель, я - публицист (в прошлом Нурлан Мотуев работал корреспондентом оппозиционной газеты "Асаба", впоследствии переименованной в "Агым" - примечание Ленты.Ру). Вот только экономикой он раньше меня начал заниматься".
"Угольный король" был задержан в мае 2006 года. Среди предъявленных ему обвинений фигурировали, в частности, "грабеж", "самоуправство", "подделка документов", "хищение имущества в особо крупных размерах" и "хранение огнестрельного оружия". Ущерб, который он нанес угледобывающим предприятиям, по информации ИА "Фергана.Ру", был оценен в миллион долларов.
Как отмечает агентство, в течение года он фактически властвовал в Джумгальском районе, где расположено месторождение: местная администрация оказалась не в состоянии не то чтобы запретить незаконную добычу угля, но и заставить "джумгальского вождя" платить налоги и оплачивать используемую электроэнергию.
По данным "Ферганы.Ру", после прихода на Кара-Кече (которое, как объявил Мотуев, "принадлежит народу") нового хозяина, работавшие там специалисты были разогнаны, большая часть техники - продана или испорчена. При захвате месторождения "революционеры" избили его прежних владельцев, а также начальника областного УВД и главу районной администрации, не говоря уже о рядовых сотрудниках шахт. Простых рабочих, сообщает источник, "джумгальский вождь" пугал, "размахивая боевой гранатой и обещая взорвать их, если они будут требовать зарплату".
Свои владения, отмечает "Фергана.Ру", "угольный король" объезжал на внедорожнике, который ранее принадлежал депутату Камчыбеку Джолдошбаеву, бывшему хозяину одного из угледобывающих предприятий. После захвата Кара-Кече Джолдошбаев потребовал вернуть его собственность, в ответ на это сторонники Мотуева, как сообщает агентство, избили депутата и отобрали автомобиль: сам парламентарий, а также сопровождавшие его губернатор и представители силовых структур "были вынуждены бежать".
По делу Мотуева, как утверждало следствие, было собрано более 20 томов "неопровержимых доказательств и убедительных улик". Сам он, как сообщает ИА "24.kg", не признал свою вину ни по одному из предъявленных обвинений, заявив, что дело в отношении него "сфабриковано по политическим мотивам".
В изложении самого "угольного короля" происшедшее на Кара-Кече выглядит следующим образом. "Сначала, - рассказывал Мотуев в суде, - мы хотели поговорить с предпринимателями, которые там вели разработку, но они, узнав о приближении народа, сами разбежались, пришлось мне как революционеру брать руководство на себя".
Те, кто убежать не успел, пострадали, как утверждает "джумгальский вождь", от его нерадивого телохранителя, который "пользовался именем своего хозяина и творил беспредел". Что же касается гранаты, то ее, по словам Мотуева, ему "подбросили".
Суд над "угольным королем" начался в середине февраля 2007 года и продолжался около полутора месяцев. За это время судья успел опросить всех обвиняемых (помимо Мотуева в числе подсудимых оказались еще 10 человек) и часть потерпевших. А в начале апреля главного фигуранта неожиданно отпустили под подписку о невыезде, а дело отправили на доследование "для восполнения пробелов".
Сам он уверен, что дело в любом случае развалится, поскольку работники юстиции убедились в его невиновности. "Спасибо нашей справедливой судебной системе, там тоже не дураки сидят", - заявил Мотуев журналистам. Впрочем, возможно, рассуждает бывший заключенный, судьи просто испугались, что он может "поднять международный скандал, опираясь на свою американскую семью" (трое детей Нурлана Мотуева, по его словам, проживают в США - примечание Ленты.Ру).
Между тем СМИ ищут другие причины неожиданного освобождения "угольного короля". "Фергана.Ру" ранее отмечала, что отсутствие реакции властей на происходящее в Кара-Кече можно объяснить тем, что незаконную добычу угля курировали некие высокопоставленные чиновники.
Издания также обращают внимание на то, что в последние месяцы отношение "угольного короля" к действующей власти изменилось. Раньше, как отмечает ИА "24.kg", он ругал президента и его окружение: в частности, в январе 2007 года заявил, что оказался за решеткой, поскольку "отказался обслуживать интересы окружения главы государства и членов его семьи".
Однако уже месяц спустя виновником своих злоключений "джумгальский вождь" стал называть премьер-министра Феликса Кулова, который в феврале 2007 года лишился своего поста, а затем возглавил оппозицию. Известие об отставке премьера Мотуев, доставленный на очередное заседание суда, встретил криками: "Бакиев - мой друг! Мой враг Кулов повержен! Ура!". А увидев оператора с камерой, как сообщило ИА "24.kg", обвиняемый "разразился в адрес Кулова нецензурной бранью, потрясая сжатым кулаком".
В этой ситуации, как отмечает издание "Белый пароход", просто напрашивается идея, что Мотуева, освобожденного как раз перед началом митингов оппозиции, "выпустили не просто так, а в обмен на некие услуги", например, мобилизацию его сторонников под лозунгами "защиты конституционного порядка". Кстати, если у Бакиева возникнут проблемы с написанием очередной конституции, то "джумгальский вождь" и в этом готов ему помочь: как заявил Мотуев, у него есть собственный проект конституции, который он представит общественности в ближайшее время.