В музыкальной индустрии принято, что группа с солидным стажем, выпуская новый альбом, заверяет своих поклонников, что, дескать, именно он будет лучшим за всю ее карьеру, как будто ранее эти же музыканты занимались бог знает чем. В итоге эта работа если и не оборачивается горьким разочарованием для меломанов, то во всяком случае ничего нового к творчеству конкретного коллектива не добавляет, оставляя равнодушными критиков и аудиторию в целом. Исполнителей, к которым подобное утверждение никак не относится, можно пересчитать буквально по пальцам. В их числе и канадское трио Rush (Гедди Ли - бас-гитарист и вокалист, Алекс Лайфсон - гитарист, Нейл Пиерт - ударник и автор всех текстов), выпустившее в начале мая свой 18-й по счету студийный альбом (не считая сборников, концертных записей и подборки кавер-версий). Причем со времен выхода первой пластинки в 1974 году прошло 33 года. Срок символический.
Любопытно, что мало в общем-то известная в России группа на западе вот уже более 30 лет пользуется без преувеличения огромной популярностью. Фактически каждый новый альбом канадцев приобретал "платиновый" или "золотой" статус, то есть расходился тиражом более миллиона или более полумиллиона экземпляров. Это не говоря уже об успехе у себя на родине - в Канаде, где Rush признаны лучшей группой всех времен и объявлены официальными послами музыки. В целом же по количеству "драгметаллических" альбомов трио из Торонто занимает пятое место за всю историю рок-музыки среди групп, уступая только The Beatles, The Rolling Stones, Kiss и Aerosmith. А в списке самых раскупаемых артистов канадцы занимают в США 78 место.
Но в отличие от других исполнителей у Rush нет в активе некоего мегабестселлера, как например, у их последователей из Marillion, выпустивших несколько коммерчески успешных дисков, а затем канувших в лету с бледными попытками вернуть былую славу. На протяжении более трех десятков лет канадцы работают неизменно качественно, но ни о какой штамповке тут не скажешь - каждый новый альбом группы всегда отличался от предыдущего. Участники группы экспериментировали со стилями, звуком, аранжировками, но все это происходило исключительно в рамках выбранного еще в начале 70-х направления - этакой смеси Led Zeppelin, Yes и King Crimson. Что роднит все работы коллектива, так это высокое мастерство музыкантов, поскольку в плане владения инструментами Rush, наверное, нет равных, и четкая концепция каждого альбома (за исключением, может быть, диска 1974 года).
Но вернемся к новой пластинке Rush "Snakes & Arrows" ("Змеи и стрелы"). Все 13 треков диска сочинены коллективно, за исключением акустической инструменталки "Hope", авторство которой принадлежит Лайфсону. Название для альбома было выбрано главным идеологом коллектива - барабанщиком Нейлом Пиертом, который утверждает, что оно возникло благодаря одноименной древней буддистской кармической игре, а также детской игре "Змейки и лесенки" ("Snakes & Ladders"). Пиерт давно увлекается буддизмом, и это увлечение уже проскальзывало не раз в текстах группы, одно из немногих критических замечаний в адрес которой и касалось некоторой заумности стихотворных образов.
Группа Rush основана в 1968 году в Торонто (Канада). В ее состав с 1974 года входят Гедди Ли, Алекс Лайфсон и ударник Нейл Пиерт - автор всех текстов, нескольких философских книг и пособий по игре на ударных инструментах. Группа выпустила 19 программных альбомов в стиле хард-прогрессив-рок, несколько концертных дисков и компиляций, причем все диски коллектива распродавались тиражом более 500 тысяч экземпляров. В начале 80-х канадское правительство присвоило Rush звание "официальных послов музыки". Своими учителями канадских музыкантов называли такие группы как Metallica, Queensryche, Marillion, King's X, Iron Maiden, Primus. Сами Rush утверждают, что на их творчество повлияли Led Zeppelin, The Who, King Crimson и Cream.
Основные темы "Snakes & Arrows" - вера и надежда, война и темные стороны человеческой натуры, которые, к слову, приводят к не только вселенским, но и к сугубо личным трагедиям. В целом лирика альбома сравнима с предыдущими текстами, то есть Пиерт лишний раз доказал, что является не только лучшим барабанщиком планеты, что все специализированные музыкальные издания признавали уже не раз, но и выдающимся поэтом. Кстати, в творческом багаже канадца, потерявшего в 90-х годах жену и единственного ребенка, уже есть две книги. Одну из них - "Ghost Rider" ("Призрачный ездок") он написал после путешествия в одиночку на мотоцикле по США. Таким образом Пиерт пытался избавиться от депрессии после потери близких.
В музыкальном плане новый альбом Rush несомненно является лучшей работой коллектива с начала 80-х годов, когда были выпущены наиболее успешные и в творческом и в коммерческом плане работы - "Permanent Waves" 1980 года и "Moving Pictures" 1981 года. Эксперименты с электроникой ушли в прошлое еще в конце 80-х, но группа не стала злоупотреблять и тяжелым саундом, которым был насыщен предыдущий альбом "Vapor Trails" (2002 год). "Snakes & Arrows" отличает крайне насыщенный звук, постоянное чередование партий акустической и электрогитары, идущие фоном, но при этом имеющие свой четкий, замысловатый рисунок, басовые партии и, конечно, барабаны Пиерта, который, как кажется при прослушивании альбома, играет не на одной ударной установке, а сразу на пяти.
Представить себе не могу, к какой категории нас отнести. Что такое прогрессивный рок? Что это вообще значит? Я не знаю. Если такой термин существует, то попадаем ли мы под его определение? В то время как все эти группы "прогрессивного рока" воссоединяются, все это не более чем ностальгия по прошлым временам. А вот мы, которые никуда не пропадали и по-прежнему двигаемся вперед. Я не знаю, как это объясняется терминологией прогрессивного рока.
Продюсер диска Ник Раскулинеч (Nick Raskulinecz), работавший ранее с Foo Fighters, проделал свою работу на пять балов. Интересно, что столь удачный диск был записан всего за месяц. Для этого музыкантам понадобилось уединиться с Ником в студии, расположенной вдалеке от человеческого жилья в лесах на Северо-Востоке США, и полностью погрузиться в работу. Rush такой режим абсолютно не смущает. Напротив, музыкантам нравится находиться все время вместе во время работы над новым альбомом, поскольку, как утверждает Гедди Ли, "между нами существует химическая связь - смысл которой весьма позитивен". С Ли не поспоришь - группа уже 33 года работает в одном составе и ее ряды ни разу не сотрясали столь характерные для шоу-бизнеса дрязги.
Критики отметили в числе наиболее удачных песен "Snakes & Arrows" "Armor and Sword", в которой обнаружились следы творчества King Crimson; возможно, одну из лучших инструментальных композиций (всего их в альбоме три - больше чем на каком-либо другом диске группы) за всю историю Rush - "The Main Monkey Business" и завершающий трек с многозначительным названием "We Hold On". Из других дорожек можно отметить также первый сингл с альбома (вышел в марте) "Far Cry" и еще одну инструменталку "Malignant Narcissism", которая звучала в полнометражном мультфильме от создателей South Park Трэй Паркера и Мэтта Стоуна - "Отряд Америка: Всемирная полиция" в тот момент, когда персонаж Ким Чен Ира обдумывал свой коварный план против всего прогрессивного человечества.
Предыдущий альбом канадского трио - "Vapor Trails", вышедший в 2002 году, в первую же неделю после выпуска разошелся только в США тиражом 111 тысяч экземпляров и попал на шестое место в хит-параде Billboard. "Snakes & Arrows" вышел 1 мая и за неделю был продан в количестве 93 тысяч копий, однако попал на третье (!) место самого популярного в Штатах музыкального журнала. При этом новая работа Rush возглавила хит-парад рок-альбомов и заняла третье место в канадском хит-параде. В Англии "Snakes & Arrows" стал только 13-м, однако для тридцатилетней группы, играющей далеко не развлекательную музыку - это показатель солидный. Речь ведь идет не об Элтоне Джоне и даже не о Rolling Stones.
В настоящее время Rush готовится к масштабному турне по Америке и Европе, которое начнется в июне. В Лондоне канадцы выступят на отреставрированном стадионе Wembley, причем не факт, что все желающие смогут получить билет на концерт - начиная с конца 70-х, группа всегда собирает аншлаги. Как утверждают заокеанские критики, Rush - один из немногих коллективов, "живое" звучание которого не только не уступает студийному, но в чем-то даже и превосходит его, давая музыкантам возможность развернуться на полную катушку. Жалко, у россиян до сих пор не было возможности убедиться в этом