Грузинский парламент в окончательном чтении принял законопроект, в соответствии с которым в республику смогут вернуться турки-месхетинцы, депортированные в 1944 году. Возвращение месхетинцев стало одним из условий, которые выставил Грузии Запад, обещая принять ее в НАТО. В этой ситуации парламентское большинство решило не обращать внимания на протесты оппозиции, заявившей, что от недостаточно проработанного закона пострадают как местные жители, так и приезжие, а под грузинское государство будет заложена "мина замедленного действия".
Грузия пообещала обеспечить репатриацию турок-месхетинцев еще в 1999 году, когда вступала в Совет Европы. В результате даже появилось несколько комиссий, которые занимались этим вопросом, однако работали они, вспоминает Темур Ломсадзе (советник грузинского министра по урегулированию конфликтов), только для вида. По его словам, тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе был против переселения (хотя и взял соответствующие обязательства перед Европой) и всячески старался обойти этот вопрос.
Принимать репатриантов мешали и отсутствие законодательной базы, и нехватка средств, необходимых для адаптации мигрантов. В результате за минувшие десять лет, по словам грузинского депутата Вана Байбурта, в Грузию вернулись около ста семей турок-месхетинцев, хотя претендовать на репатриацию могли бы более 300 тысяч человек.
Европа между тем про обещание не забыла и постоянно напоминала о нем грузинскому руководству. При этом еврочиновники прямо связывали этот вопрос со вступлением Грузии в НАТО. Депутаты от правящих партий при обсуждении законопроекта, в общем, не скрывали, что в значительной степени руководствуются именно этим соображением. Наряду, разумеется, с желанием "восстановить историческую справедливость".
Закон, принятый парламентом, устанавливает правила, по которым турок-месхетинец может получить статус репатрианта и грузинское гражданство. В нем содержится, например, список документов, которые претендент должен представить в Министерство по делам беженцев. Однако в нем нет конкретного плана расселения мигрантов, не определены и квоты на количество переселенцев, которые готова принимать Грузия.
Между тем именно эти детали стали предметом критики оппозиции. В регионе Самцхе-Джавахети, с территории которого в 1944 году выселили турок-месхетинцев (советские власти обвинили их в пособничестве врагам и сотрудничестве с турецкой разведкой), проживает большое количество армян. Появление там многочисленной турецкой диаспоры может спровоцировать межэтнический конфликт, считают наблюдатели. Представители грузинского руководства, правда, пообещали расселить мигрантов по всей территории страны и уладить все трения с местным населением, однако критиков нового закона эти объяснения не удовлетворили.
"Я лично являюсь очевидцем того, как президент Саакашвили носился по Самцхе-Джавахети и заверял народ, что пока он жив, ни один турок-месхетинец не ступит на эту землю", - заявил депутат Звиад Дзидзигури. Тогда, по словам парламентария, Саакашвили всю вину за то, что у Грузии появились обязательства по их репатриации, сваливал на "маразматическое правительство Шеварднадзе". "Почему мы тогда должны выполнять обязательства, взятые маразматиком?", - возмущался депутат.
Оппозиционеры вспомнили и о грузинских беженцах из Абхазии и Южной Осетии, многие из которых испытывают материальные трудности и при этом почти не получают помощи от государства. В этой ситуации, как заявляет депутат "Правой оппозиции" Манана Начкебия, власти просто не имеют морального права тратить средства на репатриантов из других стран.
Кстати, Грузия, в соответствии с законопроектом, не обязана обеспечивать переселенцев жильем или выплачивать им имущественную компенсацию. Адаптацию мигрантов оплатит Совет Европы, на эти цели, по словам депутатов, будет выделено около ста миллионов евро.
Грузинские власти поспешили с решением вопроса о приеме репатриантов, полагает представитель фракции "Демократический фронт" Бидзина Гуджабидзе, хотя у республики достаточно нерешенных проблем. По его мнению, руководство страны не смогло добиться успехов, которые признали бы за рубежом, в других областях: "Права человека нарушаются, социально-экономическая ситуация остается тяжелой, и все это происходит из-за бездарности властей". В этой ситуации, резюмирует парламентарий, им остается переселять месхетинцев и посылать грузинских солдат в Ирак, чтобы хоть как-то завоевать расположение Европы и НАТО.