Мир
23:39, 22 августа 2007

Чавес навсегда Парламент Венесуэлы одобрил изменение конституции страны

В среду, 22 августа, Национальная ассамблея Венесуэлы одобрила предложенный президентом Уго Чавесом проект изменения конституции страны. Пересмотру должны подвергнуться 33 из 350 статей основного закона - около 10 процентов. Наиболее важными вехами на пути создания в Венесуэле "социализма XXI века" Чавес считает увеличение срока президентских полномочий с шести до семи лет и отмену ограничений на количество переизбраний. В течение последующих двух-трех месяцев депутаты должны вынести окончательное решение по проекту конституционных преобразований, после чего он будет вынесен на общенациональный референдум.

Вероятно, что и в последующих чтениях предложенный Уго Чавесом проект будет одобрен. Национальную Ассамблею Венесуэлы контролируют сторонники президента. Во многом это произошло потому, что оппозиционные партии сами же бойкотировали парламентские выборы 2005 года. Теперь противники Чавеса предупреждают об угрозе, которую "исправленная" конституция несет демократии в Венесуэле: Чавес легко может превратиться в пожизненно переизбираемого лидера, как это произошло на Кубе с Фиделем Кастро. Бывший кандидат в президенты социал-демократ Мануэль Розалес (Manuel Rosales) назвал все происходящее государственным переворотом.

Грядущие изменения

Стоит, однако, отметить, что предложенный проект гораздо глубже и не ограничивается лишь усилением власти президента. Впервые представляя его депутатам парламента на вечернем заседании, состоявшемся вечером 15 августа, Чавес заявил, что главная цель предложенных реформ - "завершить строительство социалистического государства, покончить со старым обществом и капиталистическими структурами, тормозящими революционный процесс". Реформы помогут, по его словам, окончательно избавиться от коррупции, которой были подвержены все предыдущие правительства.

В частности, предлагается упразднить автономию Центрального банка Венесуэлы, что откроет правительству доступ к золотовалютным резервам. Как отмечает агентство Associated Press, речь в данном случае идет о миллиардах долларов, которые планируется пустить на социальные программы. Государство также должно получить право контролировать имущество и активы частных компаний на период, пока суд не вынесет решение по их экспроприации. Словом, конституционные реформы идут в русле проводившейся ранее Чавесом политики по усилению роли государства в экономике и национализации крупных предприятий.

При этом Чавес подчеркнул, что не собирается уничтожать частную собственность. По его словам, изучив опыт "социалистических государств", таких как СССР, Куба и Никарагуа, он пришел к выводу, что главной ошибкой их правительств было стремление упразднить мелкую и среднюю частную собственность. "Мы не собираемся вас исключать. Вы нам нужны", - добавил он, обращаясь к представителям малого и среднего бизнеса. Тем не менее конституционные поправки предполагают ликвидацию монополий и крупных земельных хозяйств - латифундий.

Уго Чавес провозгласил наступление "эры народовластия", предполагающей создание новых типов имущественных и властных отношений. "Власть народа", согласно проекту, будет опираться на коммунальные советы рабочих, студентов и крестьян. Им передадут функции, которыми до этого обладали избираемые чиновники. Это должно усилить участие простых людей в общественной и политической жизни страны. Кроме того, рабочая неделя должна быть сокращена до 36 часов, а для тех, кто работает по ночам - до 34 часов.

Проект изменения конституции также предлагает включить в состав вооруженных сил Венесуэлы наряду с армией, флотом, авиацией и национальной гвардией так называемую "народную милицию". При этом военные смогут осуществлять полицейские функции и проводить юридические расследования. Со своей стороны, президент получает право простым декретом изменять границы территориальных объединений, объявляя их стратегическими военными регионами.

Страна победившего социализма

Во что выльются предлагаемые Чавесом изменения, предугадать сложно. Оппозиция опасается установления единоличной власти Чавеса и ущемления гражданских прав и свобод. Со своей стороны, Уго Чавес заявил, что ни в какой стране мира не существует демократии лучше, чем в Венесуэле. Он выразил уверенность, что большинство венесуэльцев поддержат на референдуме проект реформ, а в отношении оппозиции прямо сказал, что вся она без исключений защищает интересы Империи, то есть США.

Таким образом, социалистические преобразования в Венесуэле могут быть закреплены конституционно. В будущем независимо от того, на сколько еще лет Чавес останется у власти, это значительно усложнит другим политическим силам (если они найдутся) изменить намеченный им политический и экономический курс. Как представляется, Чавес стремится не столько провести те или иные из намеченных им реформ или остаться у власти на бесконечно долгий срок, сколько перестроить само устройство государства в соответствии со своими "революционными" идеалами.

Ранее по его инициативе страна сменила имя - официально Венесуэла была переименована в "Боливарскую республику Венесуэла" в честь особо почитаемого Чавесом Симона Боливара (1783-1830), который в XIX веке возглавил борьбу латиноамериканских колоний за независимость от Испании. Новым проектом реформы конституции Чавес намерен кардинально изменить Венесуэлу изнутри.

Можно, конечно, не придавать этому особого значения. В конце концов, Латинская Америка известна своими многочисленными государственными переворотами, революционными правительствами, хунтами, рвущимися к власти полковниками, у которых порой медалей больше, чем солдат. Однако, как справедливо отметил обозреватель Der Spiegel Эрих Фоллат (Erich Follath), Уго Чавес не очередной каудильо, у которого нет реальной власти. Он возглавляет одну из ключевых стран Южной Америки.

Венесуэла является пятым по величине экспортером нефти в мире и (после Канады) обладает самыми большими ее запасами в Западном полушарии. Она является четвертой по объему поставок нефти в США после Мексики, Канады и Саудовской Аравии (доля венесуэльской нефти в США составляет 11 процентов). Опираясь на нефтяные деньги, Уго Чавес ведет активную внешнеполитическую деятельность, прежде всего в своем регионе.

Он оказал многомиллионную помощь Эво Моралесу в ходе президентской кампании в Боливии. Победив на выборах, Моралес стал проводить схожую с Чавесом политику, немедленно приступив к национализации газодобывающей отрасли. Венесуэла приобрела на миллиарды долларов государственных займов Аргентины, что сделало правительство Нестора Кирхнера более уступчивым в отношении инициатив и требований Чавеса. Бразилию, да и другие страны Латинской Америки Чавес пытается привлечь на свою сторону продажей дешевого газа, предложив им создать единый южноамериканский газопровод.

Уго Буш

Фигура Чавеса, несмотря на экстравагантные выходки и ярко красные рубашки, дружбу с Махмудом Ахмадинеджадом, постоянные публичные обзывания нехорошими словами президента США и представителей администрации Белого дома, не выглядит такой уж комичной. Более того, сам Уго Чавес склонен рассматривать себя как будущего лидера латиноамериканского континента, нового Симона Боливара, который вернет южноамериканским странам политическую и экономическую независимость от империалистов. С этим связаны его многочисленные визиты на Кубу к больному Фиделю Кастро, в ходе которых он ведет себя как идейный соратник и правопреемник старого команданте, некий "нефтяной Че Гевара".

Очевидно, что Чавес видит в себе человека, на которого возложена определенная миссия. Расценивать это можно по-разному. К примеру, доктор Джерольд Пост (Jerrold Post), составивший психологический портрет Уго Чавеса для военно-воздушных сил США, говорит о "мессианском комплексе". Чавес, по мнению Поста, рассматривает себя как спасителя, как само воплощение Венесуэлы. Он также отмечает болезненный нарциссизм Чавеса, сопряженный с чувством крайней неуверенности, и, как следствие, любовь к лести и похвалам со стороны окружающих.

Со своей стороны, личный психолог Чавеса 70-летний Эдмундо Чиринос (Edmundo Chirinos) отвергает все предположения и слухи о том, что Уго Чавес считает себя мессией, современным воплощением Боливара, и даже наедине разговаривает с его бюстом. "Чавес разделяет воззрения и стремления Симона Боливара, однако никогда не был ими одержим", - отметил он. Чиринос также заявил, что единственным политическим лидером, с которым можно было бы сравнить Уго Чавеса (с его осознанием своего предназначения, библейской риторикой, разделяющей мир строго надвое: Бога и Сатану, доброе и злое), является только президент США Джордж Буш.

Шанс на великое

В США Чавеса признают крупным политическим игроком и с беспокойством следят за его действиями. В конце концов, строительство "социализма XXI века" разворачивается "на заднем дворе" Соединенных Штатов, как часто именуют Латинскую Америку. Антиамериканская риторика президента Венесуэлы, закупка новейших вооружений из России, угрозы прекратить продавать США нефть не могут не настораживать Вашингтон.

С другой стороны, некоторые идеи и высказывания Чавеса, угрозы и предсказания краха мирового империализма порой откровенно нелепы и смешны и дают повод не воспринимать его всерьез. Точно так же обстоит дело с анонсированной им реформой конституции. Неизвестно, как новый закон будет работать, и не останутся ли все обещания "социалистического общества" простой риторикой. А неограниченное количество переизбраний можно использовать для продолжения съемок популярной программы с участием Чавеса "Алло, Президент".

< Назад в рубрику