Новости партнеров

Лучший день МАКСа

Крупнейший российский авиасалон закончился без происшествий

26 августа закончился авиасалон МАКС-2007, крупнейшая российская авиационная выставка, призванная продемонстрировать мощь отечественной военной техники и возрождение гражданского авиапрома. Закрыла МАКС, как ни странно, вовсе не российская пилотажная группа. Организаторы доверили самое ударное место программы французской "Патруль де Франс". И не прогадали – выступление французов оказалось очень красивым.

Да и в целом последний день авиасалона стал лучшим из всех предыдущих. Во-первых, организаторы сумели, наконец, управиться с толпой в десятки тысяч человек так, чтобы всем было удобно. На этот раз пробок, давки в автобусах, нехватки мест в электричках, ставших "визитной карточкой" прошедших МАКСов, удалось избежать – как при въезде на авиасалон, так и на выезде.

Во-вторых, МАКСу наконец-то повезло с погодой. Страшную жару прошедших дней сменила прохладная, но сухая летняя погода с ветром. Поэтому единственные, кто был не доволен установившейся прохладой – продавцы мороженного и воды.

Ну и в-третьих, в последний день была организована очень интересная программа полетов, не дававшая посетителям оторвать взгляд от неба.

Высший пилотаж

В воскресенье организаторы решили сначала повторить самые лучшие выступления за прошедшие дни МАКСа. В небе над Жуковским возможности российской техники показали пилоты на Су-30, а американской – на F-15C. Также выступили отечественные пилотажные группы "Стрижи" и "Витязи", на девяти самолетах выполнившие "бочку" на минимальном расстоянии друг от друга.

Во второй части демонстрационной программы были не только показательные выступления. Три пилота на Су-26 выступали в рамках розыгрыша этапа Кубка мира. Больше всех зрителям понравилось выступление шестикратной абсолютной чемпионки мира Светланы Капаниной, которая посвятила свое выступление всем погибшим в воздухе летчикам. Капанина стала известна на МАКСе после того, как в первый день авиасалона рассказала Владимиру Путину о том, что спортивная авиация в России "стоит на коленях из-за отсутствия государственной поддержки".

Помимо Капаниной, в розыгрыше главного приза принимали участие Виктор Чмарь и Михаил Мамистов. Про выступление последнего комментатор выразился следующими словами: "Это что-то, это не пилотаж". При всей стилистической уязвимости фразы с ней сложно не согласиться – Су-26 Мамистова, Чмаря и Капаниной зависали в воздухе, рисовали фигуры, переворачивались через себя, почти отвесно падали вниз, так что иногда казалось, что у самолетов отказали моторы…

Выиграла гран-при Светлана Капанина, что позволило МАКСу стать местом своеобразного рекорда – никогда прежде женщине-пилоту не удавалось выиграть этап Кубка мира.

После полетов, а вернее танцев Су-26 под музыку, настало время парашютистов. Из-за сильного ветра казалось, что все они разлетелись в разные стороны и соединиться для выполнения программы у них уже не получится. Тем не менее, четверо из шести парашютистов образовали в небе фигуру, а потом продемонстрировали зрителям флаг Жуковского. В это время оставшиеся двое растянули огромное полотнище с российским флагом. Ветер помог их замыслу – флаг долго парил в воздухе и вызвал у толпы бурю восторгов. Когда парашютисты опустились на землю, им долго аплодировали.

Десерт

Самое зрелищное шоу организаторы припасли к закрытию, когда в кассах закончились билеты и всех желающих посетить МАКС пускали на авиасалон уже бесплатно. Пилотажной группе "Патруль де Франс" выделили целых 30 минут, на протяжении которых французские летчики один за одним выполняли фигуры высшего пилотажа. Комментировалось выступление на двух языках – английском и русском, что позволило понимать особенности фигур высшего пилотажа иностранцам, которые, к слову сказать, в последние дни МАКСа совсем потерялись в российской толпе. В бизнес-дни иностранную речь можно было слышать намного чаще…

Гвоздем программы стали перемещения в группе – как сообщил комментатор, самолеты французов двигались на расстоянии двух-трех метров друг от друга. Пилоты "Патруль де Франс" то выстраивались в большую стрелку, то в букву "Т" или "А", то кружили ромбом. В конце они нарисовали над Жуковским большое сердце и проткнули его стрелой – этот номер французы выполнили как бы на бис, потому что прошлому МАКСу они свое сердце уже дарили.

В самом конце "Патруль де Франс" нарисовал в небе огромный российский флаг – благо цвета на нем такие же, как и на французском. На этом демонстрационная программа закончилась, и зрители поспешили к выходам.

Недовольные

Несмотря на то, что программа полетов получилась исключительно интересной и в целом последний день МАКСа прошел без происшествий и инцидентов (зрители не пытались украсть экспонаты, не напивались, не отламывали на память части самолетов и вертолетов), нашлись и недовольные.

Ими оказались пацифисты. На заборах рядом с платформой "Отдых", откуда уходили автобусы до аэродрома в Жуковском, можно было заметить надписи "МАКС – выставка достижений индустрии смерти" и "Нет гонке вооружений".

Вряд ли эта тихая акция протеста помешает российскому правительству провести следующий МАКС в 2009 году. В том, что такой салон нужен хотя бы для подведения промежуточных итогов работы авиационной промышленности, нет никаких сомнений. Да и миллиардные контракты кое-что значат сами по себе. Но главное - международный авиафорум в Жуковском нравится посетителям, а значит, у нас есть все основания ожидать, что французские летчики в третий раз нарисуют в небе над МАКСом сердце, пронзенное реактивной стрелой.