На прошлой неделе в борьбу за пост за пост президента США официально вступил политик и киноактер Фред Томпсон, и официальных республиканских кандидатов стало девять. Томпсон составляет сейчас самую серьезную конкуренцию партийному фавориту – экс-мэру Нью-Йорка Рудольфу Джулиани. Третье и четвертое места делят аризонский сенатор Джон Маккейн и бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни.
Нижние строчки республиканского рейтинга занимают три конгрессмена – калифорниец Дункан Хантер (Duncan Hunter), техасец Рон Пол (Ron Paul) и колорадец Том Танкредо (Tom Tancredo) – и один сенатор – канзасец Сэм Браунбэк (Sam Brownback). На долю каждого из этих претендентов приходится не более одного-двух процентов голосов. Чуть более популярен бывший губернатор штат Арканзас Майк Хаккаби (Mike Huckabee), его готовы поддержать до четырех процентов республиканцев. Хаккаби, в частности, прославился тем, что радикальным образом сбросил вес, когда у него диагностировали диабет. Что же касается политического веса перечисленных пяти политиков, для президентской гонки он слишком мал, и резонно ожидать их выбывания из борьбы.
Основное соперничество разворачивается между Джулиани и Томпсоном, от них отстают, но все же пользуются значительной поддержкой Маккейн и Ромни.
Главный козырь бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни – система обязательного медицинского страхования, которую он ввел в своем штате. Кроме того, в 2002 году вмешательство Ромни помогло "спасти" зимнюю Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити: игры грозили стать большим коммерческим провалом, но когда за организацию взялся Ромни, дело пошло на лад. В ходе нынешней кампании Ромни добился завидных успехов в сборе финансовых средств и пустил их на активную агитацию в ряде штатов.
Тем не менее, популярности экс-губернатору не хватает. Одна из причин – его вероисповедание. Ромни – мормон, а каждый третий американец, как свидетельствуют социологи, не готов избрать президентом представителя этой религии. К тому же, многие критики сомневаются, что механизм обязательного медстрахования, использованный Ромни в небольшом и богатом Массачусетсе, сможет работать на общенациональном уровне. Тем не менее, по числу сторонников Ромни соперничает с Джоном Маккейном, а по некоторым данным – даже опережает его. Ромни поддерживают примерно 11-15 процентов республиканцев.
Сенатор Маккейн в 2000 году соперничал за выдвижение в президенты с Джорджем Бушем-младшим. Ветеран войны, проведший пять лет в плену, Маккейн не устоял тогда перед пропагандистской машиной Буша, которой рулил хитроумный стратег Карл Роув. Спустя шесть лет сенатор начал новую кампанию и на этот раз стал главным фаворитом, но к лету 2007 года серьезно сдал позиции.
Свою роль в провале сыграли и просчеты советников, и непопулярная платформа самого сенатора. Упрямый Маккейн умудрялся вызвать недовольство и у либералов, и у консерваторов, а неизменная поддержка войны в Ираке сделала потерю сторонников неминуемой. Тем не менее, списывать сенатора со счетов пока рано: его по-прежнему поддерживают 12-14 процентов республиканцев. Даже если Маккейну не удастся радикальным образом переломить ситуацию, он вполне сможет стать уверенным претендентом на вице-президентский пост.
Фред Томпсон, исполнитель роли окружного судьи в популярном телесериале "Закон и порядок", официально вступил в президентскую гонку позже всех своих конкурентов, однако еще до того он занял в республиканских рейтингах популярности второе место после Джулиани. В настоящее время на стороне Томпсона примерно 19-22 процента республиканцев. Его нередко сравнивают с другим актером-политиком – Рональдом Рейганом.
Критики утверждают, что за девять лет работы в Сенате, где Томпсон представлял штат Теннеси, он не отметился никакими весомыми достижениями. Еще его подозревают в не совсем чистоплотной лоббистской практике. Но главная сила Томпсона – это образ, который он привык играть на экране: уверенный в себе, опытный, умудренный жизнью представитель власти. Выступая в роли "старого доброго" американского консерватора, обещая вернуться к славным годам Республиканской партии, экс-сенатор привлек немало избирателей, разочарованных в других кандидатах.
Джулиани, бывший мэр города Нью-Йорк, сейчас уверенно лидирует в республиканской гонке, его поддерживают до 27 процентов однопартийцев. Он завоевал общенациональную популярность после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда, постоянно появляясь на телеэкранах, Джулиани фактически превратился в олицетворение американской государственности: неслучайно его прозвали "мэром Америки".
Покинув свой пост в конце 2001 года, Джулиани остался на плаву, активно помогал другим республиканцам. Хотя либеральность Джулиани в социальных вопросах (права гомосексуалистов, аборты, право на владение оружием) ослабляет его позиции среди правой части электората, а критики ставят под сомнение его реальные заслуги в ходе кризиса 2001 года, образ "мэра Америки" по-прежнему жив в американских сердцах. Вероятно, его еще больше оживит очередная годовщина 11 сентября.