Экономика
18:51, 11 октября 2007

Зигзаг удачи Судостроителей отдадут в управление бывшему начальнику Виктора Зубкова

Антон Ключкин

Карьеры госслужащих в России пересекаются довольно затейливым способом. Так вышло в случае с назначением главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которую может возглавить 65-летний Юрий Яров, директор ФГУП "Северное проектно-конструкторское бюро". В 1989 году он работал главой Леноблисполкома, где его замом был нынешний премьер-министр Виктор Зубков.

Всего за день до назначения Ярова кандидатом на этот пост значился Андрей Дутов, однако уже 10 октября он стал главой Роспрома, сменив на этом посту ушедшего командовать "АвтоВАЗом" Бориса Алешина. На утверждение Дутова премьеру Виктору Зубкову потребовался всего лишь день.

При этом днем ранее, 9 октября, Минпромэнерго представило кандидатуру Дутова на утверждение на пост главы ОСК. Ведомство внесло на эту должность сразу две кандидатуры: Дутова и Ярова. "Коммерсант" пишет, что это было сделано для страховки, поскольку последнего момента было неясно, кто возглавит Роспром.

Напомним, что весной 2007 года ОСК заинтересовался Владимир Путин, потребовав подготовить указ о ее создании за неделю. Тогда же президент поручил чиновникам решить и кадровый вопрос. Дело было срочное: ОСК необходима, чтобы исправить ситуацию в российском судостроении, которую сами чиновники характеризовали как крайне тяжелую.

Планировалось, что на первом этапе в корпорацию войдут доли государства в частных компаниях, принадлежащие государству ФГУПы, а также проектно-конструкторские бюро. Судостроительные заводы будут поделены на три субхолдинга по географическому принципу: "Западный" (Санкт-Петербург), "Северный" (Северодвинск) и "Дальневосточный" (Владивосток). Суммарный объем заказов всех холдингов составляет около 12 миллиардов долларов. При этом 85 процентов производимой ОСК продукции имеет военный характер.

Корпорация должна была быть зарегистрирована еще в июле, но этого так и не произошло. С кадрами оказалось еще сложнее. Одно время кандидатом на пост председателя совета директоров ОСК считали первого вице-премьера Сергея Иванова, затем министра обороны Анатолия Сердюкова. Но в итоге директоров ОСК возглавил вице-премьер Сергей Нарышкин. А вот с гендиректором ОСК оказалось сложнее.

Пост руководителя ОСК стал вакантным после того, как Александр Бурутин, возглавлявший ОСК несколько месяцев, был назначен первым замначальника Генштаба. Одни СМИ связывали его уход со срывами сроков создания ОСК, другие сообщали, что Бурутин, бывший до этого советником президента России по военно-промышленной политике, сам попросил об отставке. Так или иначе, судостроительная корпорация осталась без руководителя и процесс ее создания, до того момента шедший не слишком гладко, застопорился совсем.

Теперь руль госкорпорации отдадут в руки человека, который имеет непосредственное отношение к судостроению. Юрий Яров был членом экспертного совета правительственной комиссии по интеграции предприятий судостроительного комплекса России. Должность в конструкторском бюро, которое занимается проектированием боевых кораблей, также делает его "своим" для судостроителей. Так что в случае назначения он сможет реализовать все свои наработки на практике.

Кроме того, Яров, который почти ровесник Зубкову, занимает высокие посты во власти с начала 90-х годов, поэтому в административном плане у него тоже накоплен немалый ресурс. Выпускник Ленинградского технологического института, Яров начал карьеру в промышленности и дослужился до директора завода "Буревестник". В марте 1990 года был избран депутатом Ленинградского облсовета и народным депутатом РСФСР. В 1993-1996 годах работал вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина, а с 1996 года заместителем главы администрации президента Бориса Ельцина.

Предполагалось, что для создания ОСК понадобится около девяти месяцев, но, видимо, из-за сбоев в проекте судостроительные заводы объединятся под единый бренд не раньше 2008 года. Для чиновников это сигнал, который им не стоит игнорировать.

В последнее время госкорпорации стали одной из основных форм управления госсобственностью. Они создаются для развития авиастроительной отрасли, нанотехнологий и даже для управления имиджем страны. История с ОСК продемонстрировала, что для их создания одного решения не достаточно, необходимо подобрать еще и правильного исполнителя, иначе все громкие заявления так и останутся на бумаге. Для ОСК, видимо, такого человека нашли.

< Назад в рубрику