Герман Греф, покинувший в сентябре пост главы Минэкономразвития в российском правительстве, наконец-то нашел новую работу. Свыше 99 процентов акционеров 28 ноября выбрали его на должность президента и председателя правления Сбербанка - крупнейшего банка страны. Выборы были безальтернативными.
Слухи о том, что Герману Грефу готовят место в Сбербанке, ходили с начала октября. Герман Оскарович, впрочем, от комментариев категорически отказывался. О его планах было известно только то, что он намерен "уйти в бизнес". Окружение Грефа даже опровергало сообщения об уходе в Сберобанк.
Чуть позже Владимир Путин заявил, что не возражает против назначения главы Сбербанка Андрея Казьмина руководителем "Почты России". Банкиру под начало дали убыточное предприятие с огромной филиальной сетью, попутно подготовив место для отставленного Грефа. Уход Казьмина запланировали на конец ноября.
Греф был единственным кандидатом на должность - миноритарии своих не представили. Через две недели Наблюдательный совет Сбербанка порекомендовал бывшего министра на пост президента организации. Ожидаемый результат, омрачаемый лишь тем, что, по данным "Коммерсанта", "против" Грефа проголосовали все сотрудники Сбербанка, входившие в совет.
Кроме того, ряд менеджеров Сбербанка по неизвестной причине начал продавать акции родной организации. От своих долей, в частности, избавились и сам Андрей Казьмин и первый зампред правления Алла Алешкина.
Первое заявление Грефа было о том, что избранием ему оказан кредит доверия. В ближайшие месяцы Греф намерен заниматься строительством планов. Он представит в Наблюдательный совет среднесрочную стратегию развития, где будет написано, к чему банку стремиться в каждый конкретный год.
Бывший министр добавил, что предстоит большая работа. Из Сбербанка как финансового института придется делать рыночный конкурентоспособный банковский институт, открытый как для акционеров, так и вкладчиков. Одной из основных задач будет сохранение динамики роста прибыли.
Глава Банка России Сергей Игнатьев заметил по поводу назначения Грефа, что работа Сбербанка при новом руководителей будет такой же успешной, как и при прежнем. В его сухих словах есть немалая доля банкирского ехидства. Участники рынка не раз заявляли, что Казьмин так отладил механизм работы Сбербанка, что испортить что-либо будет сложно даже самому бездарному руководителю.
Действительно, Сбербанк сложно назвать неконкурентоспособным. После того как с 1997 года его капитализация выросла в 104 раза, он входит в число 25 крупнейших банков мира. На него приходится около половины ипотечных кредитов, выдаваемых в России, и значительная часть потребительских кредитов.
Но самое главное - вклады. Греф станет ответственным за вклады на 2,4 триллиона рублей. Это почти 10 процентов российского ВВП. Новый председатель правления заявил, что намерен развивать банк как институт, приумножающий вклады населения.
Значит ли это, что Сбербанк повысит свои традиционно консервативные ставки по депозитам, неизвестно. Зато понятно, что Греф фактически стал министром по вкладам населения. А судя по волнениям в бывшем топ-менеджменте Сбербанка, создание "госкорпорации" по управлению инвестициями россиян можно считать состоявшимся.