Фейсом об бук

Глава социальной сети извинился перед пользователями

Одну из крупнейших социальных сетей мира, американскую Facebook, последние несколько недель лихорадило. Десятки тысяч человек требовали отключить новую систему Beacon, которая уведомляла друзей и интернет-магазины о каждом шаге пользователей. Случилось неожиданное - их акции протеста и петиции сработали.

Система Beacon - довольно полезное средство социализации, использующее новостные ленты (News Feeds) пользователей. Последние информируют о том, кто с кем подружился, кто добавил информацию о себе, а кто написал что-то в своем блоге.

Beacon, который запустили 6 ноября, развивает эту идею. Если интернетчик покупает что-либо в онлайн-магазине или совершает другие действия - например, обновляет список подарков, которые он хотел бы получить, его друзья в своих лентах могут об этом прочитать. Можно легко представить, где пригодится такая система - купленные товары наверняка заинтересуют пользователей со схожими интересами.

Возмущенные голоса раздались из-за двух тонкостей работы системы. Во-первых, от использования системы нельзя было отказаться. И здесь наступало во-вторых. Пользователь не мог контролировать отсылку сообщений в новостные ленты.

20 ноября в социальной сети появилась группа обсуждений "Facebook, stop invading my privacy!", куда записался всего один человек - ее создатель. Спустя неделю там было 25 тысяч участников. Еще через два дня - 53 тысячи.

Последовала первая реакция менеджеров. Теперь Beacon спрашивал пользователя о том, хочет ли он поделиться сведениями о покупке. Все было бы хорошо, но скоро оказалось, что все сорок сайтов-партнеров Facebook могли получить доступ к данным пользователя даже в том случае, если он выходил из Facebook.

Защитники персональных данных начали рыть глубже. Выяснилось, что даже в случае отказа от передачи данных в Facebook сообщение о покупке отправлялось на сервер. Сотрудники Facebook, кстати, утверждали обратное.

К 5 декабря число противников Beacon только в одной группе выросло до 70 тысяч человек.

Тогда основатель системы Марк Цукерберг выбросил белый флаг и заявил, что администрация Facebook много раз ошибалась, когда создавала Beacon, но больше всего ошиблась, когда выпустила его в таком виде. Он подарил пользователям возможность навсегда отключить назойливую систему.

Любопытно, что даже 73 тысячи человек - почти незаметное на фоне 55 миллионов пользователей Facebook меньшинство. Активно защищать свою приватность, таким образом, вышел всего один человек на восемьсот.

В каком-то смысле именно нежелание скрывать свои персональные данные является одной из причин популярности социальных сетей. Впрочем, меньшинство всегда протестует против модернизации социальных сетей. Так, привычные для пользователей Facebook "новостные ленты" в свое время тоже подвергались жесткой критике. Это не помешало Facebook развиваться дальше, а крупнейшей сети MySpace с ее 100 миллионами пользователей - начать внедрение схожего механизма.

Более близкой сердцу российского интернетчика аналогией является "модернизация" ЖЖ, в ходе которых сначала монетизировался русскоязычный сегмент этой полусоциальной сети, а затем было объявлено о новых хозяевах. В ЖЖ, аудитория которого в несколько раз меньше Facebook'овской, при той же пропорции в одного протестующего на несколько сотен вряд ли наберется достаточно народу на успешное массовое восстание.

Повод, как показывает практика, тут не главное.