"Лента.ру" предлагает читателям вторую часть субъективного хит-парада самых значимых новостей года из жизни бывших республик СССР. В нее вошли события, получившие от "Ленты.ру" места с 10-го по 1-е - от конфликта вокруг бывшего зятя казахстанского президента Рахата Алиева до формирования нового кабинета министров на Украине во главе с Юлией Тимошенко.
Пока Борат Сагдиев был занят работой над путеводителем по Казахстану, руководству республики пришлось устраивать скандал года собственными силами. Справились неплохо: сюжет об изгнании Рахата Алиева из президентской семьи стал известен далеко за пределами страны. Мир в очередной раз узнал о Казахстане нечто новое. Правда, возможно, не совсем то, что Астана хотела бы выставить напоказ. Впрочем, еще во время конфликтов с Боратом казахстанские власти пришли к выводу, что скандальная реклама лучше, чем вообще никакая.
Конфликт вокруг персоны Рахата Алиева, тогда еще замминистра иностранных дел и крупного акционера казахского "Нурбанка", начался в конце января. Силовые структуры обвинили нескольких топ-менеджеров в проведении незаконных финансовых операций, те в ответ заявили, что сами являются пострадавшей стороной в конфликте с президентским зятем. Власти тогда приняли версию Рахата Алиева, правда, вскоре после скандального нападения на "Нурбанк" тесть вдруг отправил его послом в Вену. Некоторые сочли это своего рода "ссылкой" и подтверждением того, что обвинения в адрес Алиева, который в прошлом занимал высокие посты в силовых структурах, имеют под собой почву.
Ситуация начала меняться в мае 2007 года. Начались задержания людей из окружения Рахата Алиева, принадлежавшие ему СМИ сообщали, что из них выбивают некие показания. Вскоре на президентского зятя, очевидно, было собрано достаточно компромата. Получив особое разрешение президента, силовики предъявили Алиеву обвинения в похищении людей и вымогательстве. Президент Нурсултан Назарбаев, со своей стороны, снял родственника с должности посла, а его дочь Дарига, быстро разобравшись в ситуации, подала на развод.
Правда, самого Рахата Алиева, который обосновался в Австрии и оттуда раздавал интервью, обвиняя бывшего тестя в репрессиях и диктаторских замашках, Астана так и не получила. Суд Вены отказался выдать Казахстану опального президентского родственника, заявив, что на родине ему не гарантировано справедливое судебное разбирательство. В итоге власти республики решили судить отступника заочно. Впрочем, своей цели, как утверждает бывший зять Назарбаева, его враги уже добились. По словам опального президентского родственника, его имущество в Казахстане (от банковских счетов до СМИ) было конфисковано и поделено между победившими кланами.
После очередного подорожания российского газа в конце 2006 года руководству Белоруссии пришлось пересмотреть свои расходы. Власти были вынуждены отменить большинство льгот и отказать в поддержке убыточным предприятиям. Иными словами, стали постепенно сворачивать знаменитый "белорусский социализм", который до сих пор обеспечивал Александру Лукашенко поддержку значительной части населения.
Эффективность этих мер довольно сомнительна. Власти смогут немного сэкономить, а взамен получат недовольство населения и рост влияния оппозиции. Отказ от дотаций, в свою очередь, грозит ростом безработицы. К тому же встает вопрос о том, многие ли белорусские производители способны уйти "в свободное плавание". Лукашенко и сам задается этим вопросом: он то нахваливает качество отечественных товаров, то признается, что на них "страшно смотреть".
В Москве прекрасно понимают ситуацию и, очевидно, не упустят возможности несколько расшатать положение союзника (который, кстати, пользуется в России значительной популярностью) и упрочить свое влияние на него. Например, на тот случай, если понадобится трудоустроить Владимира Путина после его ухода с президентского поста. Москва уже приготовила Минску "пряник", даже целых два: льготный кредит и старую цену за газ. В этих условиях руководство республики сможет смягчить эффект от непопулярных реформ. Остается только вопрос, чем за это придется расплачиваться с Кремлем?
Еще пару лет назад она считалась главным русофобом на всей территории от Финского залива до турецкой границы. Многие так и не смогли простить ей водку, селедку и газету "Правда" на 9 мая. Однако в последний год своего правления эта дама государственного значения, а речь, как вы уже, наверно, догадались, идет о бывшем президенте Латвии Вайре Вике-Фрейберге, напротив, вела себя с Россией крайне любезно. Во многом благодаря ее стараниям состоялся, наконец, пограничный договор между прибалтийской республикой и Россией.
Договор о государственной границе, который был парафирован еще в 1997 году, премьер-министры обеих стран скрепили подписями только 27 марта 2007 года. Подписание едва не состоялось в 2005 году, а причины, из-за которых оно тогда было отложено, уходят корнями в 1920 год, когда Латвия и Советская Россия заключили между собой мирный договор, по которому в состав прибалтийской республики была включена Абренская волость. В 1944 году эта территория вновь стала российской, превратившись в Пыталовский район Псковской области.
Некоторые политики в Риге до сих пор пытаются апеллировать к событиям 1920 года. В 2005 году латвийское правительство приобщило к проекту пограничного договора одностороннюю декларацию с отсылкой к указанным договоренностям. После того как этот номер не прошел, перед Латвией встала дилемма - или жить без восточной границы, что всерьез угрожало успешной интеграции страны в ЕС, или отказаться от Абрене. Вике-Фрейберга, мудро рассудив, что не стоит при каждом удобном случае ворошить историю, первой заявила о необходимости уступки. Президент даже явилась в парламент, когда там ставился на голосование проект договора с Россией.
В итоге позиция Вике-Фрейберги возобладала над упертостью местных национал-патриотов, и в мае сейм Латвии после двухчасовых дебатов окончательно ратифицировал документ. А уже после отставки Вике-Фрейберги глава МИД Латвии Марис Риекстиньш и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров , который находился с визитом в Риге, обменялись ратификационными грамотами договора о границе. До этого латвийский Конституционный суд отклонил претензии правых партий, заявлявших, что соглашение противоречит принципу территориальной целостности страны. Латвия получила и договор и границу, а "ослиные уши" остались у их хозяина. Или у хозяина осла.
Минувшим летом Казахстан достиг очередного этапа в создании "собственной модели демократии". По результатам внеочередных выборов в парламент прошла только одна партия - возглавляемая президентом "Нур Отан" (Свет Отечества). Сам Нурсултан Назарбаев получил право стать "пожизненным президентом" - баллотироваться на высший пост столько раз, сколько ему вздумается.
"Демократические эксперименты" казахских властей даже вернули к жизни подзабытую идею о переходе к монархическому правлению, с которой как-то выступал опальный зять президента Рахат Алиев. Молодые энтузиасты из движения "Нур Отар" (пародия на "Нур Отан", что-то вроде "Светлого Стада") провели серию акций в поддержку "солнцу подобного президента". Они разъясняли народу, что именно баран отныне олицетворяет те качества, которые нужны обществу.
Августовские выборы, как водится, получили благословение со стороны миссии от СНГ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, со своей стороны, их раскритиковала. Глава Бюро ОБСЕ по правам человека в Казахстане, например, заявил, что не знает ни одной демократической страны, в парламенте которой заседала бы только одна партия.
Как ни удивительно, в конце года ОБСЕ все же разрешила Казахстану стать председателем этой организации в 2010 году. В Астане, для которой данный вопрос был давним (и безуспешным) пиар-проектом, это известие восприняли как победу казахской дипломатии, демократии и лично Назарбаева. Скептики, однако, считают, что ОБСЕ таким образом проявила слабость, а Запад в очередной раз сделал выбор в пользу казахских нефти и газа, ради которых он готов время от времени выполнять капризы Астаны.
В конце 2007 года "винная война" между Молдавией и Россией, которая продолжалась более полутора лет, наконец, завершилась. В ноябре российскую границу пересекли первые фуры с молдавским алкоголем, а за последовавший месяц объем этой продукции, доставленной в РФ, превысил 400 тысяч литров. Правда, ни о какой победе Кишинева в этой "войне" говорить не приходится.
За то чтобы вернуть на российский рынок "Изабеллу" и "Фетяску", Молдавии пришлось заплатить довольно высокую цену. Еще в ноябре 2006 года разрешение Москвы на экспорт было вроде бы получено, однако потребовался еще год, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки. За это время Молдавия, в частности, пустила Россию в ВТО и выпустила из тюрьмы советника Анатолия Чубайса Валерия Пасата . Полагают, что Кишинев также "расплатился" отказом от дружбы с Западом и дополнительными гарантиями для российских военных в непризнанной республике Приднестровье.
После полугода подобных взаимоотношений молдавское руководство вышло из себя. Когда выяснилось, что Роспотребнадзор, сменивший гнев на милость, выдал разрешения только нескольким компаниям с российским капиталом, президент республики сам запретил торговать вином с Россией до тех пор, пока сосед не одумается и не снимет все запреты. Впрочем, в октябре, когда "индульгенции" из Москвы получили полтора десятка компаний, запрет все же был снят.
Между тем за время отсутствия на российском рынке молдавского алкоголя его заменили вина из Европы и Латинской Америки. Если раньше молдавская продукция выигрывала за счет низкой цены, то после возвращения в РФ ее цена, по подсчетам экспертов, вырастет в среднем на треть. Впрочем, у Кишинева еще есть возможность оставить за собой последнее слово. В парламенте республики готовится законопроект, который ужесточит условия импорта водки в Молдавию (в том числе, разумеется, и российской). Правда, едва ли власти решат использовать это как аргумент в противостоянии с Москвой. Ведь российские санитарные службы в любой момент вновь могут обнаружить в молдавском вине "вредные примеси".
Ровно 16 лет прошло с тех пор, как Ислам Абдуганиевич Каримов в первый раз возглавил Узбекистан. Какие только способы не применял впоследствии этот одаренный государственный деятель, чтобы сохранить за собой власть. И сохранил! Хотя законность участия Каримова в прошедших 23 декабря выборах многие ставили под сомнение, глава республики набрал на них 88,1 процента голосов. Эти цифры, как и на всех предыдущих голосованиях, вовсе не являются доказательством великой любви граждан республики к своему руководителю. Просто узбекский лидер поступает очень грамотно - тех, в ком он видит соперников, он устраняет, а потом позволяет баллотироваться за компанию с собой каким-то малоизвестным личностям, голосовать за которых большинство просто боится. Отсюда и результат.
Словом, в Узбекистане царит этакая феодальная демократия. Хотя очевидно, что президент страны попросту загнал себя в угол - бросить бразды правления страной он не может и не хочет не только потому, что жаждет власти. Но и потому, что доверить эту власть элементарно некому. Каримов нейтрализовал всех мало-мальски проявивших себя лидеров - или посадил за решетку, или заставил покинуть страну, или приблизил, сделав верными слугами. А верный слуга, как известно, может только укусить хозяина, но полноценно заместить его - вряд ли.
На что в дальнейшем рассчитывает президент Узбекистана, сложно понять. Эта страна не похожа на какой-нибудь Люксембург, которым можно править спустя рукава, возложив половину своих обязанностей на различные международные организации. Республика, где традиционно сильны позиции исламских экстремистов, в двух шагах от которой находится бурлящий Афганистан, и в которой власть делят враждующие кланы, нуждается в твердой руке. Таковая у Каримова имеется. Даже две. Вот только не прослеживается пока в действиях президента никакой перспективы, будто он уже давно решил, что после него хоть потоп.
С другой стороны практически полная закрытость узбекского политикума позволяет предполагать, что Каримов все же готовит себе преемника. Должен же он когда-нибудь уйти на покой? Хотя бы через те семь лет, на которые он избран президентом на этот раз. Хотя Ислам Абдуганиевич может увеличить себе срок до десяти лет, а потом еще раз изменить конституцию или провести какой-нибудь референдум, а потом еще раз и еще и еще… Если здоровье позволит.
После смерти Туркменбаши Сапармурата Ниязова в декабре прошлого года и вплоть до 11 февраля нынешнего года все стороны, заинтересованные в происходящих в Туркмении событиях, ожесточенно спорили, что принесет этой стране президентство человека с богатым наследством и труднопроизносимым именем - Гурбангулы Бердымухаммедов. Казалось бы, страна лишилась своего, не побоимся этого слова, вечного лидера, и какой груз должен был свалиться на его наследника, обязанного продолжать дело Великого Сердара!
Но Гурбангулы Бердымухаммедов справился. Прежде всего он, еще не будучи избранным президентом, дал понять, что не потерпит у себя в стране тех лиц, которые сбежали из нее при его предшественнике. Таким образом, всевозможным оппозиционерам, уже делавшим громкие заявления по поводу туркменского газа, возвращение в Туркмению было заказано.
Приняв на себя всю полноту власти, новый туркменский лидер заявил, что готов действовать в традициях Туркменбаши, но все же помягче. Бердымухаммедов понемногу свел на нет наиболее вопиющие атрибуты слепого поклонения Ниязову, но обязал сограждан уважать и чтить его как человека, равного которому в туркменской истории еще не было. То есть плавить золотую статую Ниязова не стал, да и зачем - немало найдется туристов, чтобы поглядеть на этакую диковинку.
Хотя во внутренней политике Бердымухаммедов, надо признаться, мало чем отличается от Баши, он все же разрешил согражданам читать иностранную прессу и даже открыл им доступ в Интернет, что во времена Ниязова сложно было себе представить. Президент не отказывается от почетных наград и званий, но не переименовывает улицы и месяцы, не называет города в свою честь, не учит туркменов, как нужно создавать семью, и не делится своей мудростью со всей планетой. И это уже радует. Правда, официальным сайтом Бердымухаммедов пока так и не обзавелся. Но ничего, если нынешний президент осилит хотя бы треть срока Ниязова, то впереди у него еще много времени.
Середина года в Эстонии прошла под знаком "бронзовой ночи". Процедура по переносу захоронения красноармейцев с холма Тынисмяги, которая по сути не является чем-то из ряда вон выходящим, вызвала конфликт между Москвой и Таллином, спровоцировала волну погромов в столице республики и негативно сказалась на некоторых отраслях эстонской экономики.
Замысел эстонских властей сделать все "по закону", наверное, был бы неплох, если бы от него с самого начала отделили идеологическую составляющую. На деле после принятия закона "О воинских захоронениях", который позволял перенести братскую могилу и памятник Воину-освободителю как расположенные в "неподходящем месте", руководству страны понадобился еще и закон "О сносе запрещенных сооружений", направленный непосредственно против советских памятников (его, правда, президент Эстонии отклонил). А после того как начавшиеся раскопки стали сигналом для массовых беспорядков, выяснилось, что власти к такому сценарию не готовы.
На этом фоне уже не столь важно, были беспорядки организованы Москвой, как утверждает руководство Эстонии, или нет. Власти республики в этом конфликте умудрились наступить, наверное, на все возможные грабли. То, что топорная антиэстонская кампания, устроенная Россией в ответ, скорее, прибавила Эстонии симпатий со стороны международного сообщества, может служить республике слабым утешением. А Бронзовый солдат и братская могила в итоге все же были перенесены на военное кладбище. Правда, общей церемонии в честь павших не получилось: представители РФ устроили альтернативное мероприятие. Впрочем, то, что высокие стороны не переругались у многострадального памятника, уже можно считать прогрессом.
Осень 2007 года стала одним из наиболее сложных эпизодов для грузинских политиков, пришедших к власти после "революции роз". Под вопросом оказался не только их демократический имидж, но и - что, возможно, более важно для международного сообщества - сама их способность сохранить власть, не выходя за принятые в демократиях Запада рамки.
Поводом для массовых выступлений оппозиции стало возвращение Ираклия Окруашвили в публичную политику. Сам по себе бывший министр, который так и не успел подкрепить свои громкие обвинения доказательствами, не смог нанести существенного урона своим бывшим союзникам по "революции". Однако его арест и последовавшая за этим расправа над отступником послужили стимулом для того, чтобы оппоненты власти объединились.
В начале ноября перед зданием парламента в Тбилиси начались многотысячные акции протеста: оппозиция сначала выдвинула несколько требований к власти, однако затем стала требовать только отставки президента Грузии Михаила Саакашвили. Власть договариваться с оппонентами не пожелала, более того, не стала и дожидаться, пока митингующие, ряды которых редели с каждым днем, решат разойтись сами. Очевидно, Саакашвили решил, что демонстрантов можно разогнать без особых неприятных последствий.
Это, как известно, было ошибкой. Разгон митинга и последовавшее за ним введение ЧП получили крайне резкие оценки со стороны Запада. Власть была вынуждена идти на уступки. Через несколько дней после ноябрьских событий были назначены досрочные президентские выборы. Основные конкуренты Саакашвили определились довольно быстро. Вопрос о том, за кем останется президентский пост, решится уже в начале января.
На первом месте нашего хит-парада, и пусть не серчают на такое определение патриоты в Киеве или во Львове, традиционный украинский бедлам, которым пока не может похвастаться даже Киргизия - еще одна жертва повышенной политизированности своего общества.
Справедливости ради надо заметить, что этот бедлам не всегда был таким уж традиционным. Все началось после "оранжевой" революции 2004 года. Люди, которые пришли к власти, в тот момент оказались к ней не готовы. Это, а также пресловутое разделение страны на "восток" и "запад", привело к тому, что смена правительств, политические кризисы, скандалы и перевыборы стали для украинцев тяжелыми буднями, а не чем-то из ряда вон выходящим.
В марте этого года, воспользовавшись тем, что часть депутатов Верховной Рады из "оранжевого" лагеря перешла в стан Виктора Януковича , Юлия Тимошенко и пропрезидентская фракция "Наша Украина" начали активную кампанию за разгон парламента и проведение перевыборов. Мотивировалось это тем, что депутаты не имеют права бегать из фракции во фракцию, как подгулявшая молодежь бродит из кабака в кабак.
На Майдане опять появились разноцветные палатки, политики до хрипоты лаялись на теледебатах, и вся обстановка настолько накалилась, что президент страны Виктор Ющенко аж четыре раза распустил Раду, причем в первых двух случаях его решение оспаривалось в Конституционном суде. Затем там же оспаривалось то, что Рада не послушалась президента и не распустилась, затем сам суд попал в блокаду тогдашней оппозиции, затем МВД штурмовало Генпрокуратуру, а Генпрокуратура при наличии двух генпрокуроров не могла принять ни одного решения. И так далее.
В итоге депутаты из блока Тимошенко и "Нашей Украины" сложили свои мандаты, Рада была распущена, и 30 сентября украинцы выбрали новый парламент. Большинство, пусть с перевесом всего в три голоса, в нем получили опять-таки Тимошенко и новый "оранжевый" гибрид - блок "Наша Украина - Народная Самооборона". После затянувшихся на два месяца дискуссий им все же удалось сформировать коалицию и выбрать Юлию Тимошенко новым украинским премьер-министром. Честь ей и хвала хотя бы за то, что на некоторое время страна отдохнет от бесконечных свар. Да и вообще напористость Леди Ю, способствовавшая ее триумфальному возвращению во власть, заслуживает только уважения.
И если вдруг президент Ющенко решит в очередной раз указать ей на дверь, как уже случалось в их совместной деятельности, шансы Тимошенко обскакать Виктора Андреевича во время следующей президентской гонки вырастут многократно. Хотя все будет опять-таки зависеть от того, что у Тимошенко получится на посту премьера. Хотя… За красивые глазки народ, конечно, не голосует, но скажите, пожалуйста, за что голосовали избиратели Тимошенко в последний раз?