1 февраля IT-издания всего мира обсуждали только одну тему - недружественное поглощение второго по величине интернет-поисковика. Корпорация Microsoft готова обменять каждую акцию Yahoo! на 31 доллар или 0.9509 акции самой Microsoft. Сумма предложения составляет 44,6 миллиарда долларов. Потенциально это крупнейшая сделка на интернет-рынке.
Сказать, что Microsoft предложила щедрую сумму - значит не сказать ничего. Корпорация оценила портал на 62 процента выше его рыночной стоимости на 31 января. К этому времени дела у Yahoo! шли не очень хорошо.
29 января компания опубликовала довольно разочаровывающий финансовый отчет за четвертый квартал 2007 года и весь год. Так, чистая прибыль за последние три месяца года составила всего 206 миллионов долларов. В тот же период 2006 года сумма была на 63 миллиона долларов больше. Квартальная выручка составила 1,8 миллиарда долларов. За год менеджерам удалось увеличить ее всего на восемь процентов.
Для сравнения, главный конкурент Yahoo!, компания Google, даже с гораздо лучшим отчетом (выручка - 4,8 миллиарда долларов, прибыль - 1,2 миллиарда) разочаровала инвесторов.
В состоянии стагнации Yahoo! находится уже довольно долгое время. Терри Семел (Terry Semel), руководивший Yahoo! с 2001 года, увеличил стоимость акций компании на 148 процентов. Это очень мало. Google за более короткий срок подорожал в шесть раз.
В конце 2006 года Семел начал реструктуризацию компании, уволив исполнительного директора и руководителя информационных сайтов. Акции, который в начале января стоили 25,54 доллара, уже к середине февраля подорожали до 29-32 долларов. Счастье длилось недолго. Уже в мае началось падение. В июне Семел уволился с поста гендиректора, став неисполнительным председателем совета директоров.
Вакантное место занял один из основателей портала, Джерри Янг (Jerry Yang). В западной бизнес-традиции вообще существует такой сюжет - в терпящую бедствие компанию приходит отец-основатель и делает ее лидером рынка. В качестве примера обычно приводят Apple. Однако в этот раз знакомый сюжет развивался совсем иначе.
Янгу не удалось сдержать падение. С 18 июня котировки упали более чем на 30 процентов, с 27,13 доллара до 18,84. В конце января компания официально объявила о намерении уволить тысячу сотрудников для сокращения издержек.
31 января зазвонил телефон Янга.
Это звонил Стив Балмер, глава Microsoft. Он обсудил с Янгом ситуацию, и, возможно, тогда предложил купить компанию. Что ответил Янг, неизвестно.
Надо думать, Стив Балмер звонил не в первый раз. Переговоры на щекотливую тему Microsoft вела с Yahoo! уже 18 месяцев (в опубликованном письме членам совета директоров Балмер называет конец 2006 и начало 2007 года). Тогда Yahoo! ответила отказом.
Неизвестно, как дело развивалось дальше, но только 31 января было объявлено, что Терри Семел покидает совет директоров Yahoo!. Терри перед уходом сделал заявление. Он считает, что подошло время для ухода из совета директоров, так как компания "продвигается вперед под новым руководством". Даже если он на тот момент не знал о готовящейся сделке, в его словах можно увидеть некую грустную иронию.
Несмотря на щедрость Microsoft подала свое предложение в довольно жесткой форме. В письме совету директоров Балмер утверждает, что у Yahoo! за прошедший с ее отказа год не осталось другого выбора кроме как пойти на сделку.
В документе содержится и определенная доля чисто делового ехидства. Не упоминая увольнение тысячи человек, которое инвесторы не одобрили, Microsoft сообщает, что по ее расчетам объединение двух компаний в одну позволит ежегодно экономить по миллиарду долларов.
Сначала представители Yahoo! не комментировали происходящее. Но когда акции Yahoo! подорожали на 60 процентов, пресс-служба выпустила очень осторожный релиз. В нем говорилось, что топ-менеджмент "внимательно и срочно" рассмотрит предложение Microsoft и примет оптимальное для акционеров решение. Оптимальное в долгосрочной перспективе.
По крайней мере, сразу не отказали.
"Рынок онлайн-рекламы растет очень быстрыми темпами. В 2007 году его объем составил 40 миллиардов долларов. К 2010 году этот показатель увеличится до 80 миллиардов. [...] Сейчас этот рынок все больше захватывается одним игроком. Вместе Microsoft и Yahoo! смогут предложить конкурентный выбор потребителям и партнерам". Именно это - основной аргумент Microsoft в пользу сделки.
Тот "один игрок", о котором идет речь - Google со своей системой контекстной рекламы Adsense. Google обладает самой популярной поисковой платформой, что приносит ему огромное количество показов страниц. В декабре 2007 года, по подсчетам ComScore, на Google пришлось 62 процента общемировых поисковых запросов. Доля запросов Yahoo!, сделавшей в свое время ставку на портальную структуру, составляет всего 12,8 процента. У Microsoft она еще ниже - 5,2 процента. Ее обгоняет даже "китайский Google" - Baidu.
Таким образом, если положение Yahoo! и Microsoft на поле контекстной рекламы вообще не критическое, то на поле поисковой - близко к критическому. По данным аналитиков, Microsoft намерена занять 30 процентов рынка поисковой рекламы.
Если посмотреть на графики, то видно, что волнует Microsoft. Доля Google в поиске постоянно растет. Доля Yahoo медленно (1-1,5 процентных пункта за полгода) снижается. Компания Балмера теряет рынок с большей скоростью - 2-3 процентных пункта за тот же период.
Неудивительно, что Microsoft готова переплатить за Yahoo!.