Забастовка железнодорожников в Венгрии парализовала не только эту восточноевропейскую страну, но и ее соседей. В числе пострадавших оказались украинцы и россияне. Люди, пытавшиеся выехать из России на Балканы на отдых или с деловыми целями, сейчас считают убытки, которые, впрочем значительно уступают моральному ущербу. Между тем стачке пока конца не видно.
В понедельник железные дороги Венгрии встали. Это событие оказалось не столь уж и неожиданным, если учитывать, что для железнодорожников это забастовка стала отнюдь не первой за последние полгода. Первый раз венгры не вышли на работу еще в ноябре 2007 года, но та забастовка ограничилась лишь несколькими часами. С 1 февраля стачки возобновились, а с понедельника перешли в бессрочную фазу.
Последняя стала реальностью из-за срыва переговоров между правительством Венгрии и железнодорожным профсоюзом. Рабочие требовали себе повышения зарплаты на 10 процентов, а также выплаты им единовременного бонуса в размере 2,5 заработных плат.
Их желания вполне понятны - инфляция в 2007 году подскочила до 7,8 процента в сравнении с 3 процентами в 2006-м. Руководство страны, в свою очередь, пытается всячески урезать государственные расходы из-за колоссального бюджетного дефицита, крупнейшего в Европе в процентном отношении к ВВП. Правительство было готово поднять зарплаты только на 6,8 процента, и железнодорожники в ответ лишь укоризненно покачали головой, продолжив забастовку.
Интересно, что реально бастуют только 14 процентов всех сотрудников венгерских железных дорог. Однако среди них непропорционально преобладают проводники и инспекторы по безопасности, так что даже такому количеству забастовщиков удается почти полностью остановить железнодорожное сообщение.
Причем, судя по всему, проблема не разрешится в ближайшее время. Стороны не только не близки к достижению консенсуса, но напротив, лишь подогревают обстановку своими высказываниями. Так, министр экономики и транспорта Венгрии Чаба Какоши (Csaba Kakosy) заявил, что профсоюзные боссы-де специально провоцируют рабочих на стачку накануне референдума, важного для проведения ряда непопулярных экономических реформ.
Между тем, взрыв активности венгерских трудящихся попортил уже немало крови отдыхающим из сопредельных стран и не только. Россияне оказались в числе первых пострадавших. РЖД уже отправило обратно в Москву пассажирские вагоны, следовавшие в Венгрию.
Российские пассажирские перевозки через территорию Венгрии осуществлялись по четырем маршрутам (Будапешт, Белград, Загреб и Венеция) в прицепных беспересадочных вагонах к поезду "Тисса" (Москва - Ужгород). Теперь эти вагоны следуют только до станции Чоп на украинско-венгерской границе. РЖД вынуждено принимать к возврату уже купленные на соответствующие поезда билеты.
К счастью, пассажирам, следующим в обратном направлении, в Россию, повезло чуть больше. Их вагоны венгерские железнодорожники решили пропустить. Однако на этом уступки, которых России и Украине удалось добиться от разозленного мадьярского пролетариата, закончились.
Стоит отметить, что следовавшие в Венгрию российские и украинские пассажиры философски отреагировали на возникновение неожиданного препятствия. По словам очевидцев, они спокойно сели в автобусы или поймали такси и двинулись через границу самостоятельно. Впрочем, как пишет украинская газета "Сегодня", венгерские проблемы обойдутся путешественникам минимум в несколько десятков, а некоторым и в сотни евро.