Новости партнеров

"Грэмми" для Эми

Триумфатором юбилейной церемонии Академии звукозаписи стала молодая британская певица

Трансляция выступления Эми Уайнхаус на церемонии "Грэмми". Фото AFP

Свой полувековой юбилей Академия звукозаписи США отметила не только с традиционным размахом, но и толикой ностальгии. Круглая дата волей-неволей заставила академиков оглянуться назад и подвести некоторые итоги. Может быть, именно поэтому некоторые моменты шоу были так особенно эмоциональны и трогательны.

Соответствующий тон был задан уже в самом начале церемонии, когда Алиша Кис исполнила песню "Learnin' the Blues" в "дуэте" с Фрэнком Синатрой, подпевавшим ей с телеэкрана.

Не менее впечатляюще позже выступили хард-рокеры Foo Fighters в сопровождении целого оркестра, которым дирижировал басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс. Яркое посвящение The Beatles устроили актеры труппы Cirque Du Soleil и фильма-мюзикла "Across the Universe". Наконец, посетители Staples Center стали свидетелями первого за семь лет выступления Тины Тернер, исполнившей совместно с Бейонсе попурри из своих хитов.

Ностальгический тон в целом был соблюден и при раздаче золотых граммофонов. Первая награда вечера досталась покойному Джонни Кэшу (Johnny Cash). Легенда кантри победил в номинации "Лучшее короткое музыкальное видео" с композицией "God's Gonna Cut You Down".

В рок-номинациях доминировал Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), получивший три премии "Грэмми". Среди победителей в категории поп-музыки замечены Джони Митчелл (Joni Mitchell) и Роберт Плант (Robert Plant). Главные награды в жанре R&B поделили Чака Хан (Chaka Khan), Алиша Кис (Alicia Keys) и Принц (Prince).

Предсказуемым триумфатором рэп-номинаций стал Канье Уэст (Kanye West). Еще до начала церемонии он считался абсолютным фаворитом "Грэмми", претендуя со своей пластинкой "Graduation" на восемь наград Академии звукозаписи. В итоге он первенствовал в четырех из пяти рэп-категорий.

Среди победителей джазовой категории необходимо выделить посмертный альбом "Pilgrimage" тенор-саксофониста Майкла Брекера (Michael Brecker), удостоенный двух граммофонов, а также пластинку пианиста Херби Хэнкока (Herbie Hancock) "River: The Joni Letters", являющуюся посвящением Джони Митчелл.

Классические номинации представляют отдельный интерес, поскольку в них довольно часто бывают номинированы россияне. В 2008 году академики присудили "Грэмми" Юрию Башмету и ансамблю "Солисты Москвы". Их альбом "Stravinsky: Apollo, Concerto In D; Prokofiev: 20 Visions Fugitives" стал первым в категории "Лучшее исполнение малым ансамблем". Кстати, год назад музыканты уже номинировались в этой категории, но без успеха.

Помимо Башмета, среди соискателей юбилейного граммофона была и оперная певица Анна Нетребко. Ее пластинка "Russian Album", записанная совместно с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра, номинировалась в категории "Лучший классический вокал", но проиграла альбому Лоррейн Хант Либерсон (Lorraine Hunt Lieberson) и Питера Либерсона (Peter Lieberson) "Neruda Songs" на стихи чилийского поэта Пабло Неруды (Pablo Neruda).

Из менее популярных категорий нельзя не выделить "Разговорный жанр", в котором в нынешнем году победил сенатор-демократ от штата Иллинойс и кандидат в президенты США Барак Обама с диском "The Audacity Of Hope: Thoughts On Reclaiming The American Dream". При этом потенциальный американский лидер опередил бывших Билла Клинтона и Джимми Картера, также номинированных в категории.

Как водится, самое интересное случилось в конце церемонии, когда настало время вручения наград так называемой "большой четверки": "Запись года", "Песня года", "Альбом года" и "Дебют года".

Три главных золотых граммофона к вящей радости публики достались самой скандальной из номинанток "Грэмми" - молодой британской певице Эми Уайнхаус (Amy Winehouse). К своим 24 годам она уже успела испытать на себе все радости и горести шоу-бизнеса. В активе Эми две замечательные пластинки в условном стиле "ретро-поп", несколько международных хит-синглов, алкогольная и наркотическая зависимость, конфликты с законом и пристальное внимание таблоидов всего мира.

Выступление Эми Уайнхаус на "Грэмми" было запланировано в качестве одного из главных номеров шоу. Однако незадолго до церемонии певица была вынуждена лечь в реабилитационную клинику для прохождения курса лечения от наркотиков. Тем самым Уайнхаус невольно опровергла свой собственный хит "Rehab" ("They tried to make me go to rehab, I said, no, no, no").

После пребывания в больнице Уайнхаус собралась было в Лос-Анджелес, но тут в дело вмешалось правительство США, отказавшее ей в визе. Правда, через день чиновники изменили свое решение, но лететь в любом случае уже было поздно. В итоге Эми наблюдала за своим триумфом из Лондона, с которым через спутник был установлен специальный видео-мост.

Перед вручением "большой четверки" у Эми, имевшей шесть номинаций на "Грэмми", уже были награды за "Лучший женский вокал" и "Лучший альбом с вокалом" в категории "Поп-музыка". Очевидно, певица была готова этим и ограничиться, поскольку она едва ли не минуту не могла прийти в себя после того, как была признана "Лучшим новым артистом", а "Rehab" удостоена титулов "Запись года" и "Песня года". Выйдя из оцепенения, Эми бросилась обнимать свою маму и музыкантов в лондонской студии, в то время как весь зал Staples Center в Лос-Анджелесе скандировал ее имя.

Когда дело дошло до последней номинации вечера, - "Альбом года" - похоже, никто не сомневался, что и в ней победит альбом Эми "Back To Black". Однако Академия припасла напоследок еще один приятный сюрприз, присудив награду пластинке "River: The Joni Letters" Херби Хэнкока.

Таким образом, работа Хэнкока стала всего лишь вторым в истории "Грэмми" джазовым альбомом, удостоенным главного граммофона. Первой в 1964 году была пластинка "Getz/Gilberto" Стэна Гетца (Stan Getz) и Жоао Жилберто (Joao Gilberto).

Получая награду, Херби Хэнкок поблагодарил Академию за нарушение этой не доброй традиции и посетовал на то, что столь высокой награды в прошлом не были удостоены его учителя Майлз Дэвис (Miles Davis) и Джон Колтрейн (John Coltrane).

А счастливая Эми Уайнхаус, спев из Лондона свое знаменитое: "Они пытались положить меня в клинику, но я сказала: нет, нет, нет", послушно отправилась долечиваться в больницу и ждать, когда ей по почте пришлют заветные граммофоны.

Культура00:0328 января

«Мы на жизнь смотрим одним непрерывным кадром»

Как снять Первую мировую войну одним планом и получить 10 номинаций на Оскар: интервью Сэма Мендеса