23 марта было объявлено вознаграждение в десять миллионов рублей за любую информацию, которая поможет выйти на след заказчиков и исполнителей убийства председателя ГТРК "Дагестан" Гаджи Абашилова. Абашилов был убит в центре Махачкалы 21 марта примерно в 20.00 по московскому времени. Его автомобиль был обстрелян из автомата Калашникова возле супермаркета "Ташкент".
Убийство Абашилова выбивается из общего ряда преступлений, совершенных в Дагестане против видных чиновников и общественных деятелей. Хотя глава ГТРК и был из "местных", все же его должность подразумевала, что он является проводником политики центра в республике. Телевидение остается одним из главных инструментов Кремля, и убийство человека, отвечавшего за информационную работу в крупном субъекте федерации - это событие федерального масштаба. Не случайно расследование под свой контроль взяли председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и генпрокурор Юрий Чайка.
О том, что убийство было заказным и спланированным, говорят обстоятельства происшедшего - киллеры за Абашиловым следили и подготовили хороший план для отхода, поскольку их не нашли. За подобной акцией, очевидно, стоят серьезные интересы и деньги. Но это, собственно, и все, что можно сказать наверняка. Дальше начинаются вопросы, ответы на которые может дать только следствие.
Первая версия, которая появилась сразу, - это причастность к убийству ваххабитского террористического подполья. По формальным признакам такая трактовка происшедшего имеет право на существование, ведь Абашилов олицетворял ненавидимый экстремистами федеральный центр. Указанную версию, в частности, поспешил озвучить пресс-секретарь главы Дагестана Муху Алиева Расул Хайбуллаев. "Гаджи Абашилов находился на острие идеологической борьбы, - заявил он "Коммерсанту". - Именно поэтому его имя было внесено боевиками в так называемые расстрельные списки".
Российские СМИ версию подхватили, добавив, что в списки эти Абашилов попал уже 1999 году, после вторжения боевиков из Чечни в Дагестан. Версия об экстремистах, судя по всему, получила одобрение Москвы. Об этом можно судить по словам гендиректора ВГТРК Олега Добродеева, особого подчеркнувшего роль погибшего коллеги в борьбе с экстремизмом.
В то же время в материале "Российской газеты", вышедшем в понедельник, сказано, что в "расстрельных списках" боевиков Абашилов вовсе не состоял и упорной борьбой с экстремизмом не отличался. В списках этих наверняка были и более заметные персоны.
Поддержка окружением главы Дагестана Муху Алиева "ваххабитской версии" могла быть целенаправленной. Ведь другие две наиболее вероятные причины гибели Абашилова выставляют администрацию республики в невыгодном свете. Первая из "неудобных" версий состоит в том, что инструментом перераспределения должностей в дагестанском правительстве, как и при предшественнике Алиева, продолжает оставаться автомат Калашникова. Канал, во главе которого стоял Абашилов, зарабатывал заметные деньги на рекламе, а потому должность его председателя представляла интерес для конкурентов погибшего. На одного из предшественников Абашилова на посту главы ГТРК в июне 2004 года также было совершено покушение.
Наконец, третья из наиболее вероятных версий состоит в том, что убийство Абашилова действительно было совершено по политическим мотивам, но только пал он жертвой не борьбы республиканского руководства с ваххабитами, а противоречий внутри дагестанских элит. Абашилова называют человеком Алиева, для разъяснения политики которого глава местной ГТРК и использовал телевидение. Позиции Алиева в республике эксперты не считают прочными, реальных инструментов власти у него, по их мнению, нет. В этих условиях роль ТВ особенно возрастала. Возможно, оппоненты Алиева решили отобрать этот инструмент столь радикальным способом.
По данным СМИ, у Абашилова были также связи с мэром Махачкалы Саидом Амировым. Как пишет "Независимая газета", Амиров патронировал неформальный политический блок, от которого Абашилов был депутатом в Народном собрании республики. Отношения Амирова и Муху Алиева не были простыми, и глава ГТРК мог запутаться в перипетиях конфликтов двух наиболее заметных политиков республики.
Связь убийства Абашилова с гибелью ранее в тот же день корреспондента "Первого канала" Ильяса Шурпаева пока не прослеживается. Хотя оба, как сообщают СМИ, входили в "черный список" местной газеты "Настоящее время" (их материалов было решено не публиковать), все же это обстоятельство вряд ли имеет отношение к их убийству - газета является частной и может публиковать, кого хочет.
Интересно лишь то, что Абашилов был убит, когда возвращался от родственников Шурпаева, которым выражал соболезнования. Это напоминает тактику террористов на Кавказе, когда покушение на более крупного чиновника происходит в тот момент, когда он прибывает на место гибели коллеги, занимавшего менее значимую должность. Впрочем, это может быть обычным совпадением.
Разумеется, возможны и другие версии происшедшего. Однако и уже существующие дают картину нынешней политической и экономической жизни Дагестана. Кто бы ни стоял за убийством Абашилова, Москва заинтересована в скорейшем раскрытии этого преступления. Вот только наказание виновных, если те занимают высокие посты, может привести к дестабилизации обстановки в республике, а потому его, вероятно, отложат до лучших времен.