Известия о несанкционированном просмотре личных данных участников президентской гонки сотрудниками Госдепартамента США последовали одно за другим в течение суток. Вечером 20 марта было объявлено о том, что двух сотрудников консульского отдела уволили, а на одного наложили дисциплинарное взыскание за интерес, проявленный к сведениям о кандидате от демократов Бараке Обаме. 21 марта представители сперва Хиллари Клинтон, а затем и республиканца Джона Маккейна заявили, что в личные данные этих кандидатов тоже заглядывали без соответствующего разрешения.
По версии официального представителя Госдепартамента Шона Маккормака, сотрудниками руководило обычное любопытство. С этой точкой зрения согласились все опрошенные журналистами представители администрации Джорджа Буша. Однако штаб Барака Обамы потребовал расследования обстоятельств просмотра личных данных о кандидате.
Файлы, которые смогли просмотреть не в меру любопытные сотрудники консульского отдела Госдепартамента, содержали информацию о месте рождения, семейном положении, возрасте, роде занятий и физических характеристиках кандидатов. Помимо этого, в досье могли содержаться сведения, которые могут служить основанием для отказа на выдачу паспорта или, наоборот, разрешения. В частности, к такого рода личным данным относятся финансовые и медицинские отчеты, свидетельства о рождении и крещении, а также информация о криминальном прошлом человека. Наконец, в досье могли быть номера полисов социального страхования кандидатов, которые являются строго охраняемой конфиденциальной информацией. Дело в том, что используя этот номер, злоумышленник может оформить кредитную карту на имя ничего не подозревающего человека.
Навряд ли сотрудники Госдепартамента хотели воспользоваться именами Хиллари Клинтон, Барака Обамы или Джона Маккейна для получения кредита. При этом версия о том, что сотрудникам просто хотелось узнать, какого на самом деле цвета глаза у бывшей первой леди, какого роста республиканский сенатор и является ли Барак Обама крещеным христианином, кажется вполне правдоподобной. Однако обнародованные в минувшие выходные подробности дела наводят на мысль о том, что в нем все же могли быть замешаны чьи-либо политические интересы.
Хиллари Клинтон пообещала внимательно следить за ходом расследования, поскольку сама пострадала от действий сотрудников Госдепартамента. В этом заявлении бывшая первая леди имеет в виду недоразумение, случившееся летом 2007 года. Один из посетителей занятий по использованию справочной системы консульского отдела попытался просмотреть данные о Клинтон. Согласно официальной версии, проходившим обучение сотрудникам предложили попробовать найти в базе данных сведения о каком-либо человеке (желательно, одном из членов своей семьи), и один из обучавшихся "просто для примера" ввел фамилию Клинтон. Попытку вовремя заметили и остановили.
Просмотр персональной информации Барака Обамы и Джона Маккейна простой случайностью не объяснить. Система зафиксировала три несанкционированных запроса данных о чернокожем сенаторе в 2008 году: 9 января, 21 февраля и 14 марта.
Все три сотрудника Госдепартамента, проявивших интерес к информации о кандидате, работали по контракту. Сразу после того, как в прессе появились сообщения об увольнении двух из них, с разных сторон стали поступать требования обнародовать названия компаний, на которые работали провинившиеся. Требования были удовлетворены, и результаты удивили многих: компании, предоставлявшие Госдепартаменту столь любопытных сотрудников, оказались прямо или косвенно связаны с кандидатами от Демократической партии.
Двое уволенных сотрудников работали по контракту на компанию Stanley Inc., буквально неделю назад продлившую договор с Госдепартаментом на пять лет. Сумма договора составила 570 миллионов долларов. Работа по контракту является достаточно распространенным способом оформления взаимоотношений с сотрудниками больших компаний и государственных учреждений, поскольку увольнение "контрактника" чревато меньшими юридическими проблемами для компании-нанимателя. Stanley Inc. сотрудничала с Госдепартаментом США с 1992 года.
Главой компании Stanley Inc. является Филип Нолан (Philip Nolan), сторонник Хиллари Клинтон, пожертвовавший в ее предвыборный фонд тысячу долларов. Однако еще более подозрительной выглядит ситуация с третьим провинившимся сотрудником Госдепартамента, который работал там по контракту с компанией The Analysis Corporation (TAC). Президент TAC Джон Бреннан (John Brennan) не только пожертвовал в предвыборный фонд Барака Обамы 2300 долларов, но и имеет непосредственное отношение к его предвыборной кампании. Бреннан консультирует чернокожего сенатора по вопросам внешней политики, а также деятельности служб разведки.
При этом сотрудники Stanley Inc., злоупотребившие служебным положением, были уволены практически сразу: один через несколько дней после просмотра досье Обамы в январе, второй в марте. А сотрудник TAC, проявивший любопытство 21 февраля, отделался выговором. Это вызвало множество вопросов как у журналистов, так и у специалистов в области корпоративного права, тем более, что этот сотрудник провинился дважды: в персональные данные республиканца Джона Маккейна заглядывал он же. Правда, руководство TAC принесло свои извинения кандидатам, и в официальном заявлении сообщило, что увольнение сотрудника было отложено по просьбе Госдепартамента, представители которого попросили дать им время на проведение внутреннего расследования.
При этом отзывы руководства TAC и Госдепартамента о провинившемся сотруднике остаются достаточно высокими. Он работал там много лет, и никогда не давал начальству поводов для каких-либо претензий.
Даже если сотрудники Госдепартамента, имена которых скрывают от общественности, действительно пытались "помочь" кому-либо из кандидатов, разыскивая в досье компрометирующие сведения о его соперниках, доказать это будет довольно сложно. Но подозрения в использовании подобных методов предвыборной борьбы могут стать пятном на политической репутации кандидатов и деловой репутации их сторонников из TAC и Stanley Inc.