В поисках лучшей доли

Реформа МВФ снизит влияние России в этой структуре

Реформа Международного валютного фонда (МВФ) существенно понизит влияние России в этом финансовом институте. Более того, и в будущем российская доля будет, скорее всего, снижаться. Виной тому стала новая формула вычисления этой доли, весьма запутанная и сложная. Пока решение принято лишь на совете директоров организации. Ему еще предстоит подтверждение в ходе весенней сессии МВФ 12-13 апреля, однако скорее всего, оно будет принято окончательно.

Предварительное голосование в совете директоров закончилось для сторонников реформы успешно. "За" проголосовали все страны, кроме пяти - Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Аргентины и России.

Взять у богатых, дать бедным

Реформа МВФ назревала давно. В последние годы эта организация неоднократно критиковалась за то, что действует исключительно в интересах "богатых" - группы высокоразвитых стран. Наиболее радикальные критики даже утверждали, что организация существует только для того, чтобы контролировать развивающиеся государства. Пищу для подобных размышлений давали периодически случавшиеся кризисы в экономике ряда стран после оказания им консультативной и кредитной помощи со стороны МВФ (так случилось в Аргентине в 1999-м году, где либеральные реформы потерпели крах).

Поэтому все громче раздавались голоса со стороны третьего мира, требовавшие пересмотреть систему МВФ в пользу более справедливой. Существовавший расклад по квотам не отражал темпов роста многих развивающихся экономик, переставших быть теми карликами, какими их привыкли видеть на Западе в предшествующие десятилетия. Более того, многие из этих стран просто перестали нуждаться в МВФ. Затягивание с переменами грозило неизбежной гибелью организации, которая просто потеряла бы легитимность.

Реформировать МВФ предложил еще предыдущий директор-распорядитель Родриго де Рато (Rodrigo de Rato). Доля Китая, Индии и некоторых других стран возросла еще два года назад. Тем не менее, расстановка сил в организации по-прежнему не отвечала реалиям мировой экономики. Так, Евросоюз имел в ней в два раза больше голосов, чем США, и в три - чем вся развивающаяся Азия.

Хитрая формула

Новый глава МВФ Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn) энергично взялся за работу. Под его руководством фонд выработал новую формулу, в которой доля участия в организации той или иной страны зависит от целого ряда ее макроэкономических показателей. На 50 процентов эта доля определяется ВВП, причем его размер высчитывается как среднее между его оценкой по текущим валютным курсам и по паритету покупательной способности (ППС). Кроме ВВП, значение имеют также "открытость" (30 процентов), "вариативность" (потенциальная потребность страны в заимствованиях в МВФ, зависящая от изменений в экспорте, 15 процентов) и объем резервов (5 процентов).

Таким образом, упрощения формулы не произошло, напротив, все еще больше запуталось. Так, большие сомнения у экспертов вызывает коэффициент вариативности. В нем отражается величина торгового баланса страны. Однако у США, к примеру, он довольно давно находится в минусовом значении, достигающем 700 миллиардов долларов. Значит ли это, что Соединенные Штаты нуждаются в кредите МВФ?

Кроме того, эксперты опасаются, что в результате реформы произойдет "размывание" голосов, поскольку их количество у каждой из 185 стран-участников увеличится в три раза. Это увеличение, первое с основания фонда в 1945 году, сыграет на руку прежде всего многочисленным странам Африки, чья доля до нынешнего момента была крайне малой.

Доля России после перераспределения составит 2,49 процента вместо нынешних 2,78. Товарищами по несчастью нашей страны станут США, Германия, Франция и Великобритания. Зато развивающиеся страны в весе прибавят. Их суммарная доля в МВФ будет составлять до 42,1 процента вместо нынешних 40,5. Однако и в этой группе движение долей будет разным. Повысится значение Китая, Индии и Мексики, а вот процент Ирана, Египта и Аргентины сильно уменьшится.

Непросто понять, почему доля России столь серьезно снизится. Макроэкономические показатели страны довольно-таки устойчивы, а экспорт стабильно превалирует над импортом. Кроме того, РФ имеет третьи по величине в мире международные резервы. Скорее всего, здесь нас подвела недостаточная открытость экономики в сравнении с другими развивающимися гигантами. Кроме того, МВФ при разработке формулы всячески пыталась и удовлетворить Китай, от которого зависит развитие всей мировой экономики, и в то же время не ущемить интересы Евросоюза.

Никто не рад компромиссу

Часть специалистов утверждает, что России "отомстили" за крайне экстравагантную, с точки зрения традиций МВФ, выходку прошлой осенью. Тогда, напомним, проходили выборы главы организации, и Россия стала единственной страной, которая предложила альтернативную Стросс-Кану кандидатуру - чеха Йозефа Тошовски. При этом представители России забыли, что МВФ - организация глубоко забюрократизированная и закрытая. С тем же успехом альтернативного кандидата можно было бы предложить на выборах генсека КПСС в СССР. Однако вряд ли стоит объяснять злым умыслом то, что можно объяснить желанием находящейся в кризисе организации соблюсти баланс интересов.

Интересно, что даже те развивающиеся страны, которые выиграли от реформирования МВФ, не выражают особого удовольствия. Так, представитель Индии Адаш Кишоре (Adash Kishore) заявил, что полученный результат расходится с ожиданиями его страны. Тем не менее, он косвенно подчеркнул готовность голосовать на весенней сессии 12-13 апреля в пользу реформы, поскольку, по его словам, перед странами-участницами стоит выбор: либо продвинуться вперед хоть на чуть-чуть, либо остаться на месте. Такие настроения разделяются в большинстве государств, и поэтому вероятность провала голосования по реформе фонда крайне невелика.