В правительстве Владимира Путина будет на одно экономическое министерство больше: Минпромэнерго, которое возглавлял Виктор Христенко, бывший президент решил разделить на два – Министерство промышленности и торговли и Министерство энергетики. А у МЭРТ Эльвиры Набиуллиной убрал "Т".
В ходе осенней реформы правительства, когда премьер-министром стал Виктор Зубков, экономический блок претерпел едва ли не самые большие изменения. Из состава кабинета министров был выведен бывший глава Минэкономразвития Герман Греф, которого назначили в Сбербанк. Место одного из самых видных и одновременно непопулярных министров заняла мало кому известная Эльвира Набиуллина, не успевшая за осень, зиму и весну отметиться ничем значительным.
Женщина возглавила и другое министерство – Минздравсоцразвития. Руководить этим ведомством Зубков поручил Татьяне Голиковой, бывшему заместителю министра финансов. В то же время сам министр финансов Алексей Кудрин не только сумел сохранить свой пост, но и стал вице-премьером.
Можно сказать, что Владимир Путин довел реформу экономического блока, начатую Виктором Зубковым, до логического завершения, перераспределив функции между министрами и введя в кабинет новых людей.
Без союза "и"
Наиболее значимые изменения коснулись двух министерств с союзом "и" в названии: Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) и Министерства промышленности и энергетики.
Путин решил, что правильнее будет разделить бывшее ведомство Виктора Христенко на два – одно будет заниматься промышленностью, а другое – энергетикой. Сам Христенко остался в той части, которая будет заведовать промышленностью. Однако не стоит считать это назначение понижением – вместо энергетики к Минпрому добавилась торговля, взятая из-под контроля МЭРТ.
Таким образом, получилось ведомство с огромными возможностями, которое будет курировать как российскую промышленность, в том числе нефтяную и газовую отрасли, так и торговлю. Иными словами, Виктор Христенко будет отвечать за основные доходные статьи бюджета, ведь больше всего средств Россия получает от экспорта сырья.
По всей видимости, Путин уверен, что Виктор Христенко с таким объемом работы справится. Бывший глава Минпромэнерго работает в федеральных правительствах с 1997 года и является одним из немногих министров в команде Путина, который занимал руководящие посты еще во времена президентства Бориса Ельцина и никак не связан со знакомыми Путина по работе в администрации Санкт-Петербурга.
Главный энергетик
Российские СМИ утверждали, что Христенко перешел на работу в правительство по настоянию Анатолия Чубайса, руководителя РАО "ЕЭС России". Логично было бы предположить, что именно он возглавит новообразованное Министерство энергетики, ведь сама компания РАО "ЕЭС России" исчезнет в июле 2008 года в рамках реформы российской электроэнергетики.
Чубайс всегда скрывал и продолжает скрывать, чем займется после ликвидации компании. Из-за этого и казалось, что Чубайс темнит неспроста и готовится снова войти в правительство. Однако против такого назначения была позиция самого председателя правления РАО "ЕЭС России". У него, судя по заявлениям в СМИ, не самые лучшие отношения с "Газпромом", который для российской политической элиты является не только "кузницей кадров" (напомним, что Дмитрий Медведев – бывший глава совета директоров компании), но и монополией, реализующей ее внешнеполитические идеи: чего стоят хотя бы "газовые войны" с ближайшими соседями и газопроводы Nord Stream и South Stream.
В итоге министром энергетики стал не слишком известный Сергей Шматко. Ранее он возглавлял "Атомстройэкспорт". У Шматко, в отличие от Чубайса, с "Газпромом" трений возникнуть не должно. Во всяком случае, в интервью газете "Ведомости", данном в 2006 году, он заявлял, что ядерный бизнес неизменно связан с геополитикой, а также высказывался за сотрудничество "Атомстройэкспорта" и "Газпрома".
Насколько сильным будет в правительстве Путина Министерство энергетики, будет зависеть от самого Сергея Шматко. В случае неудачи он будет курировать только атомную промышленность, отдав "Газпрому", активно скупающему угольные и электроэнергетические активы, контроль над остальными отраслями энергетики.
Был МЭРТ, стал МЭР
По новой схеме экономического блока правительства получилось, что Минэкономразвития поделилось своими функциями, практически ничего не получив взамен. Это не совсем так. Во всяком случае, на этом настаивает Владимир Путин: на заседании правительства он пытался убедить собравшихся в том, что ведомство Эльвиры Набиуллиной получило "очень существенные полномочия, связанные с земельными отношениями и недвижимостью".
Иными словами, к Минэкономразвития присоединили Федеральную регистрационную службу и Роскадастр, а в дополнение к ним – Федеральную службу государственной статистики, которая раньше была подчинена правительству напрямую. Теперь ведомству Эльвиры Набиуллиной будет удобней справляться с инфляцией в России, ведь официальные данные о росте цен предоставляет именно Росстат.
Несмотря на получение ряда ведомств, влияние Эльвиры Набиуллиной в правительстве будет уменьшено: при всем уважении к Росстату и Роскадастру они не могут заменить такую огромную отрасль как торговля.
Что делать?
Когда новые министры осознают, как изменилась их жизнь, им предстоит подстраиваться под методы работы Владимира Путина. Сумев стать премьер-министром и создав новое правительство в рекордно короткие сроки, бывший президент тут же обозначил, что предстоит делать экономическому блоку.
Во-первых, он должен будет справиться с инфляцией. Эта задача лежит на всех министрах блока, но особенно на Алексее Кудрине и Эльвире Набиуллиной. Судя по тому, что ни один из них не покинул свой пост, Путин доволен обоими министрами.
Во-вторых, в речи в Госдуме 8 мая Путин намекнул на изменения в системе налогообложения и пенсионного обеспечения. Продумывать эти вопросы также будут в основном Набиуллина и Кудрин, причем большая ответственность ляжет на Министерство экономического развития. Вполне вероятно, что именно с этим связано переподчинение торговли Виктору Христенко: Набиуллиной необходимо будет сосредоточиться на самых проблемных отраслях российской экономики.
В свою очередь, Сергею Шматко предстоит проконтролировать завершение реформы электроэнергетики и выполнение амбициозных проектов: от уже упоминавшихся Nord Stream и South Stream до нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан.